Цель урока. Познакомить с основными типами климатов России.
Задачи. 1) Закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;
2) Сформировать обобщенное представление о климатических поясах и
типах климата на территории России. 3) Способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей); 4) Развивать монологическую речь учащихся; 5) Воспитывать чувство коллективизма при работе в группах.
Оборудование. Физическая и климатическая карта России, атлас, пособие, тетрадь.
Тип урока. Комбинированный, урок-практикум.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Цели и задачи урока. (Сегодня мы с вами продолжим тему «Климат». Познакомимся с типами климатов на территории России, дадим им характеристику.)
- Назовите основные элементы климата. (температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ)
- Как распределяется температура по территории России? (летом - субширотно, т.е. с севера на юг, влияет солнечная радиация, зимой – субмеридианально понижается с юго-запада на северо-восток)
- Как распределяются осадки? (неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается)
- Назовите сухие и влажные районы. (сухие – Прикаспийская низменность, Центральная Якутия, влажные – западные склоны Большого Кавказа, юго-восток Камчатки)
- Что такое коэффициент увлажнения?
- Определите К увл. 1 вариант – на Кольском полуострове (400⁄2501 –
избыточное увл.)
2 вариант – на Прикаспийской низменности (200/1000
скудное увл.)
3 вариант – в районе г. Хабаровска (600/5001 – избыточное
2. Полюс холода Северного полушария … (Оймякон, -71ºС)
3. Самая высокая температура … (+43ºС, Астрахань, Волгоград)
4. Самая теплая зима … (в Сочи)
5. Самое холодное лето … (на островах Северная Земля)
6. Отношение годового количества осадков к испаряемости … (К увл.)
7. Наибольшее количество осадков выпадает … (на Кавказе)
В) Взаимопроверка и оценка.
7- «5»
5-6 – «4»
3-4 – «3»
III. Изучение новой темы.
Типы климата на территории России.
- В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и особенности климата. Назовите, какие климатические пояса имеются.
- Посмотрите на климатическую карту и скажите, в каких климатических поясах располагается Россия?
- Какие пояса основные?
- Какие переходные?
- Самый большой по площади пояс.
- Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков)
- Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ), можно пользоваться учебником на стр.97 и одновременно рис.49
2. Практическая работа по группам.
а) Подготовка таблицы
Тип климата
Где распространен
ВМ
Температура
Осадки
января
июля
амплитуда
б) Характеристика типов климата по группам по 4 человека. (самостоятельная работадетей)
в) Характеристика климата. Выступление одного человека с группы, оформление таблицы на доске и в тетрадях.
Проведение физкульт-минутки, для разгрузки учебного материала.
Тип климата
Где распространен
ВМ
Температура
Осадки
января
июля
амплитуда
Арктический
Субарктический
Умеренный
а) умеренно-континентальный
б) континентальный
в) резко – континентальный
г) муссонный
Острова Ледовитого океана и его сибирское побережье
Территория за полярным кругом на Русской и З.Сибирской равнин, В.Сибири до 60º с.ш.
Европейская часть России
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Южные районы Дальнего Востока
АВМ
УВМ
АВМ
УВМ
кУВМ
кУВМ
мУВМ
-24ºС, -30ºС
-8ºС, -40ºС
-4ºС, -20ºС
-15ºС, -25ºС
-25ºС, -45ºС
-15ºС, -30ºС
+2ºС, +5ºС
+4ºС, +12ºС
+12ºС, +24ºС
+15ºС, +26ºС
+16ºС, +20ºС
+10ºС, +20ºС
27º - 35º
12º - 52º
16º - 44º
30º - 51º
41º - 65º
25º - 50º
200 -300 мм
200 -400 мм
800 – 500 мм
600 мм
на севере
200 мм
на юге
меньше 500 мм
600 – 800 мм
г) Сравнение типов климата.
- Какой самый холодный климат? (арктический)
- В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)
- В каком самое холодное лето? (арктический)
- Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко-континентальный)
- В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонное)
- В каком климате мы живем? (умеренно-континентальный)
IV. Закрепление.
- Чем мы с вами сегодня познакомились?
- Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант.
1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное. (арктический)
2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. (умеренный пояс,умеренно-континентальный климат)
3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС. (резко-континентальный)
4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное. (субарктический)
5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (муссонный)
V. Домашнее задание. §24, к/к, рис.49 анализ, рис.50 сделать вывод, выполнить в тетрадь таблицу на стр.99. оформить необходимые записи в тетерадь, подготовить кроссворд или ребус.
Литература.
И. И. Баринова «Поурочные разработки по географии России» к учебнику И. И. Бариновой. «География России. Природа. 8 класс». «Экзамен», Москва, 2008.
Е А. Жижина «Поурочные разработки по географии» 8 класс. «Вако», Москва 2004
Н. Ю. Маркова «Уроки географии 8-9 класса. Мастер-класс»
«Дрофа», Москва 2006
Н. Н. Перепечева «География. Природа России. Поурочные планы» «Учитель»,
Волгоград 2005
«Современный урок географии», часть 5. Методические разработки уроков по
курсу «География России.8 класс». «Школьная пресса», Москва 2003