Комментирование оценок (самооценивание по критериям в течение всего урока)
Домашнее задание различной сложности и ориентированное на развитие аналитической мыслительной деятельности (с учетом усвоения учебного материала) учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Это непременное качество всех путешествий – обогащать
человека огромностью и разнообразий знаний».
/К.Г.Паустовский/
Наверное, нет на такого человека, который не любил или не хотел бы путешествовать. Путешествовать можно по-разному (пешком, автостопом, на яхте). Но можно и отправиться в путешествие, не покидая школьного кабинета географии используя карту, справочные материалы, стихи, музыку, фотографии и конечно умения и навыки работы с ними.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие по Бразилии, во время которого будем исследовать природные особенности этой экзотической страны, население, индейские традиции и колоритную архитектуру.
В путешествии необходимо вести дневник. Наш коллективный дневник мы будем оформлять в виде карты-схемы. Для работы над созданием образа Бразилии вы объединитесь в группы – специалистов. На столах у вас лежат инструктивные карточки-задания и дидактический материал. А теперь, юные искатели приключений, в путь.
Далёкая прекрасная Бразилия! Что нам известно о ней? Ну, во-первых, что там достаточно тепло и располагаются прекрасные пляжи, что там водится много диких обезьян. Во - вторых, эту страну невозможно представить без футбола, кофе и карнавала. В-третьих, что туда очень хотел попасть знаменитый комбинатор всех времён и народов - Остап Бендер. Вот пожалуй и всё.
Наше путешествие мы начнем стихами Киплинга (в переводе Маршака).
На далёкой Амазонке
Не бывал я никогда.
Только «Дон» и «Магдалина»-
Быстроходные суда-
Только «Дон» и «Магдалина»
Ходят по морю туда
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию
И я хочу в Бразилию, к далёким берегам!
Никогда вы не найдёте
В наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Но в Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию
Увижу ли Бразилию до старости моей?
Краткая характеристика.
Латинская Америка занимает незначительную часть (южнее р. Рио-Гранде) Северной Америки и большую часть территории Южной Америки. Она протянулась с севера на юг на 13 тыс.км, с запада на восток в самом широком месте- на 5 тыс.км. Сюда входят острова Вест-Индии в Центральной Америки. Территория Латинской Америки – 21 млн.км. Она включает 33 суверенные страны, в том числе независимые от Великобритании, Франции, Нидерландов и США территории.
По территории их можно разделить на очень большие страны (Бразилия), крупные (Мексика), сравнительно большие (Куба) и небольшие (государства на островах в Вест-Индии). Границы между странами в материковой части проходят в основном по рекам ИМЛИ между хребтами. Все 33 государства, получившие независимость, относятся к развивающимся странам.
Открытие новых земель.
Официально принято считать, что Америку открыл Х.Колумб в 1492 г. Но из истории известно, что первыми Американского континента (побережье Северной Америки) достигли ирландцы (5-6 веках) и норманны (викинги XI века). 20-25 тыс.лет до них народы восточных, северо-восточных районов Азии через Берингов мост проникли на север Америки (Аляска). Впоследствии они достигли Южной Америки.
Большую часть Латинской Америки завоевали испанцы и португальцы (XVI-XVII веках). В результате войн 1810-1826 гг. за независимость все колонии в Америке отделились от Испании. В 1822 г. Бразилия отделилась от Португалии. В конце XIX века США вытеснили Англию из Латинской Америки. Таким образом, большинство стран получили независимость.
Под колониальным влиянием сформировалась в основном романская группа языков (на основе латыни). Здесь проживают метисы, мулаты- потомки смешанных браков между европейцами и коренным населением, негры и мигранты различных стран. Официальный язык большинства этих стран испанский, только в Бразилии – португальский.
Из истории открытия .
Педре Кабрал, португальский мореплаватель. В 1500 году большая экспедиция под его командированием отчалила от Лиссабона в Индию. Они хотели добраться до сказочных берегов этой страны. Он решил двигаться на юг, не приближаясь к африканским берегам. Посмотрите на карту- какие океанские течения пришлось преодолеть нашим кораблям (Канарские, Южно-Пассатное). Но на 17(Ю.Ш.) параллели их каравеллы подхватило Бразильское течение, которое вынесло их неизвестным берегам- это случилось 22 апреля 1500гю эти земли он провозгласил владениями Португалии. В то время они не знали, что до них в этих местах оказывается, уже побывали испанцы Висейте Пинсон и Диего Лепе. Их экспедиция ещё в январе 1500 года обнаружила устье Амазонки, но встретив ожесточенное сопротивление индейцев, они покинули опасное побережье. Они же основали первое поселение - Порту-Сегуру, оставили там 2-х каторжников. А через 2 года на месте будущего города Сна-Сальвадора возникла колония «Терра да Сната Круш» (Земля святого креста). Первые переселенцы не нашли здесь ни золото, ни драгоценных камней. Их внимание привлекло небольшое дерево пау-бразил, их которого они научились делать ярко-красную краску. От названия этого дерева и произошло названия страны Бразилия, так объясняет происхождение названия науки топонимика. С XVII в. Эта территория стала именоваться Бразилией. В 1808 году Бразилию, спасаясь от Наполеона, эмигрировали король Португалии. Бразилия стала королевством. После возвращения на родину короля, его сын Педро провозгласил независимость Бразилии – 7 сентября 1822г., а 15 ноября 1889г. Бразилия была провозглашена республикой- Соединенные Штаты Бразилии. За 5 веков, прошедших с начала португальский колонизации, эта страна раздвинула свои пределы от первых прибрежных поселений на тыс. км. В глубь континента и сменила несколько столиц, которые менялись вслед за освоением огромных пространств – Байя (Сальвадор), Рио-де-Жанейро (1763г.), Бразилиа(1962г.)
ФГП Бразилии.
Бразилия - одна из крупнейших стран мира, как по величине территории, так и по количеству населения. Занимая почти половину площади Южной Америки, Бразилия граничит со всеми южноамериканскими странами, кроме Эквадора и Чили. Территория Бразилии очень компактна по конфигурации, протяженность с севера на юг – 4320 км, с запада на восток – 4328 км. Протяженность сухопутных границ 16,5 тыс. км, длина береговой линии 7408 км.
В настоящее время это самая крупная страна не только по размерам территории и количеству населения, но и по объему промышленного и сельскохозяйственного производства и по сумме внешнеторгового оборота. Среди стран Латинской Америке она выделяется наиболее крупным экономическим потенциалом.
Бразилия – федеративная республика, состоящая из 22 штатов, 4 федеративных территорий и федерального округа. Штаты и территории делятся на муниципии.
Глава государства и правительства – президент, избираемый на 6 лет, без права переизбрания.
Природа.
Климат. На территории Бразилии выделяют 6 основных климатических зон:
Экваториальную,
Тропическую
Тропическую высокогорную
Тропическую атлантическую
Полузасушливую
Субтропическую.
На большей территории страны среднегодовая температура выше +20*С, что обусловлено близостью экватора и невысоким подъёмом рельефа местности. В целом для тропических районов Бразилии характерны сухая зима и дождливое лето. Годовое количество осадков уменьшается от 3000 мм на западе Амазонской низменности до 500мм на северо-востоке.
Флора. Территория бассейна Амазонки покрыта сельвой – вечнозелеными влажными труднопроходимыми тропическими джунглями. На остальной территории преобладают тропические леса.
Фауна. Для животного мира Бразилии характерны пума, ягуар, оцелот, муравьед, лиса, обезьяны, олень, броненосец, тапир, редкая кустарниковая собака, ленивец, опоссум, крокодил, Большое количество птиц, насекомых, пресмыкающихся. В реках опасны кайманы, пираньи.
Реки, озера. Крупнейшие реки – Амазонка, Парана, Сан – Франсиску, которая образует каскад водопадов Паулу – Афонсу высотой 84м.
Бразильцы различают 2 типа рек и называют их по цвету воды. Мутные реки несущие глинистые частицы и по этой причине либо белые, либо желтоватые, носят название риос бланкос -белые реки. Эти реки протекают по зонам, где поверхностный слой почвы легко сносится, поэтому русла их изменчивы. Риос негрос- чёрные реки, наоборот, отличаются чистейшей водой, но чёрный или тёмно-зелёный оттенок придают разлагающиеся органические вещества. Реки Топажос, Негру – всё это риос негрос и текут они по твёрдым породам, образуя пороги. Разница в цвете воды, особенно бывает, заметна при слиянии 2-х разных рек. Например. После впадения в Риу-Негру в Амазонку, воды обеих рек самостоятельно текут много километров, прежде чем начинают смешиваться. Очевидцы та отзываются о водопадах Игуасу: «грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть.»
Обзор экономики.
В экономике страны фактически господствуют международные корпорации. Из 300 самых крупных корпораций примерно 150 находятся под контролем иностранного капитала ( как правило химическая промышленность, радиоэлектроника, тяжёлое машиностроение, автомобилестроение, средствасвязи). Объёмы прямых иностранных капиталовложений в экономику Бразилии оцениваются десятками миллиардов долларов. Крупные монополистические группы Бразилии (Матараццо, Воторантин, Клабин) носят, как правило, характер многоотраслевых семейных концернов, связанных с иностранным капиталом. Государственный сектор сохраняет господствующие позиции в добычи и переработке нефти, нефтехимической, Горнодобывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии. Внешний долг Бразилии составляет 100млрд. долларов, В конце 20 века структура экономики Бразилии претерпела существенные изменения . Доля промышленности в ВНП составляет 36%, сфера услуг – 55% сельского хозяйства- 9%. Однако, сельское хозяйство,по- прежнему остаётся главным занятием большей части экономически активного населения страны.
Цветная металлургия (в основном производство алюминия) также развита в штате Минас-Жерайс и штате Сан-Пауло.
Среди отраслей машиностроения в основном развито транспортное. Автомобили выпускают компании: «Фольксваген ду Бразил», «Дженерал моторс», «Форд-Виллис», «Крайслер ду Бразили», «Фиат». Развито тракторостроение. Судостроительная промышленность Бразилия развивающихся стран где производят судовые двигатели и другие судовые оборудование. Судостроительная Бразилии контролирую Япония, Нидерланды, Германия.
Производство электрооборудования (генераторы, трансформаторы, двигатели) производятся «Дженерал электрик» и «Сименс».
Развито в Бразилии и авиастроение. В 1971 году государственная компания «Эмбраэр» выпустила первый военно-тренировочный самолет. В настоящее время в стране производится 10 типов самолетов и вертолетов (в основном идут на экспорт). Практически все машиностроение Бразилии сосредоточено в штате Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро.
Химическая промышленность пока не удовлетворяет местный спрос. Развито в основном производство соды. Кислоты. Красителей, удобрений, синтетического каучука, пластмассы, взрывчатки. Быстро развивается нефтехимия. Крупнейшее предприятие- комплекс «Камасари» (город Сальвадор в штате Байя).
Пищевая промышленность
В пищевкусовой и текстильной промышленности развит национальный частный капитал. Шерстяная промышленность развито слабо, в основном на юге страны. Расширяется производство тканей из синтетического волокна и тканей. Около половины текстильной продукции дает штаты Сан-Пауло.
Некоторые отрасли пищевкусовой промышленности работают на экспорт (сахарная, мясная, маслобойная, табачная). Среди других отраслей легкой промышленности выделяется кожевенно-обувная, значительная часть которой идет на экспорт.
В сельском хозяйстве занято 40% экономически активного населения страны. А продукция сельского хозяйства дает 65% экспортной выручки. Обрабатываемые земли составляют только 12% всего учтенного земельного фонда и чуть более 4% всей территории Бразилии. Уровень агротехники довольно низок- 60% всех хозяйств применяет ручной труд.
В двух наиболее развитых, в экономическом отношении, районах - на Юге и Юго-востоке - производится около 70% национального дохода создаваемого в сельском хозяйстве.
Сельское хозяйство
Ведущей отраслью Бразилии является растениеводство, на долю которого приходится 60% стоимости сельскохозяйственного производства. Оно характеризуется ярко выраженной экспортной направленностью (кофе , какао-бобы, хлопчатник, сахарный тростник, соя).
По производству кофе Бразилия занимает 1 место в мире (штаты Парана, Сан-Пауло). По производству какао 2 место (1-Гана). Главный производитель- штат Байя. Хлопчатник и сахарный тростник (по сбору 1 место в мире) выращивают на северо-востоке и юго-востоке страны. Бразилия является и крупнейшим в мире производителем этилового спирта (из тростника). Поэтому сейчас около 60% автомобилей в стране ездит на этиловом спирте.
Также Бразилия выделяется по сбору таких экспортных культур, как сезаль (2 место после Танзании), бананы и апельсины (1 место в мире). Для внутреннего потребления производится пшеница, ячмень, кукуруза, коричневая фасоль и маниока. Собственное производство недостаточно для удовлетворения потребностей страны. Поэтому ввозится до 60% потребляемой пшеницы.
Животноводство ( в основном, мясное) развивается на базе естественных пастбищ на Юге и Юго-востоке страны. Некоторое количество продуктов животноводства (мясо, шерсть, шкуры и кожи) экспортируется.
Лесами занято 60% территории страны. По запасам древесины ценных пород Бразилия занимает 1 место в мире, однако, лесные ресурсы используются пока слабо. Наибольшее значение имеет сбор дикорастущего каучука в Амазонии, карнаубского воска, бразильских орехов, плодов пальмы бабасу и масличного дерева ойтисика на Северо-востоке «парагвайского»чая (йерба – мате) и заготовка хвойной древесины (главным образом араукарии). Значительная часть продукции лесного хозяйства экспортируется.
Итоги урока (что узнали?)
Комментирование оценок (самооценивание по критериям в течение всего урока)
Домашнее задание различной сложности и ориентированное на развитие аналитической мыслительной деятельности (с учетом усвоения учебного материала) учащихся.