«Население мира: количество, воспроизводство. Демографические процессы и демографическая политика»
«Население мира: количество, воспроизводство. Демографические процессы и демографическая политика»
Урок «Население мира: количество, воспроизводство. Демографические процессы и демографическая политика» начинает вторую тему программы "Население. Взаимодействие общества и природы" и разработан в соответствии с ГОС и программой основного среднего образования по географии ДНР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Население мира: количество, воспроизводство. Демографические процессы и демографическая политика»»
Дата Класс 10 № урока
Тема урока «Население мира: количество, воспроизводство. Демографические процессы и демографическая политика».
Цель: сформировать у учащихся систему знаний о количестве населения мира, его воспроизводстве, познакомить с демографическими процессами в современном мире и демографической политикой стран;
совершенствовать практические навыки работы с картами и дополнительными источниками информации; коммуникативные навыки коллективной работы
формировать интерес к предмету, положительную мотивацию учебной деятельности.
УУД предметные: объяснять географические понятия и ситуации, составлять характеристику, работать с географическими картами;
познавательные: осуществлять классификации, проводить сравнения, логические рассуждения; работать с таблицами, диаграммами, графиками и тестами;
личностные: выполнять задания краеведческого характера, проводить самооценку ситуаций, формировать выводы, подводить итоги урока;
регулятивные: определять учебную цель урока, устанавливать последовательность действий в соответствии с установленной целью, оценивать усвоенный материал;
коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, выступать с сообщениями;
Материалы и оборудование: политическая карта мира, тестовые задания, учебники ( География. 10-11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень / Максаковский В. П. – М.: Просвещение, 2016),
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
География населения, одна из основных составляющих экономической географии, приобрела в наше время небывалую актуальность. Ее сложные связи со смежными науками – демографией, этнографией, исторической географией, позволяют исследовать и прогнозировать изменения едва ли не самой значимой части биосферы Земли – человечества. Знания о численности населения, его составе, естественном движении, миграции и размещении необходимы любому государству. Эти сведения свидетельствуют о процессах, которые происходят в стране, позволяют составлять прогнозы об объемах трудовых ресурсов и анализировать изменения в составе и структуре населения.
III. Актуализация опорных знаний учащихся (Фронтально)
1.Вспомните, что изучает наука демография.
2. Что такое естественный прирост населения?
3. Почему для населения Донецкого региона характерна депопуляция?
4. Что вы знаете о половом составе населения Донецкого края?
5. На какие группы делится население в зависимости от возраста?
6. Что характерно для возрастного состава населения Донецкого края?
IV. Изучение нового материала.
1. Количество населения мира. (Рассказ учителя с элементами беседы, анализ графика динамики роста населения Земли, упражнение «Мозговой штурм», работа с таблицами учебника)
Вопросы к учащимся:
- Какова численность населения планеты в настоящее время? - Является ли эта цифра постоянной?
- 40 тыс. лет назад на нашей планете количество населения составляло 1 млн. чел. Численность населения постоянно увеличивается. Так, она составила:
В 1975 году – 4 млрд. чел.
В 1987 году – 5 млрд. чел.
В 1999 году – 6 млрд. чел.
Задания. 1) Проанализируйте приведенные выше данные и выявите закономерность увеличения населения мира за определенный промежуток времени. Что такое «демографический взрыв»? (Демографический взрыв – это резкое увеличение населения планеты. Анализируя приведенные выше данные, выяснили, что в 20 в. за каждые 12 лет происходила прибавка 1 млрд. чел.)
2) Проанализируйте график «Динамика численности населения мира» на с.66 учебника. Определите временной промежуток, когда происходило резкое увеличение численности населения. (Рост численности населения ускорился в18-19 вв. Особенно быстро численность населения стала увеличиваться в 20 в.)
3) «Мозговой штурм» Причины резкого увеличения населения планеты. (Возможные ответы учащихся: благодаря развитию экономики сократилась продолжительность рабочего дня, труд людей благодаря механизации стал более легким и безопасным; улучшились условия жизни и качество питания; улучшилось качество медицинского обслуживания, люди смогли противостоять эпидемиям и даже побеждать их).
4) По таблице 14 на с.407 учебника определите, какие страны мира имеют наибольшую численность населения. (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан)
2. Воспроизводство населения, его типы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом и картами учебника, работа в группах)
Задание для группы №1
- Используя текст учебника с. 62-63, дайте характеристику понятий «рождаемость», «смертность», «естественный прирост», «воспроизводство».
- Какие факторы оказывают влияние на эти процессы?
Задание для группы №2
- Используя текст учебника с. 63-64, дайте характеристику первого типа воспроизводства населения.
- По карте на с. 67 учебника приведите примеры стран с первым типом воспроизводства населения.
Задание для группы №3
- Используя текст учебника с. 64-65, дайте характеристику второго типа воспроизводства населения.
- По карте на с. 67 учебника приведите примеры стран со вторым типом воспроизводства населения.
3. Демографические процессы и демографическая политика стран (Сообщения учащихся о демографической политике, проводимой в странах с первым и вторым типом воспроизводства)
- Демографическая политика – это система государственных мероприятий, направленная на урегулирование демографических процессов. В странах с первым типом воспроизводства она направлена на повышение рождаемости. В странах со вторым типом – на ее снижение.
V. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Беседа по вопросам, работа с картой.
1) Покажите на карте регионы мира, в которых преобладает: -1 тип воспроизводства; 2 тип воспроизводства.
2) Поясните появление подобных девизов в Китае: «Одна семья – один ребенок» и в Индии: «Нас двое – нам двоих».
3) Докажите, что старение населения мира рождает проблемы.
Выполнение заданий теста (по карточкам) (Тест №4 из сборника Контрольно-измерительные материалы. География. 10 класс / Сост.Е.А. Жижина. -М.: ВАКО, 2016)
Взаимопроверка по шкале оценивания: 1 неправильный ответ – оценка «4», 2 неправильных ответа – оценка «3», 3 и более неправильных ответа – оценка «2».
VI. Подведение итога урока. Упражнение «Дополни предложение».
Население планеты постоянно увеличивается за счет...(воспроизводства). Воспроизводство – совокупность процессов…(рождаемости и смертности, которая определяет размер естественного прироста). В мире существуют страны.. (с 1и 2 типом воспроизводства.) Размер естественного прироста может быть изменен с помощью…(демографической политики).
VII. Рефлексия
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Какая информация вас удивила?
3. Что было сложным?
4. Что удавалось легко?
VIII. Домашнее задание. Изучить материал на с.61-71, выполнить задания №1, 2 с.95, нанести на контурную карту страны с 1 и 2 типом воспроизводства.