Просмотр содержимого документа
«Воронежская область»
Содержание
Введение
1. Климат
2. Водные ресурсы
3. Леса
4. Заповедники
5. Промышленное производство
6. Транспортная инфраструктура
7. Сельское хозяйство
8. Культурно-досуговых учреждений
9. Население
10. Экология
Заключение
Список литературы
Введение
Воронежская область.
Дата образования области -- 13 июля 1934 г. Центр - г. Воронеж (839,9 тыс. жителей по оценке на 1 января 2008 г.), основан в 1586 г. Расстояние от Москвы до Воронежа 587 км.Географическое положение. Воронежская область расположена на юге Центральной России.
Граничит: на юге - с Украиной и Ростовской областью, на западе - с Белгородской областью, на северо-западе - с Курской, на севере - с Липецкой, Тамбовской областями, на северо-востоке - с Волгоградской областью.
Природные условия. Воронежская область расположена в пределах Среднерусской возвышенности (высота до 268 м); на востоке - Окско-Донская равнина. Главные реки: реки бассейна Дона (Хопёр, Битюг), Дон. На территории Воронежской области преобладают черноземные почвы. Растительность - крупные лесные массивы, в основном дубравы и сосновые боры; местами сохранились участки коренных степей (большей частью распаханные).
Население. Население области по данным на 1 января 2010 г. составляет 2280,4 тыс. человек в т. ч.: городское - 1436,3 тыс. человек, сельское - 844,1 тыс. человек. Национальная структура населения по переписи на 9 октября 2002 г. выглядит следующим образом: русские - 94,1 %, украинцы - 3,1 %, другие национальности - 2,8. Для Воронежской области характерна высокая притягательность для мигрантов с Северного Кавказа. Значительная часть населения юга Воронежской области относит себя к донским казакам. Несмотря на неблагоприятные показатели рождаемости и смертности, общая численность населения Воронежской области стабильна, а средняя продолжительность жизни мужчин - одна из самых высоких в России.
Муниципальное устройство и крупнейшие города. На 1 января 2010 г. в области насчитывается 534 муниципальных образования в т. ч.: муниципальных районов - 31, городских округов - 3, городских поселений - 29, сельских поселений - 471.
Наиболее крупные города по оценке на 1 января 2008 г.: Воронеж, Борисоглебск - 65,4 тыс. человек, Россошь - 62,1 тыс. человек, Лиски - 54,8 тыс. человек, Нововоронеж - 35,2 тыс. человек.
Экономические преимущества и недостатки. Воронежская область имеет выгодное транспортно-географическое положение. В области разведаны месторождения руд цветных металлов, есть признаки наличия алмазов. Для обработки плодородных почв имеется достаточно большое сельское население, не утратившее трудовых навыков. В целом структура хозяйства достаточно сбалансирована. В областном центре сосредоточено значительное число технологически передовых промышленных предприятий.
Из недостатков можно отметить чрезмерную долю оборонных производств, а также неравномерность экономического развития территории области.
Специализация: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, машиностроение и электроэнергетика (на территории области размещена наиболее технически совершенная Нововоронежская АЭС). На долю области приходится 85,6% производства в стране зерноочистительных машин, 19,7 - обогатительного оборудования, 18,1 - синтетических каучуков, 8,5 - сахара-песка, 7,1% - шин.
Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 3745 тыс.га, или 72% всех земель области, пашня - 2915 тыс. га, или 56%. В области возделывают зерновые культуры, сахарную свеклу, подсолнечник, картофель, овощи и др. Развиты отрасли животноводства: овцеводство, птицеводство, пчеловодство, племенное коневодство, козоводство.
Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка.
Инвестиционная привлекательность. Инвестиционный рейтинг региона - 3B1, что означает пониженный потенциал и умеренный риск. Среди регионов России область занимает 18-ое место по инвестиционному риску и 25-ое по инвестиционному потенциалу. Наименьший риск - экономический, наибольший - криминальный.
Регион обладает повышенным инновационным потенциалом.Антикризисная устойчивость. Успешно преодолевает влияние мирового финансового кризиса. В области созданы антикризисные органы - антикризисные группы. Выполняется программа антикризисных мероприятий.
воронежский экология климат
1. Климат
Климат на территории Воронежской области умеренно-континентальный. Среднегодовая температура от +5 градусов на севере до +6 на юге. На большей части области среднегодовое количество осадков составляет 450-550 мм. Среднегодовой максимум температур - +34...+36 градусов, минимум - -27...-31 градусов. Даты перехода среднесуточной температуры через 0 град. весной - 23 марта на юге, 4 апреля на севере области, осенью - 16 ноября на юге, 7 ноября на севере области. Продолжительность безморозного периода составляет 220-227 дней на севере области и 233-237 дней на юге области. Это способствует выращиванию таких сельскохозяйственных культур, как пшеница, ячмень, овес, гречиха, картофель, горох, свекла, подсолнечник, огурцы. На юге можно выращивать кукурузу, томаты, сорго и виноград. Среднегодовые даты первых осенних заморозков - 30 сентября на севере и 5 октября на юге области, выпадения первого снега - 19 ноября, образования устойчивого снежного покрова - 04 декабря на севере и 16 декабря на юге области. Высота снежного покрова в конце зимы от 10 см на юге при среднегодовом количестве дней со снежным покровом - 103, до 25 см на севере области при среднегодовом количестве дней со снежным покровом - 122.
2. Водные ресурсы
На территории Воронежской области расположено 738 озер и 2408 прудов, протекает 1343 реки длиной более 10 км. Общая протяженность рек на территории Воронежской области составляет 11164 км. Главная река Воронежской области - Дон, 530 из своих 1870 км. протекает по территории области, образуя бассейн площадью 422 000 кв.км. Ресурсы подземных вод Воронежской области составляют 854 тыс. куб. м./сутки. Объем воронежского водохранилища составляет 204 млн. куб. м. воды, площадь зеркала - 70 кв. км., длина - 35 км., средняя ширина - 2 км., средняя глубина - 2.9 м.
3. Леса
Воронежская область расположена в лесостепной и степной зонах, что определяет ее растительность. Леса (дубовые, сосновые, кленовые) произрастают вдоль рек и занимают 8 процентов территории. Сельскохозяйственные угодья занимают 70 процентов территории области, так как Воронежская земля богата плодородными черноземами. В Воронежской области было впервые в СССР введено лесонасаждение. Здесь создан научно-исследовательский институт земледелия центрально-черноземной полосы им. В. В. Докучаева.
На территории области встречаются бобр, европейский олень, кабан, лось, косуля, выхухоль, выдра, горностай, кряква, серый журавль, серая цапля, орел-могильник, змееяд, скопа, обыкновенная неясыть.
4. Заповедники
На территории имеется Воронежский биосферный заповедник, расположенный на границе Воронежской и Липецкой областей. Он занимает северную часть старинного Усманского бора, история которого насчитывает более двух тысяч лет. В бору растут дуб, сосна, ольха, осина, береза.
Своему возникновению Воронежский заповедник обязан, как ни странно, речному бобру. В мае 1927 года было утверждено положение о Воронежском государственном бобровом заповеднике. Заповедник сохранил эталон среднерусской природы, сберег ее красоту и уникальный природный комплекс с богатейшим разнообразием растительного и животного мира. Более 1000 видов высших растений сохранилось в заповеднике до сегодняшнего дня, в том числе редкие лекарственные, многие занесены в Красную книгу. Флора представлена мохообразными - 112 видов, травянистыми - около 1000 видов, кустарниками - более 70, деревьями - более 20 видов. На территории заповедника обитают 58 видов млекопитающих, около 200 видов птиц, 39 видов рыб, 8 видов амфибий, столько же рептилий и свыше 10000 видов насекомых. Необычное сочетание рельефа и климата, создало неповторимый природный комплекс, включающий флору и фауну севера и юга , леса и степи.
5. Промышленное производство
В области зарегистрировано более 5,5 тысячи промышленных предприятий различных форм собственности, из них - более 300 крупных и средних промышленных предприятий. Наибольшее количество крупных и средних промышленных предприятий зарегистрировано в обрабатывающих производствах - 238 единиц (77,3% от общего количества крупных и средних промышленных предприятий), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 70 единиц (22,7%), в добыче полезных ископаемых - 6 единиц (2%).
В структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами продукция предприятий обрабатывающих производств составляет 75,3%, предприятий, занятых в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 23,4%, в добыче полезных ископаемых - 1,6%.
Ведущими производствами в области являются: производство электроэнергии, производство пищевых продуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство транспортных средств и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
Воронежские предприятия производят аэробусы ИЛ-96 (единственное российское производство широкофюзеляжных дальнемагистральных пассажирских самолетов), российско-украинские самолеты Ан-148, комплектующие и запасные части для авиационной корпорации «Airbus», ракетно-космические двигатели, средства связи, мостовые конструкции, синтетический каучук, минеральные удобрения, автомобильные шины, электродвигатели малой мощности, горно-обогатительное оборудование, кузнечно-прессовые машины, облицовочную керамическую плитку и керамогранит, огнеупорные изделия, стеновые материалы, цемент, железобетонные изделия и конструкции, сахар, растительное масло, кондитерские и макаронные изделия, майонез, спирт, ликероводочные изделия и др.
На долю Воронежской области приходится более 20% общероссийского производства синтетических каучуков, около 9% - электроэнергии, выработанной атомными электростанциями и керамической плитки для внутренней облицовки стен, 8,4% - автошин, 18,6% - электродвигателей малой мощности, 3,8% - минеральных удобрений, 11,6% - растительных масел, 9,1% - сахара-песка.
6. Транспортная инфраструктура
Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, водным и авиационным транспортом.
В Воронежской области действуют:
аэропорт «Воронеж» с 1995 года имеет статус «международного»;
речной порт Лискинский. Судоходные внутренние водные пути составляют 573 км.; имеется возможность обеспечивать судоходную связь по р. Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями;
трубопроводный транспорт. По территории Воронежской области проходят аммиакопровод («Тольятти-Одесса»), нефтепродуктопроводы («Никольское - Воронеж», «Воронеж - Лиски», «Воронеж - Белгород») и магистральные газопроводы («Ставрополь - Москва», «Средняя Азия - Центр», «Уренгой - Новопсковское», «Петровское - Новопсковское»);
Юго-Восточная железная дорога - одна из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России и связывает центр европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, восточной частью страны. Она обслуживает области Центрально-Черноземного региона, частично Саратовскую, Волгоградскую, Ростовскую, Тульскую, Рязанскую и Пензенскую области. Протяженность магистральных путей ЮВЖД составляет 4286 км. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в границах Воронежской области составляет 1149 км, в т.ч. электрифицированных - 721 км (62,8%);
Через Воронеж проходит несколько крупных автомобильных трасс: Москва - Ростов, Москва - Астрахань, Курск - Саратов.
7. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство является одной из наиболее важных отраслей экономики Воронежской области, доля в структуре валового регионального продукта составляет 17%. В сельском хозяйстве области занято 169,6 тыс.человек, или 16,0% занятых в экономике региона. Кроме того, более 400 тыс.семей занимается производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.
По объему производства сельскохозяйственной продукции область традиционно занимает одно из ведущих мест среди регионов центральной России. По производству зерна, сахарной свеклы, подсолнечника область занимает 1 место, по производству молока (после Московской области) - 2 место, 3 место - по производству мяса (после Белгородской и Московской областей) и яиц (после Белгородской и Ярославской областей). На долю области приходится 16,1% валового сбора зерна регионов, входящих в ЦФО, 21,8% - сахарной свеклы, 50% - подсолнечника, 11% - молока, 9% - мяса, 8% - яиц.
В 2009 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 69780,6 млн.рублей, или 100,3% к уровню 2008 года в сопоставимой оценке, к уровню 2000 года - 166,0%, что на 26,1 процентных пункта выше показателя в целом по России и выше на 21,2 процентных пункта по ЦФО.
8. Культурно-досуговых учреждений
На территории Воронежской области работают 7 театров и 2 концертных учреждения, 15 музеев, 79 учебных заведений культуры, множество муниципальных культурно-досуговых учреждений и библиотек.
В Воронежской области много живописных мест и памятников природы. Область обладает значительным культурным наследием: археологическими памятниками, памятниками истории и культуры: музей-усадьба Д. Веневитинова, дом-музей И. Крамского и др. Музеи-заповедники «Дивногорье» и «Костёнки» - уникальные и всемирно известные памятники археологии и природы.
Знаменитым на весь мир летным училищем славится город Борисоглебск. Здесь обучались Герман Геринг и Валерий Чкалов. В городе и сейчас стоит мост, под которым пролетал Чкалов.
На территории Воронежской области можно посетить множество примечательных мест, связанных с именами И.А. Бунина, А.П. Платонова, Г.Н. Троепольского, А. В. Кольцова, С.Я. Маршака.
9. Население
По численности населения Воронежская область занимает 22-ое место среди регионов РФ и является одним из наиболее населенных регионов страны. Население области к началу 2008 г. составило 2 280,4 тыс. человек, в том числе городское - 63, 8%, сельское - 37,0%. Плотность населения - 43,7 чел/м2.
Наиболее крупные города: Воронеж - 839, 9 тыс. человек, Борисоглебск - 65,4 тыс. человек, Россошь - 62,1 тыс. человек, Лиски - 54,8 тыс. человек.
Численность трудовых ресурсов области составляет 1 414,6 тыс. человек, или 61,8% от общей численности населения области. Численность занятых в отраслях экономики области - 1 057,2 тыс. человек, из них: 69,4% - заняты в реальном секторе экономики. Из общего числа занятого населения области 16,9% работают в сельском хозяйстве, 18,6% - в организациях промышленных видов деятельности, 5,6% - в строительном комплексе, 8,0% - на транспорте и связи. Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более 54,4% имеют профессиональное образование, в том числе 29,4% - специалисты с высшим образованием, 44,5% - специалисты со средним специальным образованием. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2007 года численность населения Воронежской области составила 2 294,6 тыс.человек, что на 19 тыс.человек, или на 0.8 процента ниже соответствующей даты предыдущего года. С 1989 года демографическая ситуация в Воронежской области характеризуется устойчивым процессом естественной убыли населения.
Демографические показатели:
Показатель (человек) 2002 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей является важнейшей экологической проблемой для Воронежской области. Выбросы от автотранспорта превышают 80% валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по области, а в г. Воронеж они достигают 90%.
Увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников с 67,1 тыс. т в 2006 г. до 71,3 тыс. т в 2007 г. (на 6%) произошло по причинам:
- ввода в эксплуатацию крупных промышленных предприятий на территории области (ООО “Лиски-Бройлер”, ОАО “БУНГЕ”);
- увеличения объемов производства на предприятиях по производству: сахара (ОАО “Елань” Новохоперского района с ростом выбросов на 153 т), минеральных удобрений (ОАО “Минудобрения” - на 2,6 тыс. т), строительных материалов (Семилукский КСМ - на 240 т), тепла (на производственных подразделениях филиала ОАО “ТГК-4” - “Воронежская региональная генерация”, г. Воронеж - на 802 т) и др.
Уловлено и обезврежено в целом по области 42,8% количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в том числе: твердых веществ - 84,8%, оксидов азота - 25,4%, углеводородов (без ЛОС) - 0,7%, оксидов углерода - 0,9%, ЛОС - 4,4%, диоксида серы - 0,5%.
Крупнейшие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу области (тыс. т): ООО “Волгоградтрансгаз” - филиал Калачеевское ЛПУМГ (12,4), ОАО “Минудобрения” (8,5), ООО “Придонхимстрой Известь” (7,3), ООО “Волгоградтрансгаз” - филиал Писаревское ЛПУМГ (5,0), Производственные подразделения ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТС филиала ОАО “ТГК-4” - “Воронежская региональная генерация”, г. Воронеж (4,6).
В 2007 г. в целях улучшения состояния атмосферного воздуха в области выполнены мероприятия на сумму 204,5 млн. руб., в том числе: капитальный ремонт существующих, приобретение и монтаж новых газопылеулавливающих установок; перевод котлов с жидкого топлива на газообразное и другие.
Качество воды рек на протяжении 2006-2007 гг. оставалось стабильным. В целом воды р. Дон на территории Воронежской области относятся к категории “умеренно загрязненные”.
Удельный вес проб воды источников централизованного водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2007 г. составлял 43,4%, по микробиологическим - 1,5%.
Расход воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения составил 3292,2 млн. м3, экономия свежей воды - 92%.
В Воронежской области имеются 42 предприятия, осуществляющие сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, крупнейшие из них перечислены ниже.
Крупнейшие источники сброса загрязненных сточных вод
в поверхностные водные объекты Объем сброса, млн. м3
2006 2007 +,-
МУП "Воронежводоканал” г. Воронеж 91,11 89,79 -1,32
ОАО “Воронежсинтезкаучук”, г. Воронеж 49,17 - -49,17
ООО "Левобережные очистные сооружения" г. Воронеж -46,25+46,25
ООО “Левобережные очистные сооружения” ранее находились на балансе ОАО “Воронежсинтезкаучук”, однако, в 2007 г. головная компания “Сибур Холдинг”, в состав которой входит ОАО “Воронежсинтезкаучук”, выделила очистные сооружения в самостоятельное дочернее коммерческое предприятие - ООО “Левобережные очистные сооружения”.
На мероприятия, связанные с охраной водных объектов, в 2007 г. было затрачено более 300 млн. руб., в том числе на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт существующих городских и поселковых, а также локальных очистных сооружений с сетями канализации; ремонт и очистку полей фильтрации; строительство промышленной ливневой канализации; строительство, реконструкцию и ремонт оборотных систем; на расчистку русел рек и водоемов. Это позволило снизить сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы области со 186,7 до 163,5 тыс. т. Основные водоохранные мероприятия выполнены на предприятиях МУП “Воронежводоканал”, ООО “Левобережные очистные сооружения”, НОД ВОД ст. Поворино, МУП “Водоканал Лиски”.
В июне 2007 г. на 160-м км пикета 7 перегона Лиски - Откос в результате столкновения пассажирского поезда с грузовым составом на железнодорожный путь и прилегающую территорию попало 32 т минеральных удобрений, площадь загрязнения земель составила 150 м2.
На начало 2007 г. на балансе предприятий области имелось в наличии 2,74 млн. т отходов производства и потребления; образовалось за год 3,1 млн. т отходов, из них использовано и обезврежено 33,7%. Для приема и захоронения образующихся отходов имеется 630 организованных мест, из которых соответствует действующим нормативам всего 11. С учетом передачи отходов для использования, обезвреживания, захоронения, размещения на конец 2007 г. на балансе предприятий области оставалось в наличии 2,6 млн. т отходов.
Основными источниками образования отходов являются (тыс. т): ОАО “Минудобрения” (415,9), ОАО “Ольховатский сахарный комбинат” (311,5), ОАО “Елань” (289,1), ОАО “Садовский сахарный завод” (280,2), ОАО “Эртильсахар” (259,4), ОАО “Кристалл” (248,5), ОАО “Хохольский сахарный комбинат” (239,6).
На мероприятия, связанные с рациональным использованием отходов, затрачено около 4 млн. руб. Среди них - строительство линии по обезвреживанию гальваношламов; очистка полей фильтрации и иловых карт предприятий сахарной промышленности и вывоз дефеката на сельскохозяйственные поля с целью мелиорации почв.
Заключение
Таким образом, в результатет проведенных исследований сделал следующие выводы:
Ландшафты исследуемого региона обладают огромной экологической ценностью и рекреационным потенциалом, что определяет рекреационное природопользование как перспективную сферу деятельности и способствует реализации отдельных положений доктрины устойчивого развития, в частности приоритетности социальной направленности природопользования с целью улучшения уровня жизни и здоровья населения Воронежской области.
Основными элементами ландшафтов, определяющими перспективы рекреационной деятельности являются климат, особенности геоморфологического строения территории, средние реки, лесные ресурсы, гидроминеральные источники.
Климат исследуемого региона является благоприятным для рекреационного природопользования и характеризуется как умеренно комфортный, периоды комфортных и субкомфортных погод продолжаются до 8 - 1 0 месяцев в году; периоды с дискомфортными погодами продолжаются 3 - 4 месяца ограничивая рекреационный потенциал региона; самым неблагоприятным месяцем для проведения рекреационных мероприятий является ноябрь.
Особенности орографического и геморфологического строения Воронежской области являются потенциально высокими рекреационными ресурсами и в сочетании с элементами биоты создают высокую эстетическую пейзажность ландшафтов, на базе имеющихся ресурсов данного типа возможно осуществление ландшафтно - рекреационного устройства.
Исследуемый регион в достаточной мере обеспечен речными ресурсами, пригодными для рекреационного природопользования. Наибольшей рекреационной комфортностью располагают бассейны рек Воронеж, Усмань Богучар, Икорец, Битюг, Хопер, Дон. Рекреационная комфортность остальных рек снижена под влиянием ряда естественно - природных и антропогенных факторов. Рекреационная комфортность пляжей в пределах исследуемого региона оценивается как низкая, из - за недостаточного уровня организации ухода за ними, антропогенного прессинга и нецелевого назначения,
Факты положительной динамики лесных ландшафтов позволяют использовать лесные объекты на территории Воронежской области для целей рекреации и расширять данный вид деятельности на базе имеющихся собственных лесных ресурсов. Рекреационная комфортность рекреационных лесов и лесопарков в большинстве удовлетворительная, неудовлетворительные параметры обусловлены антропогенной дигрессией и отсутствием технической обустроенности,
Воронежская область обладает богатейшими ресурсами минеральных вод, которые являются ценным бальнеологическим ресурсом. Рекреационная комфортность их значительно снижена, ресурсы гидроминеральных источников используются недостаточно, для проведения рекреационных мероприятий оздоровительной направленности используются источники расположенные в непосредственной близости от ТРС, источники расположенные на удаленном от ТРС расстоянии используются населением для проведения стихийных рекреационных мероприятий.
В связи с неоднородностью ландшафтов эколого - географические районы области имеют различные значения рекреационно - экологического баланса, ухудшение значений которого в большинстве ПТК зависит от антропогенной дигрессии, отсутствия технических сооружений и социальных факторов.
Важным фактором ограничивающим природопользование является промышленное и радиоактивное загрязнение территории, ландшафты имеющие высокий рекреационный потенциал, как правило являются наиболее загрязненными и относятся к зонам экологического риска. Наиболее неблагополучная ситуация имеет место в границах ПТК речных долин, которые являются традиционными зонами отдыха организованных и неорганизованных рекреантов, зонами аккумуляции загрязняющих ингридиентов. В ПТК водоразделов загрязнение существенно снижается, исключение составляют ПТК, прилегающие к промышленным центрам;
Проведенное предварительное рекреационное зонирование территории, является основой рекреационного природопользования, подтверждает перспективность исследуемого региона для рекреационного природопользования, позволяет определить масштабы и направления данного вида деятельности. В пределах исследуемого региона представляется возможным осуществлять различные виды организованной и неорганизованой стационарной и мобильной рекреации, как оздоровительного так и познавательного характера.
Основные направления.
Основным стратегическим направлением проекта выбраны модернизация и развитие в регионе промышленности. Предполагается создание новых современных предприятий, модернизация действующих предприятий, обновление и увеличение основных фондов путем замены их на современные технологии, оборудование и новые производства.
Основное приоритетное направление - промышленность - выбрано рационально. Даже в США доля промышленности в ВВП составила в 2009 году 21,9%, сфера обслуживания, включая торговлю, - 76,9%. В Воронежской области в 2008 году промышленность внесла в ВРП 23,1%, из них обрабатывающие производства - 17,7%. Но помимо прямого вклада в ВРП промышленность вносит косвенный вклад в торговлю (люди получают зарплату и идут в магазины), в сферу услуг, в строительство, в с/х. В частности, в строительство НВАЭС-2.
Нет промышленности и с/х - нет и страновой экономики, по крайней мере, в крупной стране. И конкурентоспособный интеллектуальный продукт без производств и промышленности не создашь.
Достаточно рационально звучат в этом разделе основополагающие цели, посылы и формулировки стратегического развития: создание современной промышленности, модернизация промышленности на базе «грамотного заимствования существующих технологий» и роста производительности труда. Важная роль отводится инновационному развитию - формированию в области спроса на инновации со стороны экономики.
Что касается инноваций, то ажиотаж вокруг них во многом пиарный. Инновации возникли одновременно и вместе с человеком разумным. И первый каменный топор был весьма крупной инновацией. Сами же основы теории инновационной экономики создал еще в начале ХХ века выдающийся австрийский ученый-экономист Йозеф Шумпетер. Он же ввел и термин «инновация». Так что инновациям в современной формулировке уже сто лет.
Поэтому нет вопроса и проблемы - нужны или нет инновации. Это эквивалентно вопросу «Нужны или нет знания?». Есть проблема создания условий для генерации инноваций, возникновения самоподдерживающегося спроса на них со стороны экономики. И создания условий для скорейшей реализации и рыночного отбора полезных инноваций в условиях конкуренции, которую также еще только предстоит в России «организовать».
Человеческий капитал.
Уделено немного внимания в этом разделе и человеческому капиталу (ЧК), но, к сожалению, в его устаревшем узком определении, без анализа его составляющих и весьма кратко. Из выбранных пяти стратегических направлений - привлечение капитала, модернизация экономики, развитие малого бизнеса, стимулирование инноваций, развитие человеческого капитала - человеческий капитал стоит на пятом месте. А должен стоять на первом.
Профессионалов мирового уровня в неблагоприятных условиях не вырастишь. Их надобно лелеять. И для их выращивания и успешной работы необходимо высокое качество жизни, личная безопасность, высокий уровень образования в регионе, культуры, науки, качественный инструментарий и удобная среда обитания. Это и есть широкое определение человеческого капитала, а стоимость его равна совокупности инвестиций в ЧК плюс прямой и мультипликативные эффекты от деятельности профессионалов во всех сферах экономики и управления.
В современной экономике работает принцип: есть профессионалы в стране - есть и развитие, нет профессионалов - есть застой, стагнация, деградация, полисистемный экономический, национальный и морально-нравственный кризисы.
Поэтому отдельная программа развития человеческого капитала должна быть первичной, комплексной и обязательно увязана с общей стратегией развития региона. А пока человеческий капитал области и Воронежа деградирует - как по причине низкого финансирования воспитания, здоровья, науки и образования, так и по причине низкого профессионализма и коррумпированности чиновников и работников интеллектуальной сферы, особенно части работников и чиновников от науки, образования, медицины.
Недаром по взяткам образование и здравоохранение делят, по данным Генпрокуратуры и Верховного суда, 2-3 места после милиции.
Рыночный принцип отбора приоритетов.
В отношении развития отраслей промышленности тоже предложен рациональный принцип: пусть цветут все цветы - производятся все конкурентоспособные товары и виды продукции.
В их число, по мнению авторов проекта, входят энергетика, химическая промышленность, авиастроение, «Российские железные дороги» с ее производствами в области, концерн «Созвездие», пищевая промышленность и другие отрасли, включая новые.
Основной принцип отбора перспективных предприятий - рыночный: наличие спроса на продукцию и ее конкурентоспособность.
Такое же отношение к другим видам деятельности - строительству (на базе внутреннего спроса), транспорту, связи и IT, логистике и другим.
Относительно благополучному по основным фондам сельскому хозяйству будет оказываться дальнейшая господдержка. Животноводству - в части роста объемов продукции, создания новых производств, растениеводству - в части повышения урожайности. При этом сельское хозяйство почти не дает поступлений налогов в бюджеты, и в будущем эта ситуация сохранится. Эта отрасль и в развитых странах - дотационная.
Торговля вносит наибольший вклад в ВРП - утверждается в анализируемом проекте, но, во-первых, это не так, а во-вторых, какой ценой для экономики и особенно граждан области вносится этот вклад в ВРП?
В 2008 году торговля внесла 18,9% в ВРП. Промышленность внесла 23,1%. По данным Сергея Дуканова, руководителя воронежской регионального управления налоговой службы, «оптовая и розничная торговля вносит примерно треть всех налоговых поступлений... А промышленность даст нам, может быть, пятую часть. Строительство дает 10%, сельское хозяйство ... в пределах 1 -- 1,5%».
Торговля в целом по России, а особенно в Воронеже, оказалась самым теневым из крупных секторов экономики наряду со строительством. Власти вынудили людей в 1990-х годах бросить основную работу и идти торговать.
Поэтому торговля с ее изношенными или неучтенными основными фондами, с ее теневым сектором, левой водкой, обсчетами покупателей - один из самых отсталых секторов экономики области и Воронежа, который еще только предстоит привести в цивилизованный вид.
Проблема ЖКХ - проблема, прежде всего, нашего государства, создавшего в прошлом крайне неэффективное и отсталое ЖКХ. Задача государства - и перевести ЖКХ из убыточного состояния в прибыльное. Но не за счет населения, путем внедрения псевдорыночных механизмов. А за счет нефтегазовых доходов: необходимо отстроить новые и современные ЖКХ в регионах, а затем уж передавать осторожно и неспешно бизнесу. Сейчас передача существующего хлама бизнесу означает лишь новый виток роста цен на услуги ЖКХ.
В части развития составляющих человеческого капитала - главного интенсивного фактора развития современной экономики - все прописано в документе по старинке. Использовано и устаревшее название «экономика непроизводственной сферы». На самом деле образование, здоровье, культура людей, государственное управление и наука являются самыми что ни на есть производительными составляющими человеческого капитала.
Анализ образования в проекте не затрагивает основ его деградации. А это: и низкое финансирование, и падение профессионализма преподавателей за 20 лет смуты в стране, и высокая коррупция в отрасли, и нескончаемые эксперименты.
В части здравоохранения и здоровья людей ситуация не лучше. Коррупция, низкое качество бесплатной медицины, снижение финансирования в долях расходов бюджета, отсутствие в ней самого необходимого. Грандиозные центры, возможно, и надо строить, но необходимо в первую очередь привести в порядок рядовые поликлиники и больницы.
С наукой в Воронеже обстоит дело не лучше, чем с образованием. Выход, вероятно, тот же, что использует президент РФ Дмитрий Медведев в отношении Сколково. Пригласить в Воронеж крупных ученых. И включиться в крупные федеральные программы фундаментальных исследований.
Для развития человеческого капитала должна быть составлена комплексная программа повышения его качества и развития всех его составляющих. И особо важен здесь системный подход к человеческому капиталу как к главному фактору развития экономики и общества.
Госуправление.
В проекте приведены стандартные подходы и инструменты для повышения эффективности государственного управления. Это программно-целевые подходы, оценка служащих по результатам их деятельности, многоуровневый контроль деятельности власти, информационно-коммуникационные технологии, открытая кадровая политика.
Все эти добрые намерения и планы упираются в стену коррупции, экономической и общей преступности, правового нигилизма и патернализма. В отдельно взятой области трудно справиться с этими негативными общероссийскими явлениями, но обходить их в главном документе развития региона тоже нельзя. Те же IT в российских регионах приводят не к снижению затрат, а к их росту. Ни к росту производительности труда, а к ее снижению. И происходит обычное для РФ явление - используются нелицензионные программы и доработки к ним в пользу мошенников и преступников.
В части бюджетной политики и межбюджетных отношений проблема бюджетного голода Воронежа даже не затронута. Существенных положительных сдвигов с бюджетом Воронежа пока не произошло. Расходы бюджета 2010 года (план) примерно такие же, как в 2008 г. Но в реальном исчислении они ниже примерно на 20% из-за высокой инфляции.
В проекте рассмотрена проблема теневой экономики с позиций расширения налоговой базы области. Проблема эта связана и с коррупцией, и с общей преступностью. И с правовым нигилизмом населения в части выживания бедных людей за счет своего личного труда, мелкой торговли, кустарничества. И соучастия в разного рода нелегальной торговле самогоном, «паленой» водкой и наркотиками и т.д.
Торговля наркотиками (как и проституция) - это тоже теневая экономика, хотя налоги с нее не будут брать никогда. И это - реальная часть экономики и жизни Воронежской области.
Социальная политика.
Основная цель социальной политики, обозначенная в проекте, стандартная - повышение качества жизни. Приоритеты - снижение уровня бедности и повышение качества среды обитания.
Подходы и инструменты достижения поставленных целей тоже стандартные: переход от финансирования госучреждений к финансированию госуслуг; от экономики предложения - к экономике спроса; переход к совмещению массового охвата социальными услугами населения с точечным финансированием особо нуждающихся групп; привлечение частного капитала, усиление контроля.
В части доступности жилья, строительства частного жилья не сказано ничего конкретного, только общие слова. А населению необходимо бесплатно или за символическую плату выделять участки земли под строительство.
В части системы здравоохранения в проекте сказано: «Затраты на функционирование системы здравоохранения в области должны восприниматься не как текущие финансовые расходы, а как инвестиции в здоровье людей».
Этот посыл верный, как и в части других расходов на развитие составляющих человеческого капитала. Осталось его реализовать на практике. До сих пор госинвестиции в области в здравоохранение в долях консолидированного бюджета снижались.
В то же время и в этом разделе опущен анализ состояния и перспектив обычных поликлиник, больниц и их обеспечения.
Проблеме безопасности и правопорядку уделено, пожалуй, меньше всего внимания в проекте. Вместе с тем проблема декриминализации страны в целом и Воронежской области в частности - первичная проблема и для экономики, и для общества, и для государства. Коррупция, криминал всех мастей и оттенков - главный тормоз на пути развития страны и Воронежской области.
Выводы.
В проекте приведены следующие основные экономические показатели: рост ВРП - в 3,5 раза, рост производительности труда - в 3 раза (в промышленности - в 4 раза); удвоение основных фондов; рост инвестиций в науку, образование и здравоохранение.
Главным недостатком проекта является субъективная заданность основных показателей роста и развития, определяемая планами вхождения области через 5 лет в число 30 субъектов РФ по ВРП и через 10 лет - в число 15-ти.
Темпы прироста ВРП лежат в основе роста всех остальных показателей. Для обеспечения роста ВВП в 3,5 раза необходим средний ежегодный темп его прироста, по данным проекта, 12,7%. Но такой средний за 10 лет темп прироста ВРП невозможно реализовать на практике.
За последние 11 лет средний темп прироста ВВП составил 5% (см. таблицу). Это и есть наиболее вероятный средний темп прироста ВВП и в следующую десятилетку с учетом последствий кризиса. Можно волюнтаристски добавить еще 2% на высокие креативность, профессионализм и влияние воронежского губернатора Алексея Гордеева. Но не больше. Снижение примерно вдвое реального темпа прироста ВВП относительно данных проекта автоматически снижает и все другие показатели проекта развития области, включая показатели качества жизни.
В целом в проекте рационально выбраны приоритеты роста экономики и развития области. В то же время недостаточно уделено внимание проблеме развития и повышения качества человеческого капитала, его составляющих.
В части расчетов численных значений экономических показателей и индикаторов, приведенных в проекте, были использованы внеэкономические подходы. Приведенные средние темпы прироста ВРП за десятилетку до 2020 года в 12,7% - не достижимы. Отсюда не достижимы и все остальные показатели проекта, по крайне мере до 2020 года.