На уроке повторяются основные объекты номенклатуры, сведения о характерных чертах природы материка: рельефе, климате, внутренних водах, растительном и животном мире, населении, странах Африки.Закрепляется навыки учащихся, работа с картой, по определению географических объектов Африки, устанавливаются причинно- следственные связи между компонентами природы, учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по теме "Африка"»
Урок обобщения по теме «Африка».
Цель урока:обобщить знания учащихся по теме «Африка», подвести итоги изучения темы.
Задачи урока:
Образовательная:повторить основные объекты номенклатурыпроверить и обобщить знания учащимися о характерных черт природы материка – рельефе, климате, внутренних водах, растительного и животного мира, населении, странах Африки.
Развивающая:закрепить навыки учащихся по определению местонахождения основных географических объектов Африки; устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы; давать самооценку своей деятельности; раскрыть творческий потенциал учащихся.
Воспитательная:повышение мотивации к изучению предмета, активизация познавательного интереса, воспитание дисциплинированности.
Тип: обобщение и систематизация знаний и умений.
Вид урока: урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений).
Методы и приемы урока: репродуктивный, проектный.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа.
- В каких климатических поясах расположена Африка?
Запишите их в тетради (слайд 7 )
Экваториальный пояс
Субэкваториальный пояс
Субтропический пояс
Тропический пояс
(слайд )
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой
9. Весь год мало осадков.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
Правильные ответы (слайд )
Экваториальный пояс: 3, 5,10
Субэкваториальный пояс: 1,8
Субтропический пояс: 4,7
Тропический пояс: 2,6, 9
Оцените работу по критериям. Количество набранных баллов запишите в листе ответов.
Критерии оценивания самостоятельной работы.
1.Самостоятельность выполнения работы. 1балл
2.Соблюдение времени выполнения работы 1 балл
3.Аккуратность выполнения работы 1 балл
4.Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество – 13 баллов.
Задание 4. Выберите из предложенных слов представителей Африки.
(слайд 9-12)
Жираф, коала, кенгуру, белый медведь
Береза ,пальма, сакура, бамбук
Страус, колибри, куропатка, лирохвост.
Кондор, цеце, утконос, киви.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Количество набранных баллов запишите в листе ответов.
Задание 5.О какой стране идет речь? Назвать и показать её на карте. (слайд 13-15 )
- Это государство в северной Африке. Основное население страны - арабы. Омывается на севере Средиземным морем, а на востоке - Красным. Достопримечательностью являются пирамиды. (Египет)
- Государство в западной части Индийского океана, на острове, занимающем по площади четвертое место в мире. (Мадагаскар)
- Государство на юге материка. Население – переселенцы из Нидерландов – африканеры (буры) и англичане. ( ЮАР)
Критерии оценивания задания :
1.Правильное название страны 1балл
2. Правильно показать её на карте 1 балл
Максимальное количество баллов – 2.
Количество набранных баллов запишите в листе ответов.
Задание 6. Индивидуальное творческое задание.
Совершить воображаемое путешествие из крайней северной точки до крайней западной точки через Индийский океан.
Оцените работу по критериям. Количество набранных баллов запишите в листе ответов.
Критерии оценивания творческого задания :
1.Знание фактического материала 2 балла
2. Логика изложения материала 1балл
3. Культура речи 1 балл
4. Умение защитить свою работу 1 балла
Максимальное количество баллов – 5.
Задание 7. «Кто такой? Что такое?» (слайд 16 - 26)
ЖИРАФ - самое высокое из современных животных. Млекопитающее распространенное в Африке южнее Сахары, где вид обычно населяет саванны.
Пигмеи — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах тропической Африки.
Килиманджаро - вулкан – высшая точка Африки. Располагается на Восточно-Африканском плоскогорье
Нил— самая длинная река в мире. Протекает через пустыню Сахара и разливается в конце лета, в самую жаркую и сухую погоду.
ТАНГАНЬИКА - самое длинное в мире пресноводное озеро
( длина 650 км). Расположено в узкой длинной тектонической впадине, максимальная глубина 1470 м (второе по глубине после Байкала).
Давид Ливингстон шотландский миссионер, выдающийся исследователь Африки. Открыл водопад Виктория на реке Замбези.
Водопад Виктория на реке Замбези открыт Д. Ливингстоном и назван именем английской королевы. Вода низвергается с уступа высотой 120 м в узкий (130 м) и глубокий (140 м) каньон.
Виктория— озеро в Восточной Африке, 2-е по величине пресное озеро мира и самое большое озеро в Африке.
Конго - река в Центральной Африке, самая полноводная и вторая по длине река Африки; дважды пересекает экватор.
Республика Конго -государство в Африке, бывшее колониальное владение Франции. Столица — город Браззавиль.
Гора Кения – вторая по высоте африканская вершина. Ее высота равна 5199 метров над уровнем мирового океана.
Кения - государство в Восточной Африке, экватор пересекает страну почти по середине. Столица: г. Найроби.
Сахара - крупнейшая на Земле пустыня, расположена в Северной Африке, на территории более десяти государств.
Оцените работу по критериям. Количество набранных баллов запишите в листе ответов.
Критерии оценивания
1.За полный правильный ответ 2 балла.
2. Неполный ответ 1 балл.
Максимальное количество –2 баллов.
Задание 8. «Пятый лишний».
Найдите и запишите лишнее слово в тетрадь. (слайд 27-28 )
Нигер, Замбези, Волга, Конго, Нил
Виктория, Чад, Байкал, Ньяса, Танганьика
Зебра, жираф , слон , лев, кенгуру
Сомали, Египет, Мексика, Марокко, ЮАР
Оцените работу по критериям. Количество набранных баллов запишите в листе ответов.
Критерии оценивания самостоятельной работы.
1.Самостоятельность выполнения работы. 1балл
2.Соблюдение времени выполнения работы 1 балл
3.Аккуратность выполнения работы 1 балл
4. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество –7 баллов.
Задание 9.Географическая викторина. (слайд )
«Самый, самая, самое…»
1. Самый жаркий материк на Земле. (Африка)
2. Самая длинная река мира. (Нил)
3. Самое длинное озеро мира. (Танганьика)
4. Самые маленькие жители экваториальных лесов Африки. (пигмеи)
5. Самая высокая вершина материка. (вулкан Килиманджаро)
6. Самое большое по площади озеро Африки (озеро Виктория)
7. Самая полноводная река Африки. (Конго)
8. Самый крупнейший водопад Африки. (Виктория)
9. Самый большой остров у берегов Африки. (Мадагаскар)
10. Самый крупный полуостров материка. (Сомали)
11. Самое уникальное растение пустыни Намиб, имеющее всего 2 листа, отрастающие в течении 50 лет. (вельвичия)
12. Самое мощное дерево саванн Африки. (баобаб)
13. Самый быстрый хищник материка. (гепард)
14. Самая крупная птица на Земле. (страус)
15. Самая большая пустыня Африки и мира. (Сахара)
16. Самая высокая точка горы Атлас. (гора Тубкаль)
17. Самые высокие народы материка. (тутси, хими)
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Количество набранных баллов запишите в листе ответов.
Оцените свою работу на уроке.
Норма оценок: 36 баллов и более – «5»,
35 – 29 баллов- «4»,
28 – 16 баллов – «3»,
15 баллов и менее – «2».
3. Рефлексия.
Мне было очень приятно общаться с вами на протяжении всего урока, а теперь я хотела бы чтобы вы тоже показали мне какое настроение сложилось у вас в ходе урока.
«Рефлексия-книжка»:
1 страница - сегодня на уроке я….
2 страница - я хочу сказать….
3 страница - я хочу пожелать…
4. Домашнее задание.
А) Повторить параграфы 44 – 52.
Б) Творческое задание. Представьте себе, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Африку. Вы должны написать мне письмо, в котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить Африку. Работу оформить на отдельном листе.
В) Подготовить сообщение или презентацию на 2 -3 минуты по теме: "Интересное из мира животных и растений Африки».