Виды изображения земной поверхности. Масштаб. Условные знаки
Виды изображения земной поверхности. Масштаб. Условные знаки
Цель урока: познакомить учащихся с изображением местности на рисунке, фотографии, аэрофотоснимке, снимке из космоса, плане местности, карте; научить учащихся пользоваться различными видами изображения местности, давать им характеристики; познакомить с различными видами топографических знаков, формировать практические навыки работы с условными знаками плана.
Просмотр содержимого документа
«Виды изображения земной поверхности. Масштаб. Условные знаки»
Виды изображения земной поверхности. Масштаб. Условные знаки.
Цель урока: познакомить учащихся с изображением местности на рисунке, фотографии, аэрофотоснимке, снимке из космоса, плане местности, карте; научить учащихся пользоваться различными видами изображения местности, давать им характеристики; познакомить с различными видами топографических знаков, формировать практические навыки работы с условными знаками плана.
На доске написаны слова: рисунок, аэрофотоснимок, план местности, географическая карта. Вопрос учителя :какие ассоциации вызывают у Вас эти слов? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Ответы учащихся определяют тему урока- виды изображения земной поверхности.
Еще с давних времен люди свои знания о Земле старались предоставить в виде карт – чертежей.
План местности — это изображение небольшого участка местности с помощью условных знаков и в масштабе
Географическая карта — это изображение необходимой территории или всей планеты с помощью условных знаков и в определённом масштабе
Аэрофотоснимок — это фотография местности, которую делают из самолёта или другого летательного аппарата с помощью специального аэрофотоаппарата в соответствующем масштабе.
Аэрофотоснимок используют во время географических и геологических исследований инженерных поисковых работ, а также при составлении топографических карт
Космический снимок — это фотография земной поверхности или всей планеты, которую делают автоматической фотоаппаратурой из искусственных спутников Земли.
Космические снимки дали возможность составить карты нового типа (космофотокарты). На их основе развивается такая отрасль науки, как космическая картография. В частности, есть подробные карты Луны, Венеры, Меркурия, Марса. На плане местности все предметы и объекты воспроизводят общепринятыми условными знаками Глобус –модель Земли
Задание 1
Работа с таблицей: сравниваем понятия ,находим общие о отличительные черты:
Признаки
План местности
Аэрофото-снимок
Карта
Глобус
Фотография
Объекты более похожи на их реальное изображение, на местности
-
+
-
-
+
Можно узнать названия городов, реки и т.д.
+
-
+
+
-
Можно определить тип леса, луга, дорог, мостов
+
-
-
-
-
Вид сверху
+
+
+
+
-
Изображены все объекты, видимые сверху
-
+
-
-
-
Изображены только важные объекты
+
-
+
+
-
Объекты изображены условными знаками
+
-
+
+
-
Можно точно измерить расстояния
+
+
+
+
-
Можно определить направления (север-юг)
+
-
+
+
-
По образному выражению Н.Н.Баранского- карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географических исследований. Карта-второй язык географии.
Представьте себе что нам нужно начертить план местности нашего школьного двора. Как это можно сделать? Без чего мы не можем обойтись? Без масштаба. Работа с учебником.
Масштаб –это мера уменьшения величины.
Задание 2. Работа по преобразованию масштабов.
Масштаб
Численный
Именованный
Линейный
1:1000000
в 1см-10км
в 1 см – 5 м
1:5оо
в 1 см – 3 км
1: 700000
Задание 3.Работа с географической картой: определить расстояние между городами используя масштаб Дети открывают атлас стр. 18 . По карте полушарий определить расстояние от г. Москва до Санк –Петербурга.
Алгоритм решения:
1. Находим города на карте
2. Определяем расстояние в см
3. Учитывая масштаб карты находим расстояние на местности.
Задание 4.Работа со структурно-логическими схемами:
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
значковые линейные контурные
одинокое дерево река.дорога контур леса
Задание 5. Используя условные знаки ,прочитай письмо:
Закрепление пройденного материала:
Прием «Вокруг класса с указкой» Обойти класс и показать все виды изображения Земли, дать краткую характеристику.
Заполняем таблицу: что мы узнали на уроке.
Рефлексия: Прошу написать мне SMS сообщения Что понравилось Вам на уроке?
Домашнее задание: прочитать учебник стр.
Преобразить масштабы : 1: 2500000 и в 1см – 30 км.
Составить рассказ с условными знаками «Моя безопасная дорога в школу.»