III. Изучение нового материала. 1) Мотивация. Сообщение темы урока и постановка целей. Актуализация опорных знаний. 2) Формирование знаний о распределении температур. 3) Формирование знаний о распределении осадков. 4) Формирование знаний об испаряемости, о коэффициенте увлажнения. | Сообщает тему урока и просит сформулировать цели и задачи. Учитель корректирует ответы учащихся. Слайд № 1, 2 Задает вопросы учащимся: 1) какие показатели чаще всего характеризуют климат? 2) от чего зависит распределение температур на Земле? 3) что такое солнечная радиация? 4) Что такое изотермы? 5) как вычислить амплитуду температур? Слайд №3 Предлагает проанализировать карту распределения январских температур и сделать вывод. Слайд № 4 Почему изотермы имеют такое направление? Как изменяется температура и почему? Какие факторы влияют на очень низкие температуры января на Северо-востоке и в Сибири? Объясняет формирование полюса в районе Оймякона. Предлагает проанализировать распределение июльских температур. Слайд № 5 Как расположены изотермы июля? Как изменяется температура и почему? Где самые высокие температуры? Вопросы к учащимся: 1) от чего зависит количество осадков на той или иной территории? Учитель дает задание проанализировать карту распределения осадков. Слайд № 6 Где самые влажные места в России? Где самые засушливые? Попытайтесь объяснить причины такого распределения осадков. Почему на западных склонах Урала и Алтая выпадает больше осадков, чем на восточных? Объясните малое количество осадков на крайнем севере. Учитель формирует понятие коэффициент увлажнения. К= О/И Слайд № 7. 8 И как определить обеспеченность территории влагой К≤1 – недостаточное К≥ - избыточное | Учащиеся записывают тему в тетрадь, ставят цели и определяют задачи. Учащиеся отвечают на вопросы учителя Учащиеся анализируют карту, делают вывод, записывают его в тетрадь Изотермы имеют направление с Северо-запада на юго-восток. Температуры понижаются с запада на восток. Учащиеся отмечают открытость к СЛО, котловинный рельеф, формирование Сибирского антициклона. Анализируют карту, отмечают, что изотермы июля имеют субширотное направление, а температуры июля повышаются с севера на юг. Объясняют такое изменение температур ослаблением летом влияния Атлантики и зависимость температуры от солнечной радиации (г.ш.) Вывод записывают в тетрадь. Учащиеся называют циркуляцию воздушных масс, рельеф, давление, близость океана. Учащиеся записывают вывод о распределении осадков на территории России. Количество осадков уменьшается с запада на восток и вновь возрастает на Дальнем Востоке (муссонная циркуляция) Много осадков выпадает на наветренных склонах гор (Урал, Кавказ, Алтай). Учащиеся записывают формулу в тетрадь и определяют коэффициент увлажнения |