Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе "Подземные воды, ледники"»
Конспект урока «Подземные воды и ледники»
6 класс
Цели урока:
— сформировать понятие «подземные воды»;
— выявить причины образования подземных вод;
— выявить причины образования ледников;
— провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России; фотографии ледников, подземных вод, ключей, курортов минеральных источников, этикетки от бутылок из под минеральной воды.3 стакана, 3 воронки, глина, песок, гравий.
Когнитивный компонент урока: подземные воды;
водопроницаемые и водоупорные породы; межпластовые
воды, артезианские источники; покровные и горные ледники.
Деятельностный компонент урока:
1.Опыт по образованию подземных вод,
2.На основе рис. 82 понять образование подземных вод; составление плана к тексту «Что мы знаем о ледниках?».
Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение подземных вод и ледников как источников питьевой воды.
Работа с учебником: анализ рис. 82, составление плана «Что мы знаем о ледниках?».
Тип урока: комбинированный.
I.Проверка домашнего задания (10 мин)
1. Что такое озеро?
2. В каких котловинах образуются озёра?
3. Как вы считаете, является ли озеро частью Мирового океана? Ответ обоснуйте.
4. Назовите и покажите самое большое, самое глубокое, самое высокогорное, самое солёное озеро.
5. Почему в одних озёрах вода солёная, а в других — пресная?
6. Каково значение болот?
II.Изучение нового материала (15 мин)
Сегодня на уроке мы изучим один из видов вод суши. Для этого мы уже вспомнили виды внутренних вод. В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос: “Какие знания о внутренних водах необходимы при строительстве дома?”
Из самого термина следует его определение. Сформулируйте определение подземных вод.
Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. (Определение дают сами ученики) (запись в тетрадь)
- У вас не возник вопрос? (Как она туда попала?)
- Какие условия необходимы для образования подземных вод?
Атмосферные осадки в достаточном количестве.
Способность горных пород пропускать воду.
Проведем опыт:
Перед вами три стакана, три воронки. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду.
- Что мы наблюдаем? (Глина воду не пропускает)
- Какой вывод мы можем сделать? (Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают).
- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От количества и размеров трещин и пор.)
Далее в тетрадь переносим схему, иллюстрирующую различие горных пород по пропускной способности
Используя рис. 82 в учебнике и по схеме на доске, объясняю, как образуются подземные воды, при этом говорю, что они бывают грунтовыми, межпластовыми.
Ключи и родники - выходы подземных вод на поверхность (записываем в тетрадь)
Затем учащиеся выясняют, какие родники и ключи имеются в их местности (источник Сергия Радонежского). Какие легенды и предания связаны с ними?
Далее учащиеся переносят в тетрадь схему залегания подземных вод
Говоря о минеральных водах, подчёркиваю их лечебные свойства, привожу пример известного курорта «Пятигорский Нарзан». Из информации на этикетках от бутылок с минеральной водой, учащиеся узнают, какими целебными свойствами обладает эта вода
Формируя знания о ледниках, объясняю их строение, условия образования (рис 83), говорю о том, что ледники бывают покровными и горными, показываю по карте, где они располагаются.
III Закрепление (10 мин)
1.Ребята мы с вами изучили подземные воды. Теперь вы можете ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока “Что нужно учесть при строительстве дома?”.
Состав водопроницаемых слоёв
Уровень грунтовых вод
Особенности рельефа (низины, берега и т.д.)
Какое значение имеют подземные воды в природе и жизни человека? (жизненный опыт учащихся позволяет ответить на вопрос без помощи учителя и учебника)
2.Далее учащиеся самостоятельно читают фрагмент § 36«Что мы знаем о ледниках?» и составляют его план. (с взаимопроверкой)
Что мы знаем о ледниках?
1. Ледник - крупный массив льда на земной поверхности, обладающий способностью к движению
2. Условия образования-недостаток тепла снег не успевает полностью растаять (за полярными кругами, на больших высотах в горах)
3. Бывают-покровные и горные (Антарктида, Гренландия-покровные, горные- Беринга(Аляска), Федченко(Памир), Безенги(Кавказ))
7. От ледников откалываются айсберги
4. Питают реки
5. «Неприкосновенный запас пресной воды»
6. Объект туризма
IV. Итог урока: (3 мин)
Выясняю у учащихся то, что нового они узнали на уроке и чем для них материал полезен, понравился ли им урок.
Ш.Домашнее задание (2мин)
1. Изучить § 36.
2. Ответить на вопросы 1—5.
3. Выполнить задание 6.
П
Водоронициемый слой
Водоносный горизонт (грунтовые воды)
Водоупорный слой
Водоносный горизонт
(межпластовые, артезианские, минеральные воды)
ОЧВА
Водоупорный слой
По преданию, этот источник был изведен на сухом месте, ударом посоха о землю, преподобным Сергием Радонежским. Ныне святой источник хорошо обустроен, построены сень над источником и купальня с купелью, установлен большой поклонный крест. Родник приписан к Троицкому Белопесоцкому монастырю