Разработка урока по географии для учащихся 7 класса "Воды Мирового океана"
Цели и задачи урока: 1. Сформировать знания о Мировом океане и его свойствах; объяснить роль океана в жизни Земли. Ознакомиться с гипотезами возникновения водных масс на нашей планете.
2. Развивать познавательный интерес, навыки работы с картами.
3. Воспитать внимание и умение слушать; создавать доброжелательную атмосферу на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Воды Мирового океана" »
Тема: Воды Мирового океана
Цели и задачи урока: 1. Сформировать знания о Мировом океане и его свойствах; объяснить роль океана в жизни Земли. Ознакомиться с гипотезами возникновения водных масс на нашей планете.
2. Развивать познавательный интерес, навыки работы с картами.
3. Воспитать внимание и умение слушать; создавать доброжелательную атмосферу на уроке.
Оборудование: физическая карта мира, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Деление класса на группы.
Проверка домашнего задания.
Устный опрос:
Что называют атмосферой? (воздушная оболочка Земли)
Что называют климатом? (многолетний режим погоды)
Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой температурой? (изотермы)
Что такое изобары? (линии, соединяющие точки с одинаковым давлением)
Как называются линии, соединяющие точки с одинаковым количеством атмосферных осадков? (изогиеты)
Как на карте называют самые высокие температуры? (абсолютный максимум)
Как называют самые низкие температуры? (абсолютный минимум)
Какой поток воздуха образуется в экваториальных широтах? (восходящий поток воздуха)
Где образуется нисходящий поток воздуха? (в полярных широтах)
Как перемещается воздух? (из области ВД в область НД)
Что называют воздушной массой? (большой объем воздуха, обладающий однородными свойствами)
Перечислите воздушные массы. (экваториальные, тропические, умеренные, арктические или антарктические)
На какие виды делятся воздушные массы? (океанические и континентальные)
Что называют ветром? (движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью Земли)
Ветры, устойчиво дующие в сторону экватора (пассаты)
Ветры, дующие от поясов высокого давления в тропиках к поясам низкого давления в умеренных широтах (западные ветры)
Сколько Алисов выделил климатических поясов? (13)
На какие виды делятся климатические пояса? (основные и переходные)
Перечислите климатические пояса.
В каком климатическом поясе в течение года выпадают обильные осадки, стоит влажная, жаркая и душная погода? (в экваториальном)
В каком климатическом поясе очень жаркий, сухой климат и незначительное количество осадков? (в тропическом)
В каком климатическом поясе ярко выражены сезоны года?
Перечислите климатообразующие факторы (географическая широта, движение воздушных масс, рельеф Земли, влияние океанов)
Целеполагание.
- В предыдущем классе вы познакомились с составом и свойствами водной оболочки Земли – гидросферы. Вы знаете, что основную часть гидросферы составляет Мировой океан. Сегодня на уроке мы вспомним свойства вод Мирового океана.
Объяснение новой темы.
- Что называют гидросферой? (водная оболочка Земли)
Основную часть гидросферы составляет Мировой океан, который занимает 361, 1 млн. км².
Как возникли огромные массы воды на нашей планете? По одной гипотезе, вода при движении литосферных плит выделилась в виде пара из мантии, охлаждалась и постепенно накапливалась. В соответствии с другой гипотезой, часть воды на планету поступила их космоса.
Свойства вод океана:
Температура
Температура вод неодинакова и зависит от широты.
Температура изменяется с глубиной, так как солнечные лучи проникают в толщу воды на глубину только до 200 м.
Рассмотрим рис. 28. Среднегодовая температура поверхностных вод Мирового океана.
Соленость
В морской воде растворено много разнообразных газов, минеральных и органических веществ.
Количество солей, растворенных в 1 литре воды, называется соленостью. Этот показатель вычисляют в промилле (‰).
Соленость вод зависит от соотношения атмосферных осадков и испарения, а также географической широты.
Средняя соленость океанической воды - 35‰. Самая высокая на севере Красного моря - 41‰.
Плотность
Зависит от температуры и солености.
Плотность охлажденного верхнего слоя соленой воды повышается. Он тяжелеет и опускается вниз, вместо него поднимается более теплый. Такое перемещение водных слоев препятствует образованию льда.
Приблизительно 15% поверхности океана покрывают льды. Они бывают однолетними и многолетними, неподвижными и плавучими. От прибрежных частей суши у полюсов откалываются и опускаются в океан большие глыбы льда, образуя ледяные горы – айсберги.
Тепло и влагу океанические воздушные массы приносят на сушу и формируют на побережье особый океанический (морской) климат.
Явным доказательством тесной взаимосвязи океана с материком являются муссоны. Муссоны в зависимости от времени года два раза меняют свое направление.
Все виды влаги, встречающейся в составе воздуха и на суше, являются временно разделенными частями океана.
Закрепление.
Работа в группах:
С помощью карт океанов в атласе определите, как изменяются по широтам температура и соленость поверхностных вод Мирового океана. Объясните причины.