Ход урока Этап 1 Организация класса(1 мин) Приветствие учителя: «Добрый день, ребята! Садитесь. Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столе должны лежать учебники по географии, рабочие тетради, атлас и контурная карта, письменные принадлежности. Итак, начинаем!» Проверка Домашнего задания Стратегия (Говорящие головы) (АВ) 1.Причины преобладания высоких температур в северной части Южной Америки. Географическое положение. 2. Характер распределения осадков на материке. Неравномерное. 3. Пояс, где климат летом формируется под влиянием тропических воздушных масс, создавая жаркую сухую погоду с редкими ливнями, а зимой западные ветры приносят с океана умеренный воздух и обильные осадки с преобладанием пасмурной, теплой, дождливой погоды. Субтропический. 4.Климат, где зима сравнительно теплая, с температурами +4°, +6° С, с пасмурной, ветренойпогодой, а лето влажное, прохладное, с частыми дождями при температуре воздуха +8°, +10°С,осадков выпадает более 2000мм в году. Умеренный морской. 5. Пустыня в Южной Америке, где годами не выпадает ни капли дождя, считается одним из самых засушливых мест в мире. Атакама. 6.Материк, с климатом которого Южная Америка имеет много общего. Африка. Ответы. 1.Субтропический. 2.Атакама. 3.Неравномерное. 4.Географическое положение. 5.Африка. 6.Умеренный морской. Ключ к ответам. 1-4,2-3,3-1,4-6,5-2,6-5. За один правильный ответ-1 балл, Ход урока Если через океан Плыть к другому берегу, Попадёшь на материк "Южная Америка” А на том материке Есть река глубокая, Из известных в мире рек Самая широкая. "Как зовут тебя, река?...” – Крикнешь звонко, А в ответ, из далека – Слышно "Амазонка!...” У меня сегодня отличное настроение. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению. (Выбрать смайлик) И я вижу, что мы сработаемся! Национальное агентство США НАСА в ходе аэрокосмических исследований жизни на других планетах пришло к безоговорочному выводу: вода - главное условие жизни. Поэтому там, где идут дожди, существует жизнь, а где нет - там пустыня. Вокруг нас так много воды, что мы воспринимаем её как нечто само собой разумеющееся и считаем, что это "всего лишь вода”. (Демонстрация видов озеро, река, водопад). Ребята как можно все эти воды назвать, одним словом? (Внутренние воды). Догадались ли вы, о водах какого материка мы будем вести сегодня речь? Вот мы и определились с темой нашего сегодняшнего урока. Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда наши сердца с грустью отзываются на строки Роберта Рождественского: “Я жалею о том, что не видел лица всей земли, Всех ее океанов, вершин и закатов. Только парус мечты вел по свету мои корабли, Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов. Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен, Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже, Как кипит за кормой горький снег атлантических пен И в начале весны голубеют фиалки в Париже". (Cлайд 1 и 2) Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более в столь далекие. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия. - Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Южной Америки. Это и будет тема урока (слайд 3 и 4). В ходе нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из 6 учебных элементов. После преодоления каждого из них вы будете оценивать свои знания, путем само и взаимопроверки. Оценки будете выставлять в оценочный лист (слайд 5). Отправляясь в путешествие мы возьмем с собой рюкзачки и в течение всего урока будем пополнять их знаниями, умениями и навыками. Размер рюкзака будет зависеть от количества баллов, которые вы наберете за урок. - Итак, путешествие начинается. - Обратимся к первому учебному элементу (УЭ-1). Цель: определить исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий. Задача: выполнить географический диктант по теме “ Речная система” (слайд 6). Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения диктанта проводится сверка ответов учащихся с правильными ответами (слайд 7). Коррекция знаний (Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?) Учащиеся выставляют самооценку в оценочный лист под УЭ-1. (Приложение 1) - Переходим к учебному элементу 2 (УЭ-2). - Какова его цель? Учащиеся находят в маршрутном листе УЭ-2 и зачитывают его цель. - Что необходимо для ее достижения? Учащиеся отвечают: “ Подготовить устные ответы на вопросы, пользуясь атласом”. (Слайд 8) Примерные ответы учащихся: На территории материка протекает река Амазонка, Парана, Ориноко. Они относятся к бассейну Атлантического океана. Все крупные реки текут в Атлантический океан, так как на западе – горы Анды (они являются водоразделом). Так как реки текут по низменностям, характер течения их равнинный. Река Амазонка полноводна круглый год, так как протекает в экваториальном поясе. Река Ориноко и Парана полноводны летом, так как они текут в субэкваториальном поясе. Питание рек – дождевое. (Слайд 9) Сообщение ученика о реке Амазонка. (Слайды 10- 13) (Амазонка – крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона – 6437 км, от истока Укаяли свыше 7000 км. Площадь бассейна 7180 тысяч квадратных километров. В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира. Протекая большей частью по Амазонской низменности она впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (площадь свыше 100 тысяч квадратных километров и включающую самый большой в мире речной остров Маражо. В ширину Амазонка 80 километров, а ее глубина у Обидуса составляет 135 метров (примерно средняя глубина Балтийского моря). Амазония удивляет богатством флоры и фауны. Здесь обитают розовые дельфины и рыба-бык, длина которой достигает 4 метров, вес – 500 килограммов. Знаменитая хищница – рыба-пиранья – тоже обитательница этих мест. Амазонка – родина самой крупной на нашей планете кувшинки – виктории регия. Ее обнаружили европейцы в 1864 году и назвали викторией регией. Название было дано в честь британской королевы Виктории, что в переводе означает “Виктория царственная” или “Виктория великолепная”. Каждый ее лист может достигать в диаметре 2-х метров и могут выдерживать вес до 50 килограммов. Ее выращивают в самых крупных ботанических садах. В России всего в 3 городах – Санкт-Петербург, Сочи и Липецк. Цветет только по ночам, причем один цветок держится всего 2 ночи, поэтому увидеть это зрелище большая удача. - Приступаем к третьему учебному элементу (УЭ-3). Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении; развивать память; запоминать прочитанное. Задача: прочитать текст учебника, закрыть его и ответить на вопросы утверждения. Учащиеся работают индивидуально. После выполнения работы взаимопроверка (обмениваются тетрадями в парах), выставляют оценку друг другу в оценочный лист под УЭ-3 (слайд 14) и (приложение 1). - Переходим к учебному элементу 4 (УЭ-4). Цель: развитие умений работать с контурной картой. Учащиеся наносят на контурные карты реки и озера, водопады Игуасу и Анхель. Один ученик выполняет эту работу на классной контурной карте. Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по образцу, выполненному на классной контурной карте (слайд 15). Учащиеся оценивают свою работу и вписывают оценку в оценочный лист под УЭ-4 (приложение 1). - Приступаем к учебному элементу 5 (УЭ-5). Учащимся предлагается найти цель учебного элемента, выполнить задание и результаты занести в таблицу (приложение 1). Правильность ответов сверить (слайд 16). Поставить самооценку в оценочный лист под УЭ-5 (приложение 1). - Переходим к последнему учебному элементу (УЭ-6). Цель: подведение итогов. Учащиеся должны дать ответы на два вопроса. Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности. Назовите и покажите озера Южной Америки. Примерные ответы: Река Амазонка, Парана, Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана, равнинные, питание – дождевое. Амазонка полноводна круглый год. Парана и Ориноко – летом. На реке Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель. На реке Парана – водопад Игуасу. Озеро Титикака и Маракайбо. Маракайбо – озеро-лагуна, расположено на севере и соединено узкой протокой с Карибским морем. В Андах находится самое высокогорное озеро мира – Титикака (происхождение тектоническое, глубина 304 метра). (Слайд 17) Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям (слайд 18). - Согласны ли вы с тем, что если получили: Большой рюкзачок - усвоили материал полностью, Средний рюкзачок – усвоили частично, Маленький – мало что усвоил, надо еще поработать. - Выберите домашнее задание (слайд 19). - Спасибо за работу. Урок окончен. Маршрутный лист (Приложение) Закрепление (Чайнворд) (АВ) если осталось время Далее представлены чайнворды, применяемые на уроке и таблицы со сведениями о реках, озёрах и водопадах Южной Америки, которые раздаются всем учащимся на парты Чайнворд «Внутренние воды Южной Америки» 1 вариант 1. | | | | | | А | | | | | | | | | | 2. | | А | | | | | | | | | | | 3. | А | | | | | | | | | 4. | | | А | | | | | | 5. | | | | | | А | | | | | | | | | 6. | | | А | | | | | | | | 7. | | | | А | | | | | | | | 8. | | | | А | | | | | | | | 9. | | | | А | | | | | | 1. Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка. 2. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки. 3. Водопад на Гвианском плоскогорье, высотой 1054 метра. 4. Самая многоводная река мира. 5. Высокогорное озеро. 6. Очень, очень длинный и в воде живёт. 7. Маленькие, но очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать. 8. Водопад на юге Бразильского плоскогорья. 9. Одна из крупнейших рек Южной Америки. Чайнворд «Внутренние воды Южной Америки» 2 вариант | | 1. | | | | А | | | | | | 2. | | | | | | А | | | | | | | | 3. | | | | А | | | | | | | | | | 4. | | А | | | | | | | | | | | 5. | А | | | | | | | | | 6. | | | А | | | | | | | | 7. | | | | А | | | | | | 8. | | | | | | А | | | | | | | | | 9. | | | А | | | | | | 1. Водопад на юге Бразильского плоскогорья. 2 . Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка. 3. Одна из крупнейших рек Южной Америки. 4. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки. 5 . Водопад на реке Ориноко, высотой 1054 метра. 6 . Самая многоводная река мира. 7. Маленькие, но очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать. 8. Высокогорное озеро. 9. Очень, очень длинный и в воде живёт. Рефлексия (солнышко и тучка) - Новый материал для вас был не сложен, понятен? - карту Ю.Америки вы знаете достаточно хорошо - выразите словами: этот урок для меня был …. Оценки за урок Задание на дом: параграф 39 Дополнительно сообщения: рекорды органического мира южной Америки ( самый большой паук, жук Геркулес, самое большое водное растение и т.д.) Контурные карты |