| Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
| 1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности. По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявляемые требования учителя. | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
| 1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные(беседа), наглядные(географические карты) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой, заполнение таблицы, работа с климатограмммами) Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Опора на уже имеющиеся знания из 6-7 класса по географии |
| 1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (Эвристическая беседа, построенная на основе анализа климатических карт). наглядные. По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: проблемное изложение, частично-поисковый. По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности. | В средней школе наиболее эффективным способом для лучшей учебной деятельности является совместная деятельность со сверстниками, развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения — одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. |
| 2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) Орг. Момент-2 мин Целеполагание-1 мин Актуализация знаний-5 мин Введение новых знаний-22 мин Первичное обобщение -12 мин Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению-3 мин. | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
| 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные(беседа), наглядные (демонстрации ЭОР). По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный- проблемная ситуация, репродуктивный -работа с книгой По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности. Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль | учебная деятельность трансформируется под знаком становления субъектности. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, который подросток приобретает в школе, |
| 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные(, рассказ, беседа), наглядные (демонстрации ЭОР: мультимедийная презентация). По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный -работа с книгой По характеру управления учебной работой: под руководством учителя, самостоятельно. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности. | В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Это выражается прежде всего в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно-логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения — одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. Контролируемой и управляемой становится речь |
| 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (заполнение таблицы, выполнение заданий). По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный-частично-поисковый(диспут) , репродуктивный -работа с книгой и картами атласа По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя.. Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителя к выполнению заданий. Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль(тест, работа по карточкам) | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости |
| 3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
| 3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. они задают много вопросов при изучении нового материала требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. |