Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру Вода-это жизнь!»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им.Л.В. Рябинина городского округа город Шарья Костромской области
Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Вода-это жизнь!»
Выполнила Лебедева Ольга Владимировна
Пояснительная записка
Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среду обитания на первое место. Главные цели-углубление экологических знаний обучающихся;
-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Какие экологические представления могут быть сформированы у детей начального звена? Это представления об уникальности, хрупкости, сложности жизни, о взаимосвязях и взаимозависимостях, полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни.
Большую роль в изучении природы играют внеклассные занятия: экскурсии, турпоходы по экологическим тропам, КВН, праздники на экологическую тему. Все узнанное и понятое детьми формирует внутренний мир ребенка, воспитывает в нем добрые чувства, трогательное отношение ко всему живому.
На уроках акценты смещены в сторону фактических знаний, и в их содержание не заложен воспитательный подход. Реализовать его можно в системе занимательных внеклассных занятий. Здесь ребенок раскрепощен, участвует в игре, живет в сказке, имеет возможность прочувствовать созданную ситуацию, в которой он не может не выразить своего отношения, и получает импульс к формированию себя как гуманной личности .Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, можно использовать экологические сказки. В.А.Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты… Благодаря красоте ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира,— значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить» (В.А.Сухомлинский). Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.
В результате проведенных внеклассных мероприятий должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные:
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе внеклассной деятельности;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения;
-проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
-приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Метапредметные:
-умение ставить цели и планировать деятельность для их достижения;
-устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
-развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В процессе освоения предметного содержания у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности: - наблюдать объекты окружающего мира;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Экологическое обучение и воспитание является важной частью всего процесса обучения и воспитания школьника в целом. Только целенаправленная деятельность учителя дает высокие результаты работы в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Невозможно добиться полноценного экологического обучения и воспитания только на уроках окружающего мира. Над этой проблемой надо работать на всех уроках и внеклассных мероприятиях. Реализовать полученные на уроках знания можно в системе занимательных внеклассных занятий. Здесь ребенок раскрепощен, участвует в игре, живет в сказке, имеет возможность прочувствовать созданную ситуацию, в которой он не может не выразить своего отношения, и получает импульс к формированию себя как гуманной личности. При этом важно осознание себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.
Ниже предоставлен одно из экологических занятий по теме «Вода-это жизнь!» Оборудование: стакан с водой, трубочка, кусок сахара, ложечка, карточки «Хорошо-плохо».
Ход занятия.
1.Орг.момент.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свел в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)
-Итак, мы начинаем наше занятие!
-«А чему же он посвящён?» - спросите вы. Ребята, оказывается есть очень много праздников, посвящённых природе. О некоторых вы, наверное, даже не слышали: День птиц, День Земли, День Воды. -Вам ,наверно, известно, что 2017 год посвящен экологии. Что такое экология? -Правильно. Это наука об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «эко», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля. -Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Вот и наше занятие будет посвящено экологии.
-Тему нашего занятия вы определите сами, отгадав загадку:
На свете нет ее сильнее, На свете нет ее буйнее. В руках ее не удержать, И на коне не обогнать.
О себе она сказала бы так:
Меня льют, меня пьют, всем нужна. Кто такая?
-Как вы считаете, чему будет посвящено наше занятие?(воде) -День 22 марта объявлен Международным днем воды. В преддверье этого праздника мы проведем наше занятие. Этот праздник отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем?
2. Беседа о значении воды на Земле .
-«Вода – это жизнь» – говорит народ. Вода наполняет все клеточки, из которых состоят живые организмы. К каждой клеточке надо доставить кислород, пищу, отвести углекислый газ и другие вредные вещества. Роль транспортного средства выполняет вода. У животных – это кровь, а у растений – соки, растворы веществ. И кровь, и соки, и клеточки наполовину, а то и гораздо больше состоят из воды. Вот почему потеря воды – это смерть. -А всякая ли вода годится для наших нужд? -Большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. - Пресная вода (реки и озера) составляют от общего количества водной массы всего 3 % .А это очень мало.
Итог: В окружающей среде мало пресной воды.
3. Различные состояния воды
Сказка:
Состояния воды
Собрались как-то Орел, Щука и фигуристы-спортсмены, и разговорились о том, какое вещество на свете им больше нравится. Фигуристы: "Наше вещество твердое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится – душу радует. Щука: «А я люблю текучее, жидкое вещество». Орел: «А мне нравится бесцветное вещество. Оно вокруг нас». Опыт: Показали фигуристы свое любимое вещество (кусочки льда на блюдце). Показала щука свое – вода в жестянке. А Орел и говорит: «У меня здесь нет его, но это не беда – сейчас будет». Засмеялись радостно Орел, Щука и Фигуристы. Оказывается, любили они одно и то же вещество – воду, но наблюдали каждый по-разному. И пошли они всем загадывать загадку: «Книзу летит капельками, а кверху – невидимками (Вода)». – Как вы думаете, мы можем наблюдать воду в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.Приведите примеры.
Итог: Перечислите, о каких состояниях воды мы говорили? (Жидкое, твердое и газообразное)
4. Конкурс: «Знаете ли вы?»
– Знаете ли вы, кто не может обходиться без воды и неразрывно с ней связан? Для проверки ваших знаний проведем конкурс «Знаете ли вы?»
1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала) 2. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск) 3. Кто одной ноздрей дышит? (Кашалот) 4. Кто клыками дно пашет? (Морж) 5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин) 6. Что такое «морская капуста»? (Водоросли) 7. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая гусей)
5. Физкультминутка «Вода – не вода»
Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, снег, лужа, сосулька, иней, снежинки, туча), то дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба, водоросли, волны), дети качаются из стороны в сторону. Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, пустыня, гора), дети приседают.
6. Конкурс «Где мы используем воду?»
– В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много. -Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. -Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. -Для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку? (Ответы учащихся)
Человек использует очень много воды ,около 500 литров в день. Умывание-10 л ( + 45 туалет ) Купание-40 л (ванна) + 150 л (душ) Приготовление пищи-5 л Мытье посуды-10 л Стирка-15 л Мытье полов, окон-50 л Поливка цветов, огорода-100 л
– Человек использует воду в личных целях или использует ее в промышленных масштабах (гидроэлектростанции). Раньше использовали водяные мельницы. – С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – и жизнь становится невозможной. Потому что вода – это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озера. Если не принимать срочных мер, водоем умрет, умрет целый мир существ, обитающих в нем и подле него. Писатели – фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представь себе, что кто-то отъедает каждый день треть вашего завтрака. В одном из своих стихотворений русский поэт Владимир Маяковский так сказал:
Эй, горожане, Берегите воду! Бережней относитесь к нашему водопроводу!
– Как вы уже знаете, пресной воды на планете мало, поэтому нужно как можно экономнее расходовать её. Как это? (Не забывать выключать кран после умывания, без надобности не включать кран).
7. Игра «Хорошо-плохо»
Рассматривается ситуация: (карточки на партах)
Директор завода
Речной царь
Я построил завод по выпуску игрушек – это хорошо (дети радуются)
Но он сливает отходы прямо в реку – это плохо (гибнет всё живое)
Я провел дорогу к городу, люди, живущие рядом с заводом, могут ей пользоваться – это хорошо
Зато вырубили много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и паров бензина – это плохо.
– Как же нам рассудить этих двух уважаемых людей? – Что надо сделать, чтобы и завод работал, и окружающая среда не страдала?
1) Требуется обустроить сточные сливы капитальными очистными сооружениями. 2) Перенести автостоянку и дорогу подальше от реки. 3) Высадить вдоль дороги деревья (для очищения воздуха от паров бензина).
8. Значение воды для растений с демонстрацией опыта.
(стакан с водой, кусок сахара, трубочка, ложечка)
– А растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно пьют). – У воды очень важная роль в питании растения. Откуда берут пищу растения? (Из воздуха ). – Корни пронизывают почву и берут из нее минеральные вещества. – У меня на тарелочке кусочек сахара (представьте, что это питательное вещество в почве) и трубочка для коктейля (это ваш корешок). Тяните корешком в себя сахар. Получается? Что надо сделать, чтобы растение получило нужное ему вещество? (Растворить в воде).
Бросьте сахар в стакан с водой. Теперь вы сможете корешком вытянуть сахар «из почвы»?
Итог опыта: Растения не могут взять сухие минеральные вещества, которые им нужны. Сначала необходимо растворить эти вещества в воде.
Вывод: Вода имеет огромное значение в питании растений.
9. Экологическая задача «Как Таня растения поливала»
– В Танином доме растут растения. На южном окне – большой столетник – алоэ и маленькие кактусы. На северном окне – бегония королевская и фикус. Поручила мама Тане ухаживать за ними. Таня девочка старательная, каждый день принялась поливать растения. Подойдет к бегонии и фикусу, а они ей будто шепчут: "Спасибо, Танюша, мы воду любим... А вот кактусы и алоэ стали что-то грустными. Как будто тихонько стонут, когда Таня льет воду в их горшки. Через три недели совсем плохи стали растения на южном окне. Подошла мама к подоконнику и руками всплеснула: Ой, Танюша, погибают наш столетник и кактусы. Таня удивилась: Почему это погибают? Фикус и бегония хорошо растут, листочки новые на них появились. А мама расстроилась и говорит: Я, дочка, виновата – не предупредила тебя о том, что...
– Почему стали погибать столетник и алоэ? (Это растения, которые произрастают в пустыне и привыкли обходиться без большого количества влаги. А Таня залила их.) – О чем мама не предупредила Таню? Только малую часть воды, которая в них поступает, растения используют. Куда же девается остальная вода? Часть воды насыщает клетки, остальная испаряется. Испаряется – значит, выходит из листа через маленькие окошечки – устьица в виде пара. Одно растение кукурузы за время роста от всходов до созревания зерен испаряет большую бочку воды. Береза испаряет 6 ведер воды в день, а тополь – большую бочку воды. Пары воды, окружающие растение, охлаждают его в самый жаркий день
10. Рефлексия.Подведение итогов:
- Ну вот подошло к концу наше занятие. - Поднимите руки, кому понравилось занятие? - Что наиболее вам показалось интересным? - Что нового вы узнали? -Как мы с вами можем сохранить воду? - Вы показали себя настоящими экологами, показали свои знания. С такими защитниками наша природа в безопасности.
11.Домашнее задание.Нарисовать рисунки по теме «Вода-это жизнь» 12.Заключительное слово учителя (можно заранее дать одному из учеников) Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет
В шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей.
Падает гром с небосвода
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Литература:
1.Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
2.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, 1973
3. Смирнов В. П. Стихи // Поэзия. 1999.- N 2
4. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.