kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Вода - это жизнь!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- активизация знаний учащихся по теме «Гидросфера»;

- развитие познавательного интереса к предмету, развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и  получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека.

Задачи:

- расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;

- способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;

- содействовать закреплению у учащихся желание беречь воду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Вода - это жизнь!"»

Урок – игра по географии

(6 класс)

«Вода – это жизнь!»

(с применением регионального компонента)


Цели:

- активизация знаний учащихся по теме «Гидросфера»;

- развитие познавательного интереса к предмету, развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека.

Задачи:

- расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;

- способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;

- содействовать закреплению у учащихся желание беречь воду.

Участники: команды 6 класса, жюри – ученики 9 класса

Оформление: карта полушарий, презентация, рисунки учащихся на которых изображены реки, озера, водопады, рисунки на экологическую тему.


Ход урока

Учитель: Проходят эры – миллионолетья,

Земля живет, и будет жизнь всегда,

Пока в артериях ее не иссякает

Источник Жизни – Чистая вода…

Учитель: Итак, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- (ответ учащихся: о воде). Сегодня разговор поведем о воде.

Учитель: Россия обладает крупнейшими запасами пресной воды в мире.

Учитель: Сейчас мы послушаем сообщение о воде.


Эксперт №1 Вода — одно из самых распространенных веществ в природе и главная составная часть всех живых организмов. Она покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.

Эксперт №2 Все живые существа на 75 % состоят из воды. Это самый необходимый элемент живой природы. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь.

Девиз нашего урока: Вода – это жизнь! И проведем мы его сегодня в виде игры.

А теперь начинаем игру.

Правила игры:

1.О готовности команды ответить на вопрос – означает поднятая рука капитана;

2.Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то другая команда может ответить и увеличить количество баллов;

3.При ответе на вопросы команды не мешают друг другу и не подсказывают. За нарушения правил игры команда теряет свои баллы.

4.Победителем становится та команда, которая набирает максимальное количество баллов.


Первый конкурс «Приветствие». Команды придумывают название, девиз, эмблему.

Представление команд: «Открыватели», «Отважные», «Спасатели».

Девиз «Открыватели»: «Мир в путешествии откроем!»

Девиз «Отважные»: «Прямо – это здорово, но сверни в ту сторону, где услышишь чье – то «Помоги!»

Девиз «Спасатели»: «Всегда готов помочь в беде Спасатель на суше и вводе!»

Все оценивается по одному баллу. (3 балла)

Второй конкурс «Разминка».

Команды по очереди отгадывают загадки, получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. (3 балла)

Каждой команде предлагаются шуточные стихи – загадки (если команда не отгадывает, то переход хода):

Для команды «Открыватели»:

  1. Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу (Вода)


  1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)


  1. Много лет в горах подряд

Снег идет и сыплет град.

Слой осадков тех велик,

а зовут его? (Ледник)


Для команды «Отважные»:

1.В сто морей тот великан,

Он зовется… (Океан)


2. Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

нет опоры для ноги (Болото)


3.Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой (Родник)


Для команды «Спасатели»:

  1. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)


  1. С высоты большой срываясь, громко он ревет.

И, о камни разбиваясь,

пеною встает. (Водопад)


  1. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – море. (Река).


Эксперт №3 Вода — на первый взгляд простейшее химическое соединение — является основой жизни на Земле. Вода транспортирует тепло, растворяет и переносит колоссальные массы химических веществ и элементов, разрушает и перераспределяет горные породы, образует формы рельефа и даже участвует в образовании полезных ископаемых.

Эксперт №4 Вода задействована в ряде метеорологических явлений, таких как осадки, туманы, облака. Она участвует в создании течений, волнений, перемещении русел рек и формировании водоемов. А еще она является средой жизни для множества организмов.

«Спешите видеть»

Учитель: Ребята, давайте сейчас с помощью опытов докажем, какое удивительное вещество эта вода.


Опыт 1.

Определите какова прозрачность воды?

В стакан с водой опустите ложку.

Видна ли она?

О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода ……………………… (прозрачна)


Опыт 2.

Каков запах воды?

Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь уже в дверях дома. Тонкий аромат издают духи, цветы.

А чем пахнет чистая вода?

Понюхайте её и сделайте вывод.

Вывод:…………………………….(не имеет запаха)


Опыт 3. (2 стакана, 2 ложки, сахар и глина)

Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой столько же глины.

Помешайте.

Что вы заметили?

О чём говорит этот опыт?

(вода растворила кристаллы сахара, а часть глины осела на дно).

Вывод:…………………………………………………………………(растворитель, но не все вещества в ней растворяются).


Опыт4.

Определите какого цвета вода?

На столе у вас лежат цветные полоски бумаги (красная, зелёная, жёлтая, синяя, белая).

С их помощью вы определите цвет воды.

Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода синяя? Красная? Зелёная? Жёлтая? Белая?


Каков же цвет воды?

Вывод: вода ……………………… (бесцветна)


Опыт 5. (2 стакана: пустой и стакан с водой, чашка).

Что произойдёт с водой, если её вылить в чашку? (Она растечётся в разные стороны)

Что будет происходить с водой, если вы наклоните немного чашку? (Вода стекает под уклон)

Можно ли перелить воду из одного стакана в другой? (Да)

Во всех этих случаях появляется одно и тоже свойство воды. Какое?

Вывод:………………………………………………………………(вода течёт - текучесть)

Эксперт №5 Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, текуча, при нагревании вода расширяется, испаряется; при охлаждении вода сжимается, но при замерзании – расширяется.


Каждая команда отгадывает «Мини – кроссворд», получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. (12 баллов).



1.Какие пресноводные водоемы созданы человеком:


п



д


в












е


к




л


Ответ: пруд, водохранилище, канал.



2. Какие пресноводные водоемы встречаются в природе:


р





к


р




й


б





о


о




о


р



а

Ответ: родник, ручей, болото, озеро, река


3.Какие водоемы с соленой водой встречаются в природе:


м



е


о




н


п







з




в


Ответ: море, океан, пролив, залив


Учитель говорит правильные ответы.


Четвертый конкурс разгадать мини- кроссворд «Реки Чувашской Республики»

Каждая команда отгадывает «мини – кроссворд», получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. (3 балла)


В




а


С



а


Ц





ь


1.Самая длинная река, протекающая на территории Чувашии

2. Правый приток Волги

3. Самая крупная река, протекающая только в пределах Чувашской Республики.


Учитель говорит правильные ответы.


Эксперт №6 Всего на земном шаре 1390 млн км3 воды, больше всего её в морях и океанах — 96,4%. А вот пресной воды, так необходимой нам для жизни, на планете мало — только 2,64%.


Пятый конкурс «Самый – самый»

Команды отвечают на вопросы по очереди, за каждый правильный ответ ставится по 1 баллу. (9 баллов) Можно пользоваться атласом.


- Самый большой океан? (Тихий)

- Самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)

- Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

- Самая полноводная река мира? (Амазонка)

- Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)

- Самое мощное течение в Мировом океане? (Западных ветров)

- Самое соленое море Мирового океана? (Красное)

- Самый широкий пролив? (Дрейка)

- Самый высокий водопад? (Анхель)


Шестой конкурс «Тест»


Каждая команда получает тест. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. В сумме – 5 баллов.


1 «Открыватели»

1.Что произойдет с водой, если зимой вынести на мороз?

а) испариться

б) ничего не произойдет

в) замерзнет

2. Какое свойство воды вы используете, когда готовите сладкий чай?

а) при нагревании превращается в пар

б) вода – растворитель

в) вода текуча

3.Капельки воды будут просачиваться вниз до тех пор, пока не встретят слой

а) почвы

б) песка

в) глины

4.Лед – это

а) жидкое состояние воды

б) твердое состояние воды

в) газообразное состояние воды

5. Место выхода подземных вод на поверхность суши называют…

а) море

б) река

в) родник

Ответы: 1-в, 2-б, 3-в, 4-б, 5-в


2 «Отважные»

1.Природное углубление на поверхности суши, заполненные водой и не имеющие стока, называют…

а) озеро

б) река

в) родник

2. Пар – это…

а) жидкое состояние воды

б) твердое состояние воды

в) газообразное состояние воды

3. Мелкие реки, впадающие в крупную реку – это

а) притоки

б) истоки

в) устья

4. Самое глубокое озеро в мире:

а) Светлое

б) Байкал

в) Онежское

5. Какого цвета лед?

а) белый

б) бесцветный

в) голубой

Ответ: 1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б


3 «Спасатели»

1. Океаном с наименьшей глубиной является...

а) Индийский

б) Атлантический

в) Северный Ледовитый

г) Тихий

2. Частью какого океана является Средиземное море?

а) Индийского

б) Атлантического

в) Тихого

г) Северного Ледовитого

3.Испарение воды – это …. 

 а) превращение воды в пар;

б)  превращение воды в лёд;

 в) превращение пара в воду;

4. Вода бывает в …

а) в твёрдом и жидком состоянии;   

б) в жидком и газообразном состоянии;               

в) в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.

5.Как называется самый высокий водопад мира?

а) Анхель

б) Викторя

в) Ниагара

г) Игуасу

Ответ: 1-в, 2-б, 3-а, 4-в, 5-а


Седьмой конкурс – «Телеграмма»

На листах бумаги написать названия географических объектов гидросферы (реки, озера, водопады и т.д.), на доске висит контурная карта полушарий с изображением материков, по которым их нужно распределить.

Задача: не ошибиться адресом. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Команда «Открыватели»:


Евразия: оз. Байкал, река Волга, Каспийское море

Африка: река Нил, Красное море


Команда «Отважные»:


Евразия: Берингов пролив, Северный Ледовитый океан

Африка: оз. Виктория

Северная Америка: р. Миссисипи, Мексиканский залив


Команда «Спасатели»:


Южная Америка: река Амазонка, Атлантический океан, водопад Анхель

Австралия: Берингово море, Индийский океан.


Эксперт №7 Человек активно использует поверхностные воды: для личного пользования, работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий; как источник получения электроэнергии (гидроэлектростанции) и биологических ресурсов (вылов рыбы, морских животных, водорослей, жемчуга). Водные объекты — реки, моря, озёра и океаны — служат путями перемещения для водных видов транспорта, оказывающих большое влияние на мировую торговлю.

Восьмой конкурс « Определить географический объект»

Ученики определяют географические объекты. Количество баллов – max – 3 балла.


1.Это море пересекается меридианом 30 в.д. В море много крупных и мелких островов. Оно связано с океаном узким проливом. (Средиземное море)


2. Эта река впадает в океан в точке с географическими координатами 32 с.ш. 122 в.д. (р.Янцзы)


3. 43 градуса с.ш. 79 градуса з.д. - ? ( Ниагарский водопад)



Девятый конкурс «Что это?»

Суть его заключается в том, что по названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие. 1 балл присуждается той команде, которая первая даст правильный ответ.


- Затяжной, проливной, грибной, теплый, холодный, кислотный… (дождь)


- Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, соленая, стоячая, проточная, минеральная… (вода)


- Подземная, бурная, шумная, спокойная, горная, судоходная, молочная, людская… (река)


- Звуковая, световая, воздушная, электрическая, взрывная, ударная, сейсмическая, ветровая, морская… (волна)

Эксперт №8 Что такое вода? Это многообразное, хотя и простейшее соединение, которое является основным строительным материалом нашей планеты. Ни одно растение, животное и просто микроб не может прожить без воды. Задача всех живущих на Земле сегодня людей – сохранение воды.  Сохранив воду,  мы сохраним жизнь на нашей планете. Ведь заменить воду ничем нельзя!

Учитель: А теперь, пока жюри подводит итоги, мы послушаем веселые стихи на внимание:

- Каждый с детства твердо знает:

Ангара в Байкал впадает

(Не впадает, а вытекает)


- Знает каждый капитан:

Волга - это океан

(Не океан, а река)


- Шесть океанов на планете.

Согласны все же с этим дети?

(Шесть материков, а не океанов, океанов – четыре)


- Слышу подсказку, я с места дружно,

Что Эверест – большая река

(Не река, а гора)


- Знать ребята вам пора,

Что Байкал у нас – гора

(Не гора, а озеро)

Подведение итогов. Награждение команд.

Учитель:

Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье, радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар.

Будущее России, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых.

А закончить наш урок хочется словами известного летчика и писателя Антуана де Сент Экзюпери писал: «Вода! Ты сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете! Давайте беречь ее. Наша планета – на дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее!»












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Вода - это жизнь!"

Автор: Разоренова Ольга Викторовна

Дата: 19.06.2025

Номер свидетельства: 671918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Открытое занятие по экологии "Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов"."
    ["seo_title"] => string(62) "otkrytoiezaniatiiepoekologhiivodaetozhiznokhranavodyivodoiemov"
    ["file_id"] => string(6) "315676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459939841"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Познавательно-исследовательский проект: «Вода – это жизнь»"
    ["seo_title"] => string(57) "poznavatiel_no_issliedovatiel_skii_proiekt_voda_eto_zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "435548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509386339"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект ООД " Вода- это жизнь"(средняя группа)"
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_ood_voda_eto_zhizn_sredniaia_gruppa"
    ["file_id"] => string(6) "606213"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1651737095"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Вода - это жизнь."
    ["seo_title"] => string(14) "voda_eto_zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "379983"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484566238"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру Вода-это жизнь!"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_vnieklassnogho_mieropriiatiia_po_okruzhaiushchiemu_m"
    ["file_id"] => string(6) "409611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492373429"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства