Просмотр содержимого документа
«Урок по географии»
Учитель географии Кушигенова К.Н., Частная школа с философским уклоном г. Уральск
Дата:
Тема урока: Туман и облака
Тип урока (по целям): изучение нового материала.
Вид урока( по форме проведения): комбинированный урок.
Цели урока:
Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере; познакомить с видами и особенностями образования облаков.
Формировать умение познавать сущность географических явлений через литературу и искусство; научить учащихся выполнять практические задания по определению типов облаков и облачности; развивать память, логическое мышление, творческие способности, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Прививать интерес к изучению географии.
Методы и формы учебной деятельности: эвристическая беседа, решение географических задач и проблемных вопросов.
Частично-поисковая деятельность: установление зависимости типа осадков от вида облаков. Анализ литературных произведений.
( Это количество водянного пара в1м3 воздуха г\м 3)
- Дайте определение относительной влажности.( отношение фактического количества пара в1м3 воздуха к возможному при определенной температуре)
- Что такое насыщенный воздух (ненасыщенный)?если в 1м3 воздуха при температуре -20оС содержится 1г водяного пара значит воздух насыщен
Задания на знание закономерностей:
- Назовите причины, от которых зависит количество водяного пара в воздухе.( температуры, испарения.
- Что является главной причиной выделения воды из насыщенного водяным паром воздуха? Конденсация
Задания на проверку усвоения причинно-следственных связей:
- Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м воздуха, содержащего 7 г водяного пара до температуры +10 С? ( Нет) нужно 9г.
- Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет мокрое белье. Почему?.
- Почему зимой над незамерзающим водоемом клубится пар? Задания на проверку умений:
- Над пустыней в момент наблюдения в 1м воздуха при температуре +30 С содержалось 15 г воды, а в 1 м воздуха над тундрой при температуре + 10 С содержалось 9 г водяного пара. Где относительная влажность была более высокой ( над тундрой)
- Может ли 1м воздуха при температуре - 10 С вместить 3 г водяного пара? ( Нет)
5г при температуре при + 10 С? нет Оо С
10 г при 00 С? нет
3.Выполнение карточки по уровням. 4.Изучение нового материала.
Вхождение в тему:
Почему водяной пар-невидимка вдруг иногда становится видимым? Приведите примеры.
Загадка:
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко
(туман)
- Дайте свое определение слову «туман». Сравните его с определением с в учебнике или на доске.
Загадка:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(облака).
- Туман и облака очень похожи между собой. А теперь я попрошу вас посмотреть на фотографии тумана и облаков. Какие мысли у вас возникают? (А если поднять туман выше?)
- Что тогда произойдет? (образуется облако)
- Запишите свои версии определения термина «облако». (Облако - туман на высоте).
Сегодня на уроке мы с вами, будем говорить о небесных странниках - облаках.
Облака называют индикаторами погоды. Узнать какая погода на улице довольно легко. Иногда беглый взгляд на небо может дать больше информации, чем подробный анализ погоды, переданный по радио: над головой будет или беспредельная голубизна, или черные грозовые тучи, ясно говорящие о надвигающемся ненастье. Но всегда ли понятен «язык облаков»?
В небесном алфавите не так уж много «букв», всего 10. Именно столько основных типов облаков различают метеорологи.
И каждый из них располагается на определенных ярусах или «этажах».
Облака имеют разную форму и от этого разное название.
Сегодня мы познакомимся с тремя основными типами облаков.
По ходу нашего с ними знакомства вам необходимо заполнить в тетради схему.
Тучки небесные, вечные странники.
Степью лазурною, цепью жемчужною.
Мчитесь вы будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную
Так писал об облаках (кто?) М. Ю. Лермонтов. А что же такое облако с точки зрения науки?
Заполнение схемы с доски и учебника стр. 86.
Проблемный вопрос:
- Из чего состоят облака? (из воды).
- А что тяжелее: воздух или вода? (конечно вода).
- А почему облака плавают по воздуху и не падают?
Учитель берет пуховое перышко - это капли дождя. Бросает перышко вверх и снизу дует на него. Какой возникает ответ? (снизу восходящие потоки поднимают каплю вверх).
- А в каком случае капля - перо упадет на земную поверхность? ( перышко упадет если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха).
- Всегда ли мы видим на небе одинаковое количество облаков? (нет).
Найдите в учебнике определение как называется степень затянутости неба облаками. (облачность).
- Какова роль облаков? (роль одеяла).
Незначительная облачность Средняя облачность Облачность с просветами
Сплошная облачность. Условные обозначения
5. А сейчас я хочу предложить вашему вниманию отрывки произведений известных поэтов. Ваша задача определить по виду осадков тип облаков.
2.Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата? (кучевые облака)
6. Используя объяснение учителя и учебник заполните в тетради схему:
Облака вид Высота Что приносят
Слоистые не более 2 км Продолжительные дожди Кучевые от 800-1000 до 2км летом ливневые дожди, зимой -снег Перистые от 6км и выше не сопровождаются осадками. 6. Просмотр слайдов
7. Найди пару ( по таблице) 8.Этап рефлексии: закончите одно из предложений.
Сегодня на уроке…
Больше всего на уроке мне…
Я бы хотел (а)…
Мне не понравилось…
Раньше я думала, что…, а сейчас знаю…
Домашнее задание: параграф 32
- Написать мини-сочинение «Я-облако»;
- Нарисовать пейзаж с одним из видов облачности: безоблачно, незначительная, с просветами, сплошная;
Послушайте сказку, из которой вы узнаете, о разных видах облаков и на какой высоте они образуются. Сказка называется “ Спор облаков. “Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор. “Мы красивее всех, мы выше всех! – закричали Кучевые облака. – Мы появляемся на высоте 2–3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы”. “Нет, – закричали Перистые облака.– Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8–10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево”. – “Зато мы можем затянуть все небо, – возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!”. Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе! Итак, что вы узнали из сказки?
Ученик: Из сказки мы узнали, что облака бывают кучевыми, слоистыми, перистые и что они образуются на разной высоте. Показывает типы облаков и высота, на которой они образуются.