Урок в 6 классе по теме «Рельеф суши. Горы»
Метапредметная цель: создание условий для поиска различных путей познания мира, моделирование образовательной ситуации, ориентированной на формирование личностных приращений ученика как во внешней деятельности, так и во внутренней.
Цель урока: определение представления о рельефе Земли.
Оборудование: атлас, контурная карта мира, гофрированная бумага, цветные карандаши, интернет, толковый словарь.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока приветствие учащихся, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность. На столах учеников лежат куски гофрированной бумаги, листочки бумаги, на экране картинки с изображением ровной и рельефной поверхности: это могут быть картинки с рельефными скульптурными произведениями, тело человека-культуриста, фотография с ровной стеной. |
Я предлагаю вам отправиться в длительную экспедицию, где мы будем заниматься изучением рельефа суши: на первом уроке мы с вами рассмотрим горы, а на втором равнины суши. Любая экспедиция (и наша с вами) состоит из нескольких этапов: – подготовительного – непосредственно самой экспедиции – анализа проделанной работы. Кроме того, в любой экспедиции очень важно соблюдать правила поведения, внимательно слушать и выполнять все просьбы и указания руководителя группы. С вашего разрешения, возглавлять путешествие буду я. В процессе научных исследований нам с вами понадобится следующее оборудование: 1) карты «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России», контурная карта. Попрошу вас открыть оглавление, найти нужные нам карты и заложить их закладками 2) учебник, пожалуйста, откройте и заложите закладки 3) откройте путевой журнал 4) приготовьте цветные карандаши и бумагу И так, я вижу, что все готово для нашей работы, осталось только пожелать всем нам удачи, успехов и отправится в путь. | Включение всех учащихся в деловой ритм. |
Формирование новых знаний и умений Дидактическая задача этапа: сформулировать у учащихся конкретное представление о рельефе, горах, их различиях по высоте и характеру рельефа; продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического положения объекта (на примере гор). Выделить главное и провести обобщение вместе с учащимися. На основе знаний вырабатывать умения. |
Постановка темы Тема нашего урока-экспедиции - «Рельеф суши. Горы». Цель нашей экспедиции: получить представление о рельефе, определить особенности горного рельефа: различия по высоте, научиться давать описание географического положения гор и обозначать их на контурных картах. Для этого вы будете работать самостоятельно с учебником и путевым журналом, анализировать рисунки и карты, создавать карту крупных форм рельефа России. | |
Предлагаю из кусочка гофрированной бумаги смоделировать неровности земной поверхности (в ходе работы оказываю помощь тем, у кого задание вызвало затруднение). Когда работа окончена, макеты из бумаги исследуются. Предлагаю сравнить земную поверхность (рельефный глобус) и провести аналогию с предложенными поверхностями. На экране картинки с изображением разных форм рельефа. - Слышали ли вы о рельефе Земли? Что такое рельеф? - Все слышали о толковых словарях, в которых даны определения многих слов, давайте попробуем сделать что-то подобное, дадим определение самостоятельно, а потом сравним со словарем. | Работа детей по моделированию и исследованию неровностей земной поверхности. Находят слово «рельеф» в толковом словаре и сравнивают с тем, что написали в тетради. Определение записывают в путевом журнале |
-Какие формы рельефа вы знаете? (слайд 2) Откроем «Физическую карту полушарий» и внимательно посмотрим на неё. - Какие цвета мы видим? - Найдите на своих моделях приподнятые участки, как бы вы их назвали? Давайте посмотрим на изображение гор, прочитаем определение гор в учебнике и определим существенные признаки горного рельефа. На экран выведены изображения гор и горных систем.
- Что же такое гора (слайд 3) С помощью учителя выделяются главные признаки гор: -они высоко приподняты над окружающей территорией - перепады высот не менее 200 метров - если горы вытянуты в ряд, то это горный хребет - если образуется система горных хребтов и горных долин, то это горная система. | Работа с физической картой полушарий атласа Ответы на вопросы (горы) Просмотр изображений гор Рассматривают картинки с изображением Айвазовский 'Гора Арарат' http://hohland.com.ua/map1025675_0_0.htm И. Шишкин "Рожь" http://900igr.net/kartinki/eda/KHleb-1.files/Otkuda-berjotsja-khleb.html Ученики снова обращаются к картинкам и макету неровностей земной поверхности из бумаги. Работа учеников с учебником (самостоятельно записываются определение гор в тетрадь и сравнивается с определением, которое дается в учебнике). |
Как растёте вы? А как растут горы? Все ли горы одинаковы по высоте? Предложите варианты деления гор на группы по высоте. Остановимся на таком варианте: Низкие- Высокие- Средние- А теперь определим их высоты. Сделайте свои предположения и запишите их в тетради с левой стороны, а теперь найдите данные в учебнике и сравните свои результаты с образцом. Есть ли у вас свои варианты классификации гор по высоте? (В ходе работы оказываю помощь тем, у кого задание вызвало затруднение) (слайд 4,5) | Работа с картой атласа, рисунками учебника. Заполнение путевого журнала. Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определяют цвета, которыми обозначены горы разной высоты; Работают с текстом учебника. (Преобладающий в обозначении гор цвет укажет вид гор по высоте). Приводят примеры низких, средних и высоких гор. |
Нанести на контурную карту горы: Уральские, Анды, Кордильеры, Гималаи, Альпы, Скандинавские, Атлас, Кавказские. Раздаточный материал «Правила нанесения гор на контурную карту» (слайд 6) | Работа с физической и контурной картами атласа Правила обозначения гор на контурной карте. Определите географическое положение горной системы в контурных картах. Проведите наложение физической и контурной карт. Определите главное направление хребтов и подчеркните его одной линией карандашом соответствующего высоте цвета. Подпишите горы по всей длине полученной линии. Отметьте наивысшую точку, подпишите печатными буквами, простым карандашом название и высоту. Название точки разместить параллельно параллели. |
- Теперь каждый из вас без труда сможет отметить на контурной карте горы (задание по рядам): 1 – низкие 2 –средние 3 – высокие
| Работа с контурной, физической картами и текстом учебника Нанесение географических объектов на контурную карту. |
Работа с планом по определению географического положения - самой высокой горы мира - 1 вариант - самой высокой горы России – 2 вариант | Индивидуальная работа учащихся в путевом журнале и взаимопроверка в парах. |
- Почему нет гор выше 10000метров? (Вопрос для детей с высокой мотивацией) | Индивидуальная работа учащихся. (Если нет ответа , вопрос записывают в путеводных дневниках и продолжают работу дома). Примерный ответ: Это объясняется гравитационным полем, полем тяготения, вызванным притяжением Земли. В науке есть такое понятие горный тектогенез – формирование структур земной коры в результате медленного сползания под влиянием силы тяжести масс горных пород по склонам. По мнению некоторых ученых, при превышении10 км высоты «лишнюю» макушку вершины всесильная гравитационная тяга могла бы снести. |
Отрывок стихотворения Михаила Дудина «Идущему в горы» Неподвижны горы и могучи. Им страсть и время нипочем. Гора к горе уходит в тучи, Расталкивая их плечом. Там лед вершинам лег на плечи, Покой веков холодный чист. Но он не вечен, он не вечен, – Запомни это, альпинист. Лишь стоит только камень сдвинуть, В базальт скалы вбивая клин, – И гул лавин пойдет в долину, Захлестывая дно долин. (Слайд 7-14) Что вы увидели в этом стихотворении? | Анализируют стихотворение, показывая изменение гор в пространстве и во времени. |
Закрепление изученного на уроке |
Что изучали на уроке? Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали? Что нового вы узнали о горах? Как различаются горы по высоте? Чем отличается горный хребет от горной системы? | Ответы учащихся |
ПОДВЕДЕНИЕ ЭТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ. Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности за время урока. |
-Что особенно понравилось? - Что нового узнали? - Что особенно поразило? - Что ещё хотели бы узнать о горах? - Покажите в виде рельефа ваше настроение на уроке - Оцените свою работу на уроке | Ответы детей |
Домашнее задание. На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний о крупных формах рельефа Земли - горах. Д./з. Параграф 20, По плану учебника описать ГП любой горы .Обозначить в контурных картах основные горные системы мира. *найти стихи о горах и подготовить их чтение *изготовить макет гор различных по высоте *подготовить информацию самый, самый, самый (с указанием электронного адреса)... |