Тема урока: Структура населения. Рынок труда и занятость.
Цель урока: объяснить какое значение для социально-экономического развития страны имеют состав и структура населения: Дать определение, что такое демографическая пирамида: Воспитание в детях чувства патриотизма за свою Родину.
Ход урока: 1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания по тестам
1. Самые точные данные о населении дает:
а) текущий учет
б) социальный опрос
в) перепись
2. Первая национальная перепись населения состоялась в 1999 году, вторая в
3. Разность чисел родившихся и умерших
а) рождаемость
б) депопуляция
в) смертность
г) естественный прирост
д) сальдо
4. Чему равен естественный прирост 19 человек на 100 жителей?
а) 19
б) 190
в) 0,019
г) 1,9
д) 0,19
5.Выезд из страны – эмиграция, а въезд:
а) депортация
б) иммиграция
в) переселение
г) реэмиграция
д) репатриация
3. Объяснение нового материала.
1.Большое значение для социально-экономического развития страны имеют состав и структура населения. Под составом чаще понимают перечень элементов. Структура – это соотношение, выражаемое цифрами (абсолютными или относительными)
Соотношение мужчин и женщин в разных возрастах наглядно отражает демографическая (половозрастная) пирамида см.рис. 25 стр 46
Для изучения возрастной структуры население делят на 3 группы
- дети до 14 лет
-взрослые от 15 до 64 лет
-пожилые от 65 лет и старше
Долю пожилых людей во всем населении называют коэффициентом старения и выражают в процентах.
2. Трудовые ресурсы: три основные части
Трудовые ресурсы – это население, способное работать в экономике
- подростки, которым исполнилось 15 лет
-трудоспособное население в трудоспособном возрасте
- работающие пенсионеры по старости.
3. Рынок труда и занятость населения
4. Профессиональная структура.
5. Социальная структура: разноцветные «воротнички»
Заключение: За годы Независимости в структуре населения Казахстана произошли заметные изменения. Они связаны с улучшением демографической ситуации и переходом к рыночной экономике
Рефлексия:
Домашнее задание: стр. 53 проверьте себя
Стр. 54-55 тесты письменно