Методическая разработка урока по географии «Воды Мирового океана»
Методическая разработка урока по географии «Воды Мирового океана»
Тема урока: «Воды Мирового океана».
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод; изучить особенности распределения и изменения температур, солености, образования льда на поверхности Мирового океана; познакомить с водными массами.
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с учебником, дополнительным материалом, умения читать карты.
Воспитательная: воспитывать географическое мышление, экологическое сознание.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии «Воды Мирового океана» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №12»
Методическая разработка урока по географии
«Воды Мирового океана»
Учитель географии МОУ «Лицей № 12»
Сибилева Валентина Викторовна
г. Железногорск
2014г.
Тема урока: «Воды Мирового океана».
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод; изучить особенности распределения и изменения температур, солености, образования льда на поверхности Мирового океана; познакомить с водными массами.
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с учебником, дополнительным материалом, умения читать карты.
Воспитательная: воспитывать географическое мышление, экологическое сознание.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта мира, атлас-карта океанов, рисунки
Ребята, прослушайте, пожалуйста, информацию по теме, которую нам надо сегодня изучить, постарайтесь ее обозначить.
«Он обнимает Землю неразделимыми водами и является по своей природе единой стихией, которая приобретает разные свойства с изменением широт.
Он покрывает почти ¾ поверхности земного шара слоем, толщенной около 4000м, и составляет 97% гидросферы.
Он формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков, из него поступает более половины О2. Он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере (так как поглощает ее избыток). На его дне происходит накопление и преобразование огромной массы минеральных и органических веществ, в нем обитает около 4/5 всех живых организмов».
Ребята, о какой части гидросферы я сейчас говорила? Да, это Мировой океан.
Из каких океанов он состоит?
(На экране схема состава гидросферы).
Тема урока: «Воды Мирового океана».
Изучив тему, Вы узнаете:
Какова площадь Мирового океана в целом на Земле, в Северном и Южном полушариях?
Гипотезы происхождения вод Мирового океана.
Свойства вод Мирового океана.
О различиях льдов в океане, их влияние на природу и хозяйственную деятельность человека.
О значении Мирового океана в жизни Земли.
Вопрос. На какой из диаграмм, появившихся на экране, изображено
соотношение площади океана и суши в целом на Земле, в
Северном полушарии, в Южном полушарии?
(Исследовать, сделать вывод).
Вывод. Площадь Мирового океана преобладает над площадью суши. В
Южном полушарии площадь Мирового океана больше, чем в
Северном полушарии.
Вопрос. Откуда взялась такая огромная масса воды?
(Сообщение о гипотезах происхождения воды делает обучающийся).
Происхождение воды
Земное Космическое
На экране основные пункты изучения нового материала: вспомни, узнай, умей.
Рассматривая основные свойства воды, мы должны:
Вспомнить: от чего зависит соленость и температура воды?
Узнать: как распределяются изотермы и изогалины? (Изогалины - это
изолинии, характеризующие соленость).
Уметь: работать с картой, анализировать графики, сравнивать материал, заполнять таблицы.
Ребята, мы знаем из курса географии 6-го класса, как нагревается суша и океан, где накапливается тепло. Для нас сейчас важно углубить и расширить знания по данным вопросам и установить закономерности распределения температур и солености на поверхности вод Мирового океана.
Исследование рисунка 23 (учебник) – «Распределение среднегодовых температур на поверхности вод Мирового океана».
(выводы занести в таблицу)
0° ш +28°С
30°с.ш. ю.ш. +20°С
60°с.ш. ю.ш. +5°С
90°с.ш. ю.ш. -1,7°С
Заполнение таблицы № 1.
Таблица № 1. Изменение температуры и солености воды на поверхности
Мирового океана.
Свойства воды
Выводы
Температура
Неодинакова, распределяется в зависимости от географической широты, закономерность нарушается океаническими течениями, стоком теплых вод.
С глубиной сначала понижение ее значительно, а затем замедляется, на глубине более 3000-4000 м температура колеблется от + 2 до 0°С.
Соленость
Неодинакова, зависит от количества осадков и испарения, от таяния льда и впадения рек.
Самая высокая соленость в тропических широтах.
Самый соленый океан – Атлантический (37‰).
Самое соленое море – Красное (42‰).
Вопрос. Что происходит с поверхностными водами в полярных широтах?
При какой температуре замерзает морская вода?
Работа обучающихся с учебником, картой океанов (проводят
исследование), заполнение таблицы № 2.
Таблица № 2. Различия льдов в океане.
По возрасту
По подвижности
Однолетние
Неподвижные
Многолетние
Плавучие или дрейфующие.
Дополните предложение. Отколовшиеся от ледников суши и спустившиеся в океан льды, называются …? (айсберги).
Определите географическую широту распространения зимних льдов? (В Северном полушарии и Южном полушарии).
Как влияет ледовый покров на природу и хозяйственную деятельность человека? (Отражает солнечную радиацию, способствует образованию туманов, охлаждает воздух, затрудняет судоходство и промысел).
Учитель: ребята, давайте посмотрим, что происходит с температурой воды с изменением глубины.
Анализ графика изменения температуры воды с глубиной (в
умеренных широтах). Выводы занести в таблицу.
t°,С
Глубина,м
0м +16°С
200м +15°С
1000м +4°С
5000м +2°С
Учитель:
Второе свойство вод Мирового океана – соленость.
Вопрос. Как изменяется соленость вод в зависимости от географической широты и почему? Где самая высокая соленость? (исследование карты солености, выводы занести в таблицу № 1)
Экватор - 34‰.
Тропики - 36‰.
Умеренные, полярные широты - 33‰.
Вопрос на логическое мышление.
Что происходит с кораблями при переходе из воды малой плотности в воду с высокой плотностью? (Меняется осадка корабля, танкера до 0,4 м).
Релаксация (1 минута). Фрагмент из фильма «Океан».
Учитель. Итак, ребята, на протяжении всего урока мы говорили о водных массах, их свойствах, устанавливали закономерности, заполняли таблицы.
Так что же называется водными массами? Если испытываете затруднения, найдите определение в учебнике.
(Работа с текстом учебника, заполнение таблицы № 3).
Таблица № 3. Различия водных масс в Мировом океане.
По глубине
По географической
широте
По близости к
материкам
Поверхностные
Промежуточные
Глубинные
Придонные
Экваториальные
Тропические
Умеренные
Полярные
Прибрежные
Внутриокеанические
Значение Мирового океана в жизни Земли. (Сообщения обучающихся).
Вывод по теме: Мировой океан – океаносфера планеты, единый природный комплекс, находящийся в тесном взаимодействии с литосферой, атмосферой, биосферой.
ΙΙΙ. Блиц – контроль в форме теста, контроль на усвоение первичных знаний. Самоконтроль.
Тема: «Воды Мирового океана».
Вариант 1.
Выбери правильный ответ
При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:
Понижается
Не изменяется
Повышается
Наибольшая соленость воды наблюдается:
У экватора
В тропиках
В умеренных широтах
В полярных широтах
Морская вода замерзает при температуре:
0°С
-2°С
-1°С
Дополни предложение:
Льды, отколовшиеся от ледников суши и спустившиеся в океан - ... .
Тема: «Воды Мирового океана».
Вариант 2.
Выберите правильный ответ.
При движении от экватора к полюсам температура поверхностных вод Мирового океана:
понижается
не изменяется
повышается
С увеличением глубины температура воды:
остается неизменной
повышается
сначала понижение ее очень значительно, а затем оно замедляется.
Средняя соленость воды в Мировом океане:
33‰
35‰
40‰
Дополни предложение:
В Мировом океане различают поверхностные, промежуточные, ...... , водные массы.
Критерии оценки: 4+ - 5 баллов;
3+ - 4 балла;
2+ -3 балла;
1+ -2 балла.
ΙV. Д/З: § 9, страница 45-50. Вопросы на странице 50.
V. Рефлексия.
Если Вы удовлетворены сегодняшним уроком, и он прошел для Вас с пользой, то поднимите улыбающийся смайлик, если нет – грустный смайлик.