kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Время на Земле. Практическая работа по определению времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по теме "Время на Земле" для восьмого класса. Работа представлена учителем географии Смоленцевым Вдадимиром Федоровичемю МБОУ "Донская школа" Симферопольского района Республики Крым Российская Федерация. Также даны прмеры расчетов определения времени в различных городах Земли.Подойдет для практической работы 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Время на Земле. Практическая работа по определению времени»

Смоленцев Владимир Федорович



Практическое применение проблемных ситуаций

Решение задач на определение местного и поясного времени. 8 класс

В первые годы выделения Украины из СССР появилось расхождение во времени между Киевом и Крымом. Киев и большая часть Украины установили время второго часового пояса, тогда как в СССР западная часть Восточной Европы жила по московскому времени, в третьем часовом поясе. Крым не согласился, в силу своей автономии, с переходом во второй пояс. При выезде из Крыма поезд двигался по киевскому времени, что создавало некоторые неудобства для железной дороги и пассажиров. Споры о временных проблемах велись даже на страницах газет.

При изучении темы «Время в России» в 8 классе я привожу этот пример и предлагаю учащимся решить эту проблему, используя проблемное изложение. Начинаю с теоретической части.

Понятие о времени непосредственно связано с положением любого государства, а также с величиной его территории.
Если бы рассуждать о времени как таковом, то было бы понятно, что вся Земля в Солнечной системе находится в одном времени. Однако не очень удобно, когда одно и тоже время будет представлять дневную и ночную стороны Земли. Здесь ставлю вопрос о времени суток при смещении Земли по ходу вращения. Результат всегда вызывает оживление в классе, когда они представят какую- либо часть суток в разных местах Земного шара. В этот момент ставлю проблему: как устранить эти неудобства? В ходе фронтальной беседы мы приходим к выводу, что для каждой местности необходимо свое время. Так мы приходим к понятию «местное время».
Используя глобус, выясняем, что местное время будет одинаковым только на определенном меридиане. Затем я предлагаю провести каждому учащемуся свой меридиан в классе, затем в селе, затем в Крыму. Вывод несколько озадачивает детей. «Что же у нас и в селе, и в Крыму должно быть разное время в разных частях? » - вопрос, который задается чаще всего. Далее рассказываю, что ответ на этот вопрос искали многие люди. Но самым удачным оказался проект, предложенный знаменитым Флемингом. Здесь появляется понятие «часовой пояс». Оно оказывается знакомым большинству учеников из их жизненного опыта.
Но как появились часовые пояса? – эту задачу нам еще предстоит решить. Я предлагаю открыть атлас и внимательно присмотреться к карте «Часовые пояса». Выявить, какая существует закономерность в размещении поясов, сколько всего поясов, какова продолжительность суток? В результате выясняем, что поясов 24 и в сутках 24 часа. Таким образом получаем часовой пояс, время в котором отличается от соседнего на один час. Земля за 24 часа проходит 24 пояса.
Используя знания о том, что окружность 360 градусов, получаем величину часового пояса – 15 градусов. В пределах этих 15 градусов время принимается одинаковым на всей территории и оно называется поясным.
Далее по карте находим начало отсчета часовых поясов и исчисление времени на восток, навстречу вращению Земли.
Сообщаю учащимся, что время в часовом поясе отсчитывается от серединного меридиана и на границах поясов число не очень удобное.
Для того, чтобы все учащиеся смогли понять, какое время в Крыму, предлагаю на контурной карте провести границы второго часового пояса по меридианам. Практически у всех граница между вторым и третьим поясами проходит по меридиану 37,5. Учащиеся видят, что только Керченский полуостров расположен в третьем часовом поясе.
Снова обращая детей к карте, выясняю, что границы часовых поясов проходят по границам областей и государств для удобства жителей. И Республика Крым приняла московское время. Таким образом проблема, поставленная в начале, успешно разрешается силами учеников 8 класса и не требует оживленной дискуссии, как было ранее, в 90-е годы. Сейчас Крым принял время третьего, московского пояса как часть Российской Федерации.
Далее ставлю проблемную ситуацию по виду рассогласованной информации. Несоответствие заключается в том, что максимальная высота Солнца в сентябре (когда изучается тема) не в 12 часов, а в 14! А это значит, что при ориентировании по Солнцу можно совершить ошибку на 30 градусов! Без помощи учителя эта задача почти не решается.

Приходится рассказывать о введении декретного времени переводом стрелки часов на один час вперед еще в 30-е годы прошлого века. После этого проблема решается совершенно просто. Кто из учащихся не слышал о «летнем» времени и о переводе часов? А посему солнечный полдень летом приходится на 14 часов. Что и необходимо учитывать при ориентировании с помощью наручных часов, оказавшись в незнакомой местности без компаса. Сейчас, после возврата из «летнего» времени солнечный полдень будет иметь разницу в один час вперед. Россия приняла постоянным это время и переходить на «летнее» пока не будет.
Во внеклассной работе и, особенно, при подготовке к ученическим олимпиадам можно расширить круг проблемных задач по определению поясного и местного времени.
Решение задач на определение местного времени (на данном меридиане) в общем, не имеет практического смысла, хотя определить его можно. Стоит только точно определить географическую долготу данного места. Это можно сделать по крупномасштабной карте. Методика определения местного времени проста. Необходимо определить угловую скорость в пределах одного градуса или меньше. 60 минут -15 градусов, тогда 1 градус – 4 минуты. Например, долгота Симферополя 34 градуса, то местное время будет составлять 2 часа 16 мин., если в Гринвиче 0 часов. Также точно можно определить время Симферополя относительно любого другого места на Земле, зная долготу и время того места и учитывая западное или восточное полушарие (на восток со знаком +, на запад со знаком – от 24 полуночи).
Больший практический смысл имеет определение поясного времени. Например, для определения начала спортивного состязания далеко за пределами Крыма, для назначения телефонных разговоров в удобное для обоих абонентов время
(Симферополь – Хабаровск).

Методика решения задач на определение поясного времени.

1. Если отсчет времени ведется от Гринвича, достаточно знать номер часового пояса данного города:

а) определить время в Симферополе, если в Лондоне сейчас 6 часов утра. Решение: 6ч+2ч=8ч.
б) определить время в Иркутске, если в Лондоне 12 ч. Решение: 12ч +6ч=18ч т.к. Иркутск находится в 6 часовом поясе.

в) определить время в Дакаре (Марокко), если по Гринвичу сейчас 13 часов.

Решение: в Дакаре 24 часовой пояс, поэтому проще отнять один час от Гринвича. 13ч -1ч =12ч.

2. Если отсчет времени ведется от данного места. В этом случае необходимо знать номер часового пояса данного места и номер пояса искомого.

а) определить время во Владивостоке, если в Симферополе сейчас 8 ч. Владивосток имеет 9 пояс, Симферополь -2.

Решение: 9 – 2 = 7. 8ч + 7ч = 15ч.;
б) определить время в Индианаполисе (США), если в Симферополе 21 ч.

Решение: Здесь легче отсчитывать на запад, чтобы не

учитывать другие сутки. 21 ч- 7ч = 14ч. 7 часов – разница в часовых поясах между Симферополем и Индианаполисом на запад.

Также решается обратная задача на определение времени в Симферополе относительно любого другого места. Карта часовых поясов имеется в атласе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Время на Земле. Практическая работа по определению времени

Автор: Смоленцев Владимир Федорович

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275378

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методические рекомендации к практическим работам"
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam"
    ["file_id"] => string(6) "348313"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476193073"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Практическая работа № 2   «Расчет количества теплоты при агрегатных переходах» "
    ["seo_title"] => string(88) "praktichieskaia-rabota-2-raschiet-kolichiestva-tieploty-pri-aghrieghatnykh-pieriekhodakh"
    ["file_id"] => string(6) "165474"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422808122"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Практические работы за курс физической географии Казахстана 8 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "praktichieskiie-raboty-za-kurs-fizichieskoi-ghieoghrafii-kazakhstana-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140797"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418022722"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Лабораторно-практическая работа «Изучение пород древесины»"
    ["seo_title"] => string(64) "laboratorno_praktichieskaia_rabota_izuchieniie_porod_drieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "355428"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478306441"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок на тему: "Простые энергетические решения против изменения климата" "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-na-tiemu-prostyie-enierghietichieskiie-rieshieniia-protiv-izmienieniia-klimata"
    ["file_id"] => string(6) "124545"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414727516"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства