|  
  Ход урока  Этап 1 Организация класса(1 мин)  Приветствие учителя: «Добрый день, ребята! Садитесь. Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столе должны лежать учебники по географии, рабочие тетради, атлас и контурная карта, письменные принадлежности. Итак, начинаем!»  Проверка Домашнего задания Стратегия (Говорящие головы) (АВ)  1.Причины преобладания высоких температур в северной части Южной Америки. Географическое положение. 2. Характер распределения осадков на материке. Неравномерное. 3. Пояс, где климат летом формируется под влиянием тропических воздушных масс, создавая жаркую сухую погоду с редкими ливнями, а зимой западные ветры приносят с океана умеренный воздух и обильные осадки с преобладанием пасмурной, теплой, дождливой погоды. Субтропический. 4.Климат, где зима сравнительно теплая, с температурами +4°, +6° С, с пасмурной, ветренойпогодой, а лето влажное, прохладное, с частыми дождями при температуре воздуха +8°, +10°С,осадков выпадает более 2000мм в году. Умеренный морской. 5. Пустыня в Южной Америке, где годами не выпадает ни капли дождя, считается одним из самых засушливых мест в мире. Атакама. 6.Материк, с климатом которого Южная Америка имеет много общего. Африка. Ответы. 1.Субтропический. 2.Атакама. 3.Неравномерное. 4.Географическое положение. 5.Африка. 6.Умеренный морской.  Ключ к ответам. 1-4,2-3,3-1,4-6,5-2,6-5. За один правильный ответ-1 балл, Ход урока Если через океанПлыть к другому берегу,
 Попадёшь на материк
 "Южная Америка”
 А на том материке
 Есть река глубокая,
 Из известных в мире рек
 Самая широкая.
 "Как зовут тебя, река?...” –
 Крикнешь звонко,
 А в ответ, из далека –
 Слышно "Амазонка!...”
 У меня сегодня отличное настроение. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению. (Выбрать смайлик) И я вижу, что мы сработаемся! Национальное агентство США НАСА в ходе аэрокосмических исследований жизни на других планетах пришло к безоговорочному выводу: вода - главное условие жизни. Поэтому там, где идут дожди, существует жизнь, а где нет - там пустыня. Вокруг нас так много воды, что мы воспринимаем её как нечто само собой разумеющееся и считаем, что это "всего лишь вода”. (Демонстрация видов озеро, река, водопад). Ребята как можно все эти воды назвать, одним словом? (Внутренние воды). Догадались ли вы, о водах какого материка мы будем вести сегодня речь?   Вот мы и определились с темой нашего сегодняшнего урока.   Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда наши сердца с грустью отзываются на строки Роберта Рождественского: 
 “Я жалею о том, что не видел лица всей земли,  Всех ее океанов, вершин и закатов.  Только парус мечты вел по свету мои корабли,  Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.  Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,  Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,  Как кипит за кормой горький снег атлантических пен  И в начале весны голубеют фиалки в Париже". (Cлайд 1 и 2) 
 Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более в столь далекие. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия. 
 - Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Южной Америки. Это и будет тема урока (слайд 3 и 4). 
 В ходе нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из 6 учебных элементов. После преодоления каждого из них вы будете оценивать свои знания, путем само и взаимопроверки. Оценки будете выставлять в оценочный лист (слайд 5). 
 Отправляясь в путешествие мы возьмем с собой рюкзачки и в течение всего урока будем пополнять их знаниями, умениями и навыками. Размер рюкзака будет зависеть от количества баллов, которые вы наберете за урок. 
 - Итак, путешествие начинается. 
 - Обратимся к первому учебному элементу (УЭ-1). 
 Цель: определить исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.   
 Задача: выполнить географический диктант по теме “ Речная система” (слайд 6). 
 Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения диктанта проводится сверка ответов учащихся с правильными ответами (слайд 7). 
 Коррекция знаний (Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?) 
 Учащиеся выставляют самооценку в оценочный лист под УЭ-1. (Приложение 1) 
 - Переходим к учебному элементу 2 (УЭ-2). 
 - Какова его цель? 
 Учащиеся находят в маршрутном листе УЭ-2 и зачитывают его цель. 
 - Что необходимо для ее достижения? 
 Учащиеся отвечают: “ Подготовить устные ответы на вопросы, пользуясь атласом”. (Слайд 8) 
 Примерные ответы учащихся:   На территории материка протекает река Амазонка, Парана, Ориноко. Они относятся к бассейну Атлантического океана. Все крупные реки текут в Атлантический океан, так как на западе – горы Анды (они являются водоразделом). Так как реки текут по низменностям, характер течения их равнинный. Река Амазонка полноводна круглый год, так как протекает в экваториальном поясе. Река Ориноко и Парана полноводны летом, так как они текут в субэкваториальном поясе. Питание рек – дождевое. (Слайд 9) 
 Сообщение ученика о реке Амазонка. (Слайды 10- 13) 
 (Амазонка – крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона – 6437 км, от истока Укаяли свыше 7000 км. Площадь бассейна 7180 тысяч квадратных километров. В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира. Протекая большей частью по Амазонской низменности она впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (площадь свыше 100 тысяч квадратных километров и включающую самый большой в мире речной остров Маражо. В ширину Амазонка 80 километров, а ее глубина у Обидуса составляет 135 метров (примерно средняя глубина Балтийского моря). 
 Амазония удивляет богатством флоры и фауны. 
 Здесь обитают розовые дельфины и рыба-бык, длина которой достигает 4 метров, вес – 500 килограммов. Знаменитая хищница – рыба-пиранья – тоже обитательница этих мест. 
 Амазонка – родина самой крупной на нашей планете кувшинки – виктории регия. Ее обнаружили европейцы в 1864 году и назвали викторией регией. Название было дано в честь британской королевы Виктории, что в переводе означает “Виктория царственная” или “Виктория великолепная”. Каждый ее лист может достигать в диаметре 2-х метров и могут выдерживать вес до 50 килограммов. Ее выращивают в самых крупных ботанических садах. В России всего в 3 городах – Санкт-Петербург, Сочи и Липецк. Цветет только по ночам, причем один цветок держится всего 2 ночи, поэтому увидеть это зрелище большая удача. 
 - Приступаем к третьему учебному элементу (УЭ-3). 
 Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении; развивать память; запоминать прочитанное. 
 Задача: прочитать текст учебника, закрыть его и ответить на вопросы утверждения. 
 Учащиеся работают индивидуально. После выполнения работы взаимопроверка 
 (обмениваются тетрадями в парах), выставляют оценку друг другу в оценочный лист под УЭ-3 (слайд 14) и (приложение 1). 
 - Переходим к учебному элементу 4 (УЭ-4). 
 Цель: развитие умений работать с контурной картой. 
 Учащиеся наносят на контурные карты реки и озера, водопады Игуасу и Анхель. 
 Один ученик выполняет эту работу на классной контурной карте. Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по образцу, выполненному на классной контурной карте (слайд 15). Учащиеся оценивают свою работу и вписывают оценку в оценочный лист под УЭ-4 (приложение 1). 
 - Приступаем к учебному элементу 5 (УЭ-5). 
 Учащимся предлагается найти цель учебного элемента, выполнить задание и результаты занести в таблицу (приложение 1). Правильность ответов сверить (слайд 16). Поставить самооценку в оценочный лист под УЭ-5 (приложение 1). 
 - Переходим к последнему учебному элементу (УЭ-6). 
 Цель: подведение итогов. 
 Учащиеся должны дать ответы на два вопроса.   Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности. Назовите и покажите озера Южной Америки. 
 Примерные ответы:   Река Амазонка, Парана, Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана, равнинные, питание – дождевое. Амазонка полноводна круглый год. Парана и Ориноко – летом. На реке Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель. На реке Парана – водопад Игуасу. Озеро Титикака и Маракайбо. Маракайбо – озеро-лагуна, расположено на севере и соединено узкой протокой с Карибским морем. В Андах находится самое высокогорное озеро мира – Титикака (происхождение тектоническое, глубина 304 метра). (Слайд 17) 
 Рефлексия. 
 Оцените свою работу на уроке, выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям (слайд 18). 
 - Согласны ли вы с тем, что если получили: 
 Большой рюкзачок - усвоили материал полностью, 
 Средний рюкзачок – усвоили частично, 
 Маленький – мало что усвоил, надо еще поработать. 
 - Выберите домашнее задание (слайд 19). 
 - Спасибо за работу. Урок окончен. 
 Маршрутный лист (Приложение) 
 Закрепление (Чайнворд) (АВ) если осталось время   Далее представлены чайнворды, применяемые на уроке и таблицы со сведениями о реках, озёрах и водопадах Южной Америки, которые раздаются всем учащимся на парты     Чайнворд «Внутренние воды Южной Америки»  1 вариант                         | 1. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | А |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 | 
 | 2. | 
 | А |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 3. | А |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 | 4. | 
 | 
 | А |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 5. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | А |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 | 6. | 
 | 
 | А |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 7. | 
 | 
 | 
 | А |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 8. | 
 | 
 | 
 | А |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 9. | 
 | 
 | 
 | А |  
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   
  
  1. Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.  2. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.  3. Водопад на Гвианском плоскогорье, высотой 1054 метра.  4. Самая многоводная река мира.  5. Высокогорное озеро.  6. Очень, очень длинный и в воде живёт.  7. Маленькие, но очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.  8. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.  9. Одна из крупнейших рек Южной Америки.  Чайнворд «Внутренние воды Южной Америки»  2 вариант                         |   | 
 | 1. | 
 | 
 | 
 | А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 2. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 3. | 
 | 
 | 
 | А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 | 
 | 4. | 
 | А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 5. | А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 | 6. | 
 | 
 | А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 7. | 
 | 
 | 
 | А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 8. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 | 9. | 
 | 
 | А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   
    1. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.  2 . Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.  3. Одна из крупнейших рек Южной Америки.  4. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.  5 . Водопад на реке Ориноко, высотой 1054 метра.  6 . Самая многоводная река мира.  7. Маленькие, но очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.  8. Высокогорное озеро.  9. Очень, очень длинный и в воде живёт.  
  
  
  
  
  Рефлексия (солнышко и тучка)  - Новый материал для вас был не сложен, понятен?  - карту Ю.Америки вы знаете достаточно хорошо  - выразите словами: этот урок для меня был ….  Оценки за урок  Задание на дом: параграф 39    Дополнительно сообщения: рекорды органического мира южной Америки ( самый большой паук, жук Геркулес, самое большое водное растение и т.д.) Контурные карты  
  
 |