Просмотр содержимого документа
«Урок "Как люди открывали Землю"»
Тема: "Как люди открывали Землю"
Учебный предмет: география
Класс: 5
Учитель: Глебова Татьяна Васильевна
УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы
Цель: познакомить учащихся с путешественниками, и их заслугами.
Задачи:
Образовательные:
- выяснить как изменялись представления людей об облике Земли;
-сформировать знания об открытии Нового Света испанскими мореплавателями;
- сформировать представления о результатах Великих географических открытий.
-установить взаимосвязи рассуждать и делать выводы;
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
Развивающие:
-развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
- продолжить формирование умений чтения карт, где показаны основные маршруты путешественников.
-развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
-воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.
-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
- умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе,
- умение высказывать суждения, подтверждая их фактами,
- умение овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные:
- называть имена путешественников и землепроходцев, уметь определять пути следования.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные:
- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные:
- извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
- умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Техническое оборудование: атласы
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии?
II. Актуализация опорных знаний
Проверяет знания учащихся по предыдущей теме:
1)Зачем нам нужна география?
2)Какие задачи решает география и с помощью каких методов?
Подводим итоги.
III. Выявление места и причины затруднения
Вступительное слово учителя
В результате турецких завоеваний путь в страны Востока по суше и далее через Индийский океан в 15 веке становится опасным. Возникает необходимость поиска новых путей из Европы в Азию.
-Ребята, посмотрите на презентацию, что вы видите на слайде? (набор букв)
-А как «набор букв» связан с нашим уроком? (Зашифрована тема урока)
КРИЕОТЫТ ВГОНОО ТАВЕС и ПОЭХА КИХВЕЛИ ОГЕРАГФИСКЧЕИХ КРИЙОТЫТ (Открытие Нового света и Эпоха Великих географических открытий) запишите тему урока в рабочий лист.
- А какую цель мы сегодня поставим на уроке? (ответы учащихся)
-А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? (обратить внимание учащихся на доску)
Достижение цели
Эксперимент
Спросить у взрослого
Подумать самому
Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
IV. Построение проекта
1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности (по группам) с использованием учебника.
Используя текст учебника на стр.10-15, составьте таблицу (по вариантам)
1 вариант – с. 10-12
2 вариант – с. 13-14
3 вариант – с. 14-15
(Подводит к выводу о значении открытий путешественников и землепроходцев
План урока
Причины наступления эпохи ВГО
Экспедиции Х.Колумба и А. Веспуччи
Значение открытия нового света
Экспедиции Д.Бартоломеу и Васко да Гамы, Фернана Магеллана и Френсиса Дрейка
Значение ВГО
V. Реализация проекта
Учитель:Итак, начинаем нашу работу. Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.
Учитель: Первый пункт, который мы наметили - это причины наступления эпохи ВГО
Учитель: где мы можем найти информацию, по данному вопросу? (ответы учащихся)
Учитель: Работаем с учебником, с параграфом 2,3, записываем в рабочий лист.
Подведем итоги.
Учитель:
-Почему возникла необходимость поиска нового пути в Азию?
Переходим ко второму вопросу нашего плана-это экспедиции Х. Колумба и А. Веспуччи
Итак, подведем итоги.
Учитель:
-Какие открытия были совершены в ходе поисков пути в Индию?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Переходим к третьему вопросу нашего плана -это значение открытия нового света.
Европейцы получили золото, узнали о новых культурных растениях.
- А какое значение имело открытие нового света для индейцев?
Забирали золото, убивали местных жителей, стирали с лица земли города и уничтожали храмы.
-Следующий пункт нашего плана- это экспедиции Д.Бартоломеу и Васко да Гамы, Фернана Магеллана и Френсиса Дрейка.
Работа с параграфом 3 и рабочим листом, а также с презентацией.
Д. Бартоломеу-обогнул южную оконечность Африки и в 1488 году открыл мыс Доброй Надежды.
Васко да Гама- достиг западных берегов Индии, установив, что Атлантический и Индийский океан соединены между собой.
Фернан Магеллан- совершил первое кругосветное путешествие,обогнул южную оконечность Америки. Открыл пролив (названный в его честь) и острова Огненная Земля. Пересек неведомый океан, который назвали Тихим.
Френсис Дрейк-обследовал тихоокеанские берега Южной и Северной Америки. Созданы новые карты Старого и Нового Света, именем Дрейка назван пролив соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
Подведем итоги.
Учитель:
-Кто совершил первое кругосветное путешествие?
-В чем значение ВГО?
Подтвердилась шарообразность Земли; получены описания новых земель; появились разнообразные карты и описания.
VI. Включение в систему знаний и повторение
Выполните задание 2 и 3 на стр.15 учебника.
Взаимопроверка. Учащиеся меняются между собой тетрадями и проверяют.
VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока
1.У знаменитого французского путешественника Мишеля Песселя спросили, зачем он отправляется в тяжелые и опасные путешествия, ведь на Земле уже всё открыто. Он ответил: « Во-первых еще не всё. Во-вторых, вы открываете новые земли для себя. И наконец, путешествие-это открытие себя». А как вы считаете?
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание: Комментирует
Д/з урока 2: §2, сообщения по выбору
Д\з урока 3: §3,
Задания на с. 15-18 в «Мой тренажёр»
Учитель: Ребята, какие отметки мы сегодня поставим? Кто заслуживает по-вашему мнению «5»? «4»?
Список использованных источников:
Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.
Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD)