Рабочая программа по культурно-историческому краеведению Воронежской области 11 класс
Рабочая программа по культурно-историческому краеведению Воронежской области 11 класс
Рабочая программа по культурно- историческому краеведению Воронежской области 11 класс содержит пояснительную записку, краткое содержание курса, тематическое и календарное планирование, а также список литературы.Курс расчитан на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
Рабочая программа составлена на основе: регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области и «Краеведение: программа курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области» (историческое) регионального компонента», ориентирующая учителя на изучение родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по культурно-историческому краеведению Воронежской области 11 класс »
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской областии «Краеведение: программа курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области» (историческое) регионального компонента», ориентирующая учителя на изучение родного края.
Исходные документы:
- приказ №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Согласно региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Воронежской области на изучение краеведения в 11 классе отводится 34 часа учебного времени из расчёта 1 час в неделю.
Учебный предмет «краеведение» состоит из одного курса: «Историко-культурное краеведение Воронежской области» - 34 ч.
Место и роль учебного курса.
Данный курс «Краеведение» относится к дисциплинам гуманитарного цикла, является частью курса «История», но носит локальный характер.
Программа курса рассматривает развитие этнографии, истории религии, просвещения и культурной жизни Воронежского края. Курс даёт возможность проследить огромную роль историко-культурного наследия Воронежской области в складывании основ современного воронежца, уделяя внимание тем феноменам истории края, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков.
Цель курса:
воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи курса:
развивать способность к саморазвитию, к осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения, воспитывать целостную личность, осознающую себя частью единого и многообразного мира;
интегрировать учебный и воспитательный процесс;
воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края;
развитие творческих способностей, научно – исследовательских умений средствами региональной культуры;
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о культурном прошлом нашего края;
развитие у старшеклассников способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставления и обобщения фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе осмысления опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав и интересов людей;
изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине;
формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Воронежской области как опорного края России;
развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).
Краеведческий компонент включает в себя содержательные линии:
Образовательная – содержит идеи, теории, закономерности, характеризующие культурные, исторические особенности.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учётом особенностей Воронежского края в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента. Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: принцип историзма, обеспечение чувственного ощущения окружающего мира, культуросообразность, прикладная направленность, интегрированность, вовлечение семьи в процесс познания, взаимосвязь урочной и внешкольной работы.
Формы и методы ведения уроков:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Методические пояснения по организациизанятий.
В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведение человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисков – исследовательский метод, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом.
Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.
Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого.
Посильной и благородной задачей учителей истории и краеведения и их учащихся является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в частности школьный краеведческий музей. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребности во все более глубоком познании окружающего мира. Дети чувствуют свое участие в создании истории родного села, района.
Далеко не все станут историками, но интерес к большому делу, сопричастность к которому они ощутили, сохранится надолго. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
основные краеведческие термины,
историю края,
природные памятники,
стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь,
культуру и быт.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
работать с источниками,
подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Рекомендуемая литература:
60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. – Воронеж, 2005.
Воронеж – колыбель Российского военно-морского флота : тез. докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16–18 мая 1996 г. – Воронеж, 1996.
Воронеж в документах и материалах. – Воронеж, 1987.
Воронеж: экономико-географическое исследование / Г.Т. Гришин, М.В. Гончаров, И.С. Шевцов и др. – Воронеж, 1986.
Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. – Воронеж, 1980.
Очерки истории Воронежского края / под ред. Е.Г. Шуляковского. – Воронеж, 1961. Т. 1; 1967. Т. 2.
Панова В.И. История Воронежского края : учебно-методическое пособие / В.И. Панова. – Воронеж, 2010.
Пульвер Е., Пульвер Ю. Коротко о Воронеже. Путеводитель: Воронеж – 1985, 64с.
Прохоров В.А. Вся воронежская земля / В.А. Прохоров. – Воронеж, 1973.
Пыльнев Ю.В., Шилина Л. Волшебная книга. Воронежская история в рассказах для детей. – Воронеж, 2011.
Пыльнев Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII – начало XX века / Ю.В. Пыльнев; науч. ред. А.Н. Акиньшин. – Воронеж, 1999.
Пыльнев Ю.В. Культура Воронежской области. Хроника событий 1917–1991 / Ю.В. Пыльнев, О.Ю. Ширяев. – Воронеж, 2002.
России Черноземный край. – Воронеж, 2000.
Рыбин Г.Б. Воронеж индустриальный / Г.Б. Рыбин. – Воронеж, 1985.
http://www.nlr.ru/res/inv/kray/ - Российская национальная библиотека. Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах Интернет.
http://www.museum.ru/ - Интернет портал «Музеи России».
http://www.roskraeved.ru/index.php - сайт Отделения краеведения и историко-культурного туризма Историко-архивного института Российского Государственного гуманитарного университета и Союза краеведов России.
Наглядные пособия:
Атлас Воронежской области. Учебное пособие. – Воронеж: 2004.
Карта Воронежской области. – Воронеж: 2008.
Периодика:
Подборка газет «Савальские зори».
Тематическое планирование
№
п/п
Название темы
Кол-во
часов
Повторительно- обобщающие
уроки
1
Введение
1
2
Культура Воронежской области
10
3
Духовно-религиозная жизнь Воронежского края
3
4
Наука и образование
5
5
Литературная жизнь
4
6
Воронежские театры
2
7
Музыка
3
8
Художественная культура
2
9
Архитектура
3
10
Итоговое повторение
1
1
11
Итого:
34
Содержание тем
курса «Историко-культурное краеведение». 11 класс
Введение. Культура Воронежской области. Понятие краеведения. ( 1 час)
Понятие краеведения. Значение краеведения. Формы организации исторического краеведения.
Тема 1.Культура Воронежской области.(10 час.)
Воронежские сказки и песни.
Богатство воронежского фольклора. А.Н. Афанасьев и его сборник сказок. Сказочница А.К.Барышникова (Куприяниха).
Знаток и исследователь воронежской народной песни профессор Воронежского университета С.Г.Лазутин.
Обрядовая и необрядовая поэзия. Календарные обряды и праздники. Зимние святки, рождество, святочные гадания и др.
Обряды жизненного цикла. Традиционный народный костюм Воронежского края. Промыслы и ремесла.
Тема 2. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края (3 часа).
Святые места Воронежского края.
Храмы и монастыри. Домовые церкви. Прихожане. Святцы. Епископ, епархия.
Двунадесятые праздники (Господние и Богородичные).
Священное писание. Таинства церкви. Мощи. Святитель Тихон Задонский. Царские врата.
Новомученики.
Церкви Терновского района.
Престол, престольный день. Михайловский приход в Братках.
Церковь в Русанове, Алешках. Терновский приход.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Бароновке.
Тема 3. Наука и образование (4 часа).
Народное просвещение в Воронежской губернии до 1917 года
Первые школы XVII-XVIII веков. Адмиралтейская школа. Цифирные школы. Епархиальные (архиерейские) школы. Воронежская духовная семинария. Воронежское главное народное училище. Малые народные училища. Уездное училище. Приходские училища. Средние женские школы. Епархиальное женское училище. Мужская гимназия. Реальные гимназии и училища. Коммерческие училища.
Народное образование, наука и высшая школа в советский и постсоветский
период.
Школы I и II ступени. Фабрично-заводские семилетки (ФЗУ). Школы крестьянской
молодёжи (ШКМ). Ликвидация неграмотности. Начальное, неполное и среднее
(семилетнее) образование. Детские дома. Суворовские военные училища. Обязательное
восьмилетнее образование. Высшая школа и наука: Аграрный университет им. Петра
Первого, Государственная лесотехническая академия, Государственная медицинская
академия им. Н.Н.Бурденко, ВГПУ, ВГАСУ, ВГТА, ВГТУ, Государственная академия искусств.
Тема 4. Культура Воронежской земли. 19 век. (23 часа).
Ю.В.Воронцов, Г.Т.Ставонин, Мстислав Ростропович, Воронежское музыкальное училище им. Ростроповичей. К.И.Массалитинов. Деятельность Пятницкого М.Е. Государственный академический Воронежский русский народный хор.
Глава 4. Художественная культура (2 часа).
Живопись и иконопись XVIII-XIX веков.
Иконописцы Воронежа. Деятельность И.Н.Крамского. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского.
Художественные стили воронежцев в ХХ веке.
Работы М.М.Бучкури, Л.П.Столыгво, К.М.Стаховского, Б.В.Тимина, К.Н.Успенской. памятники Биму и Котёнку с улицы Лизюкова.
Глава 5. Архитектура (3 часа).
Градостроительство XVI-XVIII веков.
Воронежские археологические памятники. Крепостные стены. Оборонное значение первых монастырей. Каменное храмовое строительство. Принцип регулярной постройки. Появление слободских построек в начале XVIII века. Резиденции Бутурлиных, Воронцовых, Ростопчиных и др. Перестройка Воронежа.
XIX век в архитектуре воронежских населённых пунктов.
Застройка уездных городов по утвержденному плану. Появление больниц, школ, торговых лавок, городских и земских управ. Создание Петровского и Кольцовского скверов с памятниками. Здания театров, чайных, беседок. Ольденбургский замок в Рамони.
Архитектура ХХ века.
Начало ХХ века – бурное строительство храмов, церквей. Разрушение архитектурных
ансамблей Воронежской области в 20-30-е гг. ХХ века. Великая Отечественная война.
Строительство жилых микрорайонов в Воронеже: Юго-Западный, Берёзовая роща.
Строительство клубов, больниц, школ.
Календарно-тематическое планирование.
№ п.п
Дата
Название раздела, темы урока
Элемент
содержание урока
Вид
контроля
Требования
к уровню
подготовки
план
факт
Введение. Понятие краеведения. Культура Воронежской области (11 час).
1
6.09
Введение.
Понятие краеведения. Значение краеведения. Формы организации исторического краеведения
2
3
13.09
20.09
Воронежские сказки.
Изучение нового материала.
Воронежские песни
Комбинированный.
Понятие памятников истории, их виды. Конституция РФ о правах граждан в культурной жизни государства, об обязанностях по сохранению национального достояния (ст. 44, 58 Конституции РФ). Федеральный закон №73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (в изменениях от 28 июля 2012 года).
Сообщения,
презентации
4
5
27.09
4.10
Календарные обряды
Комбинированный
Народные праздники
Комбинированный
Документы допетровского времени. История Древних актов. ЦГАДА в Москве.
Сообщения
6
11.10
Обряды жизненного цикла.
Беседа.
Указ Петра I от 13 февраля 1718 года. Деятельность В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова. Журналы «Сыны Отечества», «Отечественные записки» Деятельность Е.А.Болховитинова, М.И.Славинского, Г.М.Веселовского, Фторова,
историков-краеведов. Деятельность ВГУ. Степынин В.А., Загоровский В.П., Синюк
А.Т., Винников А.З.
Сообщения, презентации
9
10
11
15.10
22.10
29.10
Промыслы и ремесло.
Ткачество, ковровый промысел.
Изделия из кожи, гончарное дело.
Комбинированный
Вводные обзорные уроки. Понятие историко-культурного краеведения. Роль и значение культуры Воронежского края в истории Российской Федерации. Составляющие культурного развития области. Историко-культурная карта Воронежа и области.
Сообщения, презентации
Тема 2. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края (3 час.).
12
6.12
Святые места Воронежского края.
Изучение нового материала.
Храмы и монастыри. Домовые церкви. Прихожане. Святцы. Епископ, епархия.
Двунадесятые праздники (Господние и Богородичные).
Священное писание. Таинства церкви. Мощи. Святитель Тихон Задонский. Царские врата.
Новомученики.
Опрос
14
20.12
Церкви Терновского района.
Беседа.
Престол, престольный день. Михайловский приход в Братках.
Приход Терновский. Церковь в Алешках, Бороновке и Русанове.
Сообщения
Тема 3. Наука и образование (5час.).
15
16
27.12
Народное просвещение в
Воронежской губернии до 1917 года.
Изучение нового материала.
Первые школы XVII-XVIII веков. Адмиралтейская школа. Цифирные школы. Епархиальные (архиерейские) школы. Воронежская духовная семинария. Воронежское главное народное училище. Малые народные училища. Уездное училище. Приходские училища. Средние женские школы. Епархиальное женское училище. Мужская гимназия. Реальные гимназии и училища. Коммерческие училища.
Опрос
17
18
19
Народное образование.
Комбинированный
Наука и высшая школа в советский период.
Комбинированный.
Наука и высшая школа в постсоветский период.
Комбинированный
Школы I и II ступени. Фабрично-заводские семилетки (ФЗУ). Школы крестьянской молодёжи (ШКМ). Ликвидация неграмотности. Начальное, неполное и среднее (семилетнее) образование. Детские дома. Суворовские военные училища. Обязательное
восьмилетнее образование. Высшая школа и наука: Аграрный университет им. Петра Первого, Государственная лесотехническая академия, Государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко, ВГПУ, ВГАСУ, ВГТА, ВГТУ, Государственная академия искусств.
1787г. – образование Воронежского театра. Деятельность Черткова В.А. Приезды
Щепкина М.С., Мартынова А.Е., Ермоловой М.Н., Стрепетовой П.А. Театр вольных мастеров. Областной драмтеатр им. А.В.Кольцова. Воронежский областной театр кукол «Шут».
Сообщения
Глава 3. Музыка (3 часа)
26
Музыкальная жизнь Воронежа в XVIII- XIX веках.
Изучение нового материала.
Музыкальное образование в Воронеже. Первая музыкальная библиотеке Никитина И.С. Алябьев А.А., С.В.Рахманинов.
Ю.В.Воронцов, Г.Т.Ставонин, Мстислав Ростропович, Воронежское музыкальное училище им. Ростроповичей. К.И.Массалитинов. Деятельность Пятницкого М.Е. Государственный академический Воронежский русский народный хор.
Сообщения
Глава 4. Художественная культура (2 часа).
29
Художественная культура
Живопись и иконопись XVIII-XIX веков.
Изучение нового материала.
Иконописцы Воронежа. Деятельность И.Н.Крамского. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского.
Сообщения
30
Художественные стили воронежцев в ХХ веке.
Комбмнмрованный
Работы М.М.Бучкури, Л.П.Столыгво, К.М.Стаховского, Б.В.Тимина, К.Н.Успенской. памятники Биму и Котёнку с улицы Лизюкова.
Сообщения
Глава 5. Архитектура (3 часа).
31
Архитектура
Градостроительство XVI-XVIII веков
Изучение нового материала.
Воронежские археологические памятники. Крепостные стены. Оборонное значение первых монастырей. Каменное храмовое строительство. Принцип регулярной постройки. Появление слободских построек в начале XVIII века. Резиденции Бутурлиных, Воронцовых, Ростопчиных и др. Перестройка Воронежа.
Сообщения
32
XIXвек в архитектуре воронежских населённых пунктов.
Комбинированный
Застройка уездных городов по утвержденному плану. Появление больниц, школ, торговых лавок, городских и земских управ. Создание Петровского и Кольцовского скверов с памятниками. Здания театров, чайных, беседок. Ольденбургские в Рамони.
Сообщения
33
Архитектура ХХ века.
Комбинированный.
Начало ХХ века – бурное строительство храмов, церквей. Разрушение архитектурных
ансамблей Воронежской области в 20-30-е гг. ХХ века. Великая Отечественная война.
Строительство жилых микрорайонов в Воронеже: Юго-Западный, Берёзовая роща.