kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии на тему: "Мировое хозяйство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по предмету география в разделе "мировое хозяйство" для колледжей или средних школ. В разработке урока уделяется внимание взаимодействию отраслей народного хозяйства между собой. Акцентируется внимание учащихся терминам по теме и проводится практическая работа в контурных картах на закрепление темы. В течении занятия учащиеся проводят самостоятельную работу с текст.ом учебника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии на тему: "Мировое хозяйство"»

Сабақтың технологиялық картасы

Технологическая карта занятия


Пәні / дисциплина :География

Мерзімі /дата : ________________ Топ /группа: ________________

Сабақтың № урока 7


Сабақтың тақырыбы/Тема занятия : Мировое хозяйство.

Сабақтың мақсаты / Цель занятия:

білімділік/образовательная .

сформировать понятия «мировое хозяйство», « международное географическое разделение труда», «международная экономическая ин­теграция», ТНК; ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран; дать представление о роли между­народного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства.

тәрбиелік / воспитательная.

развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

дамытушылық /развивающая .

сформировать мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений, воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной.


Сабақтың типі / тип занятия : урок-лекция.

Сабақтың жабдықталуы / обеспечение занятия:

а)оқу көрнекілік құралдары /учебно-наглядные пособия:

политическая карта мира

б)үлестірмелі материалдар /раздаточные материалы:

атласы для 10 класса; География. Общий обзор мира. Страны СНГ учебник для 10 класса, А.К.Жумабаева, Е.А.Токпанов изд-во «Арман-ПВ» 2014

в)ТОҚ / ТСО

Политическая карта мира, физическая карта РК, мультимедийные средства, печатные пособия: атласы;

Пән аралық байланыс/межпредметная связь:


Со всемирной исторей

Сабақтың өту барысы / Ход занятия :


  1. I. Ұйымдастыру кезеңі / Организационный момент Приветствие. Исполнение гимна. Проверка посещаемости, формы.


II. Оқушылардың біліктілігі мен дағдысын тексеру

Проверка знаний и умений обучающихся


1. Какими чертами характеризуется НТР? Дайте им краткую характеристику.

2.В какие периоды возникали НТР? Каково значение НТР на каждом этапе?

3. Из каких основных частей состоит НТР?

4. Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.

5. Охарактеризуйте основные направления НТР.Ответ дополните примерами.

III. Жаңа тақырыптың мазмұны мен жүйесі

Содержание и последовательность изложения новой темы (конспект)

Преподаватель. Объектом изучения экономической и социальной геогра­фии мира является мировое хозяйство, то есть исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Этапы формирования мирового хозяйства. Известно, что каждая страна имеет свое национальное хозяйство с характерными особенностями, сформировавшимися в течение длительного исторического развития. В целом мировым хозяйством называется система национальных хозяйств стран мира, связанных между собой через систему сложных экономических взаимоотношений.

Доиндустриалъный этап развития. Выделяются три основных этапа развития мирового хозяйства (табл. 15): 1 — доиндустриалъный; 2 — индустриальный; 3 — современный этап развития.

Развитию международных экономических отношений способствовала также промышленная революция, охватившая ряд стран Западной Европы в связи с появлением в конце XVIII в. машинной индустрии. Возникновение специализирован­ных отраслей национальных хозяйств привело к международному разделению труда. Переход ведущих стран в эпоху индустриального развития изменил структуру промышленности, усовершенствовал транспортное сообщение, усложнил международные экономические отношения и ускорил создание мирового рынка.

В XIX в. в странах Европы и Северной Америки, а также в Японии произошла первая промышленная революция. Экономическую основу этой эпохи составили добыча каменного угля, производство стали и строительство железных дорог. В результате сформировались первые крупные промышленные районы — "Черная Англия", Рур, Лотарингия, Пенсильвания, которые, выйдя за пределы отдельной страны, приобрели международное значение. В этих районах происходила концентрация производства и финансов, были сделаны первые шаги по вывозу за рубеж финансовых средств. Основы современных транснациональных корпораций были заложены в эту эпоху.

Вторая промышленная революция, свершившаяся в конце XIX — начале XX в., положила начало возникновению электроэнергетики, машиностроения и химической промышленности. Например, в 1870 г. в мире не было ни одного предприятия по производству электрической энергии, а в начале XX в. общая мощность электрических станций составила.3 млн. кВт. Первые электростанции были построены в конце XIX в. в Германии (на р. Неккар) и Северной Америке (на р. Ниагара). Создание в этот же период двигателей внутреннего сгорания и дизельного топлива, явившихся основой машиностроительной отрасли, стало главным открытием. Налаживалось производство минеральных удобрений, искусственных красок, лекарств и бумаги. Усовершенствовались средства транспорта и связи. В 1863 г. в Лондоне было сдано в эксплуатацию первое в мире метро; в 1869 г. введены в действие Суэцкий и в 1914 г. Панамский каналы. В автомобилестроении впервые стал применяться конвейерный способ производства. Усложнение отраслевой структуры хозяйства явилось основой создания монополий. Все это в конце XIX — начале XX в. привело к формированию мирового хозяйства.

К середине XX в. под влиянием научно-технической революции в области управления традиционной производственной структурой и экономикой была проведена перестройка; усиление человеческого фактора стало предпосылкой интенсивного развития отраслей непроизводственной сферы. В результате произошло кардинальное изменение мировой хозяйственной структуры, и на этой основе начался постиндустриальный этап развития.

Современное мировое хозяйство. Современное мировое хозяйство —это система тесно связанных между собой через экономические, политико-социальные отношения многоотраслевых национальных хозяйств, основанных на международном разделении труда. Полный охват мировым хозяйством всех стран мира, имеющих различные уровни экономического развития, порождает противоречия внутри этой системы. Это четко прослеживается на экономическом неравенстве между национальными хозяйствами. Особенности и направления развития современного мирового хозяйства полностью были определены в конце XX в. (схема 32).

Ликвидация системы социалистического хозяйства в 90-х годах XX в., разделив­шая мировое хозяйство на два направления, сосредоточила экономическое разви­тие стран в едином направлении. В настоящее время сохранились три крупных центра — Европа, США и Япония, которые составляют опору мирового хозяйства. Как видно из схемы 32, на развитие мирового хозяйства влияют научно-техническая революция, тенденции к глобализации, повышение социальной роли человека и усиление интеграции между государствами. На структуру мирового хозяйства особенно сильно влияет научно-технический прогресс. Подтверждение этому — развитие наукоемких высокотехнологических производственных отраслей вместо традиционных отраслей промышленности, считавшихся до этого основой хозяйства ведущих стран. Продукция этих отраслей составляет большую часть удельного веса внешней торговли высокоразвитых стран. Например, 90% такой продукции на мировом рынке приходится на долю США, Японии, ФРГ, Франции, Италии и Велико­британии. Научные и технические достижения полностью изменили и уровень обеспеченности производства оборудованием. Для современного мирового хозяйства характерна также глобализация развития. Это находит свое отражение в создании транснациональных корпораций (ТНК) и крупных банков, формировании единой системы средств информации и связи.

Мировое хозяйство в связи с особенностями своей структуры представляет собой систему, основанную на сотрудничестве. Особенно во второй половине XX в. тесно связанные между собой национальные хозяйства оказывали сильное влияние на развитие мирового хозяйства и процессы общемирового развития. Экономическая интеграция, преодолев несколько этапов своего развития, сменила ряд моделей, и наряду с этим увеличилось количество стран, участвующих в ней. Любой экономический союз, хотя и оказывает благоприятное воздействие на подъем экономического уровня стран-участниц, превращает свою территорию в замкнутый круг, куда не имеют свободного доступа товары и финансы других стран. Несмотря на это, экономическая интеграция, определяя направления развития государств любого региона, выравнивает уровни их развития. Эффективность экономической интеграции четко прослеживается на примере Европейского союза (ЕС), объединяющего 27 стран Европы. Его целью является формирование единого рынка товаров, финансов и трудовых ресурсов между странами, входящими в его состав. Кроме того, надо отметить экономическое сотрудничество между США, Канадой и Мексикой, между странами Латинской Америки, Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии, Организацию стран — экспортеров нефти Азии и экономическое сотрудничество стран СНГ.

Международное географическое разделение труда. Наряду с мировым хозяй­ством формируется и международное географическое разделение труда. Международным географическим разделением труда называется спе­циализация отдельных стран на производстве одного из определенных видов продукции, сырья и готовых изделий и обмен ими. Развиваясь на фоне мирового хозяйства, международное географическое разделение труда связывает между собой национальные хозяйства разных стран.

Географическое разделение труда обусловлено экономико-географическими и социально-экономическими различиями между отдельными странами. Наряду с этим оно тесно связано с хозяйственной структурой и историческими традициями, потому что для каждой страны характерны собственные традиционные отрасли промышлен­ности и специализированные направления сельского хозяйства. Обычно продукция специализированных отраслей выделяется высоким качеством, поэтому на мировом рынке спрос на нее очень высокий. В связи с тем, что каждая страна специализируется на производстве лишь одного определенного вида продукции и на отдельных отраслях услуг, а объемы некоторых из них превышают спрос внутреннего рынка, возникает необходимость вывоза этой продукции за пределы страны. Например, Япония по автомобилестроению занимает первое место в мире. Ровно половина выпускаемых автомобилей в стране экспортируется в другие страны. Следовательно, авто­мобилестроение — отрасль специализации Японии на международном уровне. Кро­ме того, в последние годы Япония поднялась на международный уровень по строительству судов (супертанкеров), выпуску радиотехники и роботов. Страны Персидского залива в результате специализации на добыче нефти присоединились к ряду государств, имеющих высокий уровень социально-экономического развития. Из этого не должно складываться представление о том, что все страны, специализи­рующиеся на одной отрасли хозяйства, повышают уровень своего развития. Например, экономика развивающихся стран Африки и Латинской Америки, спе­циализирующихся на вывозе продукции плантационного хозяйства, находится в прямой зависимости от цен на этот вид продукции на мировом рынке. Начиная с 70-х годов XX в. цены на многие виды продукции на мировом рынке регулируют международные организации стран, производящих ту или иную продукцию. Например, ОПЕК, объединяющая 12 нефтедобывающих стран, рыночную цену на нефть определяет так, чтобы она была эффективной для их экономик.

Экономика Казахстана, поставляющая на мировой рынок разные виды мине­рального сырья, в том числе нефть, во многом зависит от цены, установленной на этот вид сырья на биржах Европы, Америки и Азии. При вхождении Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (ВТО) в качестве ее члена ожидаются положительные изменения в экономике страны на основе эффективной продажи продукции отраслей специализации.

В условиях современного мирового хозяйства наличие международного разде­ления труда является непременным условием, так как оно, усиливая сотрудничество между странами, благодаря конкуренции станет основой мирного сосуществования государств.

Таким образом, в XXI в. мировое хозяйство стоит в преддверии значительных изменений. В перспективе такие отрасли экономики, как электроника, лазерная техника, биотехнология, превратятся в ведущие отрасли. Будут развиваться новые отрасли производства в атомной энергетике и химии, оснащенные последними дости­жениями науки и техники.

Вопрос. Каковы условия формирования мирового хозяйства?

Главным условием его формирования является появление машин­ной индустрии. Замена ручного кустарного производства товаров ма­шинным позволила странам резко увеличить производительность тру­да и иметь излишки более дешевой продукции. Продукцию необхо­димо было продавать в другие страны, то есть искать рынки сбыта. Второе условие — образование мирового рынка. Для доставки про­дукции из стран Европы в США, в страны Азии необходим транспорт. Это третье условие формирования мирово­го хозяйства.

Вопрос. Какой транспорт, по вашему мнению, играет в международ­ной торговле главную роль до сих пор? (Морской транспорт.)

Преподаватель. Верно. Но развитие получил и железнодорожный транспорт, который развивался особенно быстрыми темпами. Какой вид транспорта в настоящее время играет важную роль в международных перевозках, осо­бенно в Зарубежной Европе? (Автомобильный.)

Вопрос. В каком веке сформировалось мировое хозяйство? конце XIX- начале XX в.)

Задание. Найдите в тексте учебника (стр.188-189) ответ на вопрос «Какие части включает география мирового хозяйства?»

Русский ученый Н.Н. Баранский основным понятием экономичес­кой географии назвал географическое разделение труда. Это понятие нам знакомо из курса географии 9 класса.

Мы знаем, что между регионами России существует географическое разделение труда, которое выражается в специализации экономических районов, субъектов РК на производстве отдельных видов продукции и дальнейшем обмене продукцией.

Приведите примеры специализации территорий России. (Урал специализируется на производстве металла, Западная Сибирь постав­ляет газ и нефть, Северный Кавказ — продукцию сельского хозяй­ства и т.д.)

Географическое разделение труда существует и между странами, его называют международное географическое разделение труда. Междуна­родное географическое разделение труда выражается в специализации от­дельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.

Вопрос. Почему страны имеют различную специализацию?

а) страны имеют различное географическое положение (сухопутное, приморское, соседское и т.д.);

б) различные природные условия (рельеф, климат, почвы, природные зоны);

в) разный уровень социально-экономического развития и, следовательно, разную структуру хозяйства, качество трудовых ресурсов, исторические традиции и др. Традиционно в странах Юго-Западной Азии (Иран, Ирак) ткали ковры. США специализируются на производстве продукции точного и наукоемкого машиностроения, так как эта страна является развитым, постиндустриальным государством. Сенегал специализируется на продаже арахиса, а не автомобилей и компьютеров, так какимеет низкий уровень экономического развития.

Итак, отраслью специализации является такая отрасль хозяйства, ко­торая ориентирована на экспорт продукции. Именно отрасль специали­зации определяет «лицо» страны в международном географическом раз­делении труда. Например: Россия экспортирует на мировой рынок газ, нефть, древесину, Канада - полезные ископаемые, зерно, Япония — автомобили, суда, телевизоры, компьютеры, Индия — чай, ткани, Фран­ция — порфимерию, одежду. обувь, вина.

Углубление международной специализации привело к «сращиванию» национальных хозяйств. Так возникла высшая ступень МГРТ — между­народная экономическая интеграция, то есть процесс развития глубоких и прочных взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Наиболее важными группировками стран являются:

  1. Европейский Союз или ЕС. ЕС образовался в 1957 году под на­званием «Общий рынок». В него вошли ФРГ, Франция, Италия, Ни­дерланды, Бельгия и Люксембург. Позднее членами ЕС стали: Вели­кобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Авст­рия, Швеция. Финляндия, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Кипр. Огромное желание стать членами ЕС имеют другие страны Восточной Европы.

В Европе сформировано единое экономическое пространство со сво­бодным перемещением товаров, капиталов, услуг, рабочей силы. По Шенгенской визе можно свободно без виз переезжать из Франции в Анг­лию, из ФРГ и Бельгии в Италию и др. С января 1999 г. введена единая валюта — евро. ЕС имеет свой флаг, герб, гимн, единый паспорт.

  1. АСЕАН — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Членами ее являются: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бру­ней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.

  2. НАФТА — Североамериканская ассоциация свободной торговли (США, Канада, Мексика).

  3. ЛАИ — Латиноамериканская ассоциация интеграции. Членами ее являются: Аргентина, Боливия, Чили, Перу, Бразилия, Венесуэла, Ко­лумбия, Мексика, Парагвай, Уругвай, Эквадор.

  4. АТЭС — Организация Азиатско-Тихоокеанского экономическо­го сотрудничества (21 страна, в том числе Россия).

  5. Отраслевой группировкой является ОПЕК — организация стран-экспортеров нефти. В ОПЕК входят Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла.

8. ТНК — транснациональные корпорации, в рамках которых объе­диняются многочисленные предприятия одной или нескольких отрас­лей мирового хозяйства, расположенных в разных странах. В мире их насчитывается боде 40 тысяч. ТНК имеют филиалы (более 250 тыс.) в разных странах и оказывают огромное влияние на экономическую жизнь стран, а в последнее время их влияние глобально.


IV. Жаңа материалды бекіту,біліктілік пен дағдыны қалыптастыру

Закрепление нового материала, формирование умений и навыков

Вспомните крупнейшие ТНК мира и их продукцию?

«Самсунг» — Южная Корея (телевизоры, магнитофоны и др.).

«Мицубиси», «Тойота» — Япония (автомобили).

«Дженерал моторе» «Форд моторе» — США (автомобили).

«Филипс» — Нидерланды (электроника, электротехника).

Преподаватель проверяет запись лекции в виде плана, часть работы можно выполнить, используя текст учебника, например, страны — члены ин­теграционных группировок. П. Закрепление знаний

В качестве закрепления нового материала можно провести письмен­ный диктант.

  1. Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими от­ношениями называется... (мировое хозяйство).

  2. Главным условием формирования мирового хозяйства является:

а) мировой рынок; б) мировой транспорт; в) машинная индустрия.

3. Что такое мировое хозяйство? Назовите субъекты мирового хозяйства.

4.Какой отрасли принадлежит главная роль в формировании мирового хозяйства?

5.Когда и в результате чего сложилось мировое хозяйство?

6.Докажите, что в начале XXI века мировое хозяйство обретает новое качество№

7. Назовите основные движущие силы процесса глобализации.

8. Что такое МГРТ? Укажите главные составные части, а также условия МГРТ.

9.Приведите примеры стран с открытой экономикой и современных интеграционных объединений.


Сабақтың қорытындысы / Подведение итогов занятия

Рефлексия Н. Н. Баранский ввел термин ... (МГРТ).

  1. МГРТ выражается в специализации стран на производстве опреде­ленных видов товаров и услуг и последующем ... (обмене ими).

  2. «Лицо» страны определяют ... (отрасли специализации).

  3. Объединение стран называют... (интеграцией стран).

  4. Страны Зарубежной Европы входят с экономическую группиров­ку ...(ЕС).

  5. Организация стран экспортеров нефти называется... (ОПЕК).

  6. Североамериканская ассоциация свободной торговли называется... (НАФТА).

  7. Россия является членом группировки ... (АТЭС).



Бағалау / оценка _______________________________________________________


V.Үй тапсырмасы / Дом.задание:

§35-36, стр. 187-192


Оқытушының қолы / подпись преподавателя ___________________________


Методист ___________________________


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок по географии на тему: "Мировое хозяйство"

Автор: Мукашева Майра Амировна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация к уроку по теме: «Мировое хозяйство»"
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-mirovoie-khoziaistvo"
    ["file_id"] => string(6) "230640"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442223300"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Кружок по географии  «Общая характеристика мира»   10класс(34час) "
    ["seo_title"] => string(70) "kruzhok-po-ghieoghrafii-obshchaia-kharaktieristika-mira-10klass-34chas"
    ["file_id"] => string(6) "132044"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416263614"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект интегрированного урока по социально-экономической географии мира и экономике. (10 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_uroka_po_sotsial_no_ekonomichieskoi_ghieoghrafii_m"
    ["file_id"] => string(6) "352235"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477414945"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока географии "НТР и мировое хозяйство" для учащихся 11 класса "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-ntr-i-mirovoie-khoziaistvo-dlia-uchashchikhsia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "117845"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412936589"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока географии по теме "Состав и структура хозяйства" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-sostav-i-struktura-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "174460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424136725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства