Познавательно-исследовательский проект: «Вода – это жизнь»
Познавательно-исследовательский проект: «Вода – это жизнь»
В последнее время педагоги начали уделять особое внимание экологическому воспитанию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь.
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр.
Из наших наблюдений за детьми в группе мы отметили, что дети не умеют экономить воду, мало что знают о свойствах, агрегатных ее состояниях, не придают особого значение ценности воды, не задумываются о последствиях расточительного отношения к воде.
На основании этого нами был разработан и реализован экологический проект под названием «Вода – это жизнь».
Цель проекта:
Развитие познавательной активности, активизации мышления, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования исследовательских способностей; обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно-исследовательский проект: «Вода – это жизнь»»
Познавательно-исследовательский проект: «Вода – это жизнь»
Возраст: средняя группа.
Актуальность
В последнее время педагоги начали уделять особое внимание экологическому воспитанию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь.
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр.
Из наших наблюдений за детьми в группе мы отметили, что дети не умеют экономить воду, мало что знают о свойствах, агрегатных ее состояниях, не придают особого значение ценности воды, не задумываются о последствиях расточительного отношения к воде.
На основании этого нами был разработан и реализован экологический проект под названием «Вода – это жизнь».
Цель проекта:
Развитие познавательной активности, активизации мышления, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования исследовательских способностей; обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи проекта:
1. Организовать предметно-пространственную среду.
2. Дать детям элементарные представления о воде, ее влияния на окружающий мир.
3. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
4. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни, добиваться результатов, размышлять, делать выводы.
5. Обогащать словарный запас по данной теме.
6. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности детей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.
Планируемый результат:
Расширение знаний детей о воде, свойствах и ее роли для окружающего мира;
обогащение активного и пассивного словаря за счет слов:
вода, водичка, прозрачная, без цвета, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, и др.,
развитие у детей наблюдательности,
принятие участия в продуктивной деятельности.
Проект состоит из 3 этапов.
Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.
Проблема исследования:
Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран.
Исходя из проблемы выдвинута гипотеза:
- вода нужна всем: людям, растениям, животным. Без воды нельзя жить и поэтому воду надо беречь.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования определяем задачи:
3. Рассматривание с детьми иллюстративного материала с использованием изображения воды;
3. Изготовление необходимого оборудования;
4. Наблюдение природных явлений: дождь.
Этап 2. Организация исследования.
Коммуникативная деятельность:
беседы во время режимных моментов: для чего мы моем руки, умываемся по утрам, полощем рот после каждого приема пищи;
рассматривание иллюстраций водоемов: ручей, ключ, река, море, океан и т. д.
природных явлений: дождь, снег, град, гололед, туман, иней и т. д. ;
обыгрывание построек: корабль, лодка
Познавательно - исследовательская деятельность:
игры в центре «Экспериментирования»: «Кто первый», «Чей кораблик самый быстрый»
поисковая деятельность «Тонет не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «Чайная посуда», «Чай для мамы», «Необычные кораблики» и др
наблюдение за дождем;
эксперименты в уголке опытов;
образовательная деятельность «Свойства воды», «Всем нужна вода», «Мойдодыр».
Двигательная деятельность: подвижные игры «Солнышко и дождик», «Пузырь» «Перепрыгни через лужу», «Обойди лужу» и др.
Изобразительная деятельность:
лепка «Рыбки в аквариуме»;
аппликация с элементами рисования «Грустная тучка»,
зарисовки по проведенным экспериментам.
Трудовая деятельность:
хозяйственно-бытовой труд со взрослыми (выполнение поручений: протереть пыль с полочек, помыть игрушки);
уход за комнатными растениями (выполнение поручений - вытереть пыль с листьев, полить растения);
наблюдение за трудом младшего воспитателя (моет пол, посуду).
Сотрудничество с родителями
Консультации «Организация детского экспериментирования с водой в домашних условиях»
Советы родителям «Что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»
Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой»
Изготовление совместных поделок, детей и родителей из природного материала на тему: «Осенняя фантазия» и др.
3. Этап. Презентация результатов
Показ итогового занятия
Презентация проекта
Отчет о проделанной работе
Подведение итогов.
Результат:
• значительное повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;
• приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе.
• повышение воспитательской компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников;
• получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе;
• заинтересованность детей темой «Вода вокруг нас», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Литература:
1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003
4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2004;
5. Л. Г. Горького, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» ВАКО, 2010.
6. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.
7. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», Издательство: Учитель, 2007 год Серия: Дошкольник.
8. А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка. Энциклопедия». Изд. «Педагогика – Пресс» 1992.