Просмотр содержимого документа
«Урок "Природные ресурсы"»
Конспект отчетного урока по географии.
Тема урока: Природные ресурсы.
Цели:
Образовательная- познакомить учащихся с природными ресурсами и группами, на которые они делятся.
Развивающая- развивать у учащихся связную и географически грамотную речь при описании особенностей той или иной территории, развит познавательный интерес, воображение и абстрактное мышление в вопросе применения имеющихся природных ресурсов.
Воспитательная- формирование бережного отношения к родной природе по средствам рационального использования природных ресурсов и богатств родины, формирование экологического сознания на примере экологических проблем при разработке и использовании того или иного вида природных ресурсов.
Оборудование: физическая карта России, атласы и контурные карты для 8 класса, учебник для 9 класса «География. Россия»,автор Алексеев, таблица-«Классификация природных ресурсов по исчерпаемости».
Формы учебной деятельности: фронтальная, коллективная.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания. Герасимова Елизавета получала индивидуальное задание по прошлой теме «Человек и горы» и зачитывает доклад «К2. Гора-убийца».
Изучение нового материала.
Первый смысловой блок. Классификация природных ресурсов.
Образовательная задача- определить группы, на которые делятся природные ресурсы, рассмотреть примеры.
Деятельность учителя: Актуализация знаний- какие полезные ископаемые вам известны? Что такое рациональное и не рациональное использование?
Задания. Учитель просит детей дать определение «природным ресурсам» своими словами, как это понимают дети. После чего сам дает четкое определение- те компоненты природы, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека, называются природными ресурсами.
В учебнике рассмотреть таблицу «Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости» (рис. 161) и определить на какие группы делятся природные ресурсы, а так же рассмотреть какие виды ресурсов к какой группе относятся.
Деятельность учеников: 1.Каждый в своей тетради записывает сначала свое личное определение природных ресурсов, 2-3 ученика оглашают свои определения классу, а затем записывают продиктованное учителем. 2. Дети определяют, что природные ресурсы делятся на 2 большие группы- исчерпаемые и неисчерпаемые. Кроме того исчерпаемые делятся на возобновимые и невозобновимые. 3.По очереди, смотря в таблицу, называют какие ресурсы к какой группе относятся. Исчерпаемые возобновимые- чистый воздух, чистая вода, плодородие почв, биологические ресурсы. Исчерпаемые невозобновимые- нефть, газ, уголь, золото и т. д. Неисчерпаемые- солнечная радиация, внутренняя энергия Земли, климатические ресурсы, текучая вода. 4. Дети заносят таблицу в тетрадь.
Итог первого смыслового блока- мы узнали на какие группы подразделяют природные ресурсы и рассмотрели некоторые примеры.
Второй смысловой блок. Рациональное использование природных ресурсов.
Образовательная задача- определить, какие виды ресурсов используются наиболее и наименее эффективно. Рассмотреть последствия и попробовать найти пути решения проблем, путем замены одних видов природных ресурсов на другие.
Деятельность учителя- учитель рассказывает о том, что только лишь 2 процента природных ресурсов используются человеком, а затем дает задание, пользуясь текстом учебника и схемой определить: 1. Какие виды природных ресурсов больше используются человеком, какие меньше? 2. Какие ресурсы оказывают большее влияние на окружающую среду и экологию? Как это происходит? 3. Использование каких ресурсов наиболее актуально в будущем и почему? 4. Приведите примеры взаимозаменяемости одних природных ресурсов на другие.
Деятельность учеников- ученики пишут в тетрадях ответы на поставленные вопросы. 1. Человеком осваиваются и активно разрабатываются исчерпаемые ресурсы, причем как возобновымые, так и невозобновимые. Такие как газ, нефть, уголь, древесина, плодородные почвы. Неисчерпаемые ресурсы и их энергию человек использует мало, и в основном только для выработки электроэнергии при помощи текучих вод. 2. Исчерпаемые. При их добыче человек изменяет ландшафт (карьеры, скважины, шахты). При их использовании и переработке в атмосферу выбрасываются вредные вещества. 3. Неисчерпаемых, т.к. их использование почти никак не влияет на окружающую среду, от их активного использования не будет уменьшаться их количество в дальнейшем. 4. Автомобили на нефти и газе- автомобили на солнечных батареях, зерноперерабатывающие комбинаты- ветряные мельницы, ТЭЦ-ГЭС.
Итог второго смыслового блока – мы с вами определили наиболее и наименее эффективно использующиеся человеком ресурсы. Последствия этого использования. Предложили варианты использования неисчерпаемых ресурсов взамен исчерпаемых.
Третий смысловой блок. Важность рекреационных ресурсов.
Образовательная задача- определить важность рекреационных ресурсов в жизни человека.
Деятельность учителя. Учитель рассказывает ученикам о том, что рекреационные ресурсы обеспечивают отдых, восстановление здоровья, трудоспособности человека. После чего дает задание детям составить рассказ о использовании рекреационных ресурсов ими самими на личном опыте каждого. Это может быть рассказ об отдыхе на даче, походе в горы или пещеры, поездке на море и т.д. Рассказ должен включать обязательные элементы: 1. Географическое положение. 2.Климатические показатели ( как во время отдыха, так и в целом по году) 3. Рельеф. 4. Растительный и животный мир территории. 5. Расположенность каких либо ООПТ вблизи места отдыха (если имеются). 6.Индивидуальные особенности территории. (такие как наличие минеральных источников, наскальных рисунков, интересные обычаи местного населения и т.д. ). Учитель спрашивает человек 6, что бы те сказали классу, о каком месте они составляли рассказ. Делается это с целью того, что бы показать детям то, что рекреационными ресурсами наша страна богата, и они распространены повсеместно. Учитель собирает тетради для проверки предыдущей работы и рассказа.
Деятельность учеников. Дети составляют рассказ в тетрадях. После чего человек 6 говорят классу, о каком месте писали. Сдают учителю работы.
Итог третьего смыслового блока - мы рассмотрели с вами особый вид ресурсов- рекреационные. Увидели, что Россия богата и этим видом ресурсов.
Итог урока- сегодня на уроке мы познакомились с имеющимися на планете природными ресурсами и их видами. Практически все виды и группы природных ресурсов, что есть в мире, имеется и у нас на Родине, в большей или меньшей степени. Но их использование часто происходит не рационально, по - этому
Домашнее задание ( закрепление новых знаний ). Нанести на контурную карту России районы наиболее богатые теми или иными видами природных ресурсов.