Проверка домашнего задания | Проводит фронтальный опрос по теме «Землетрясения» - Какие движения характерны для земной коры? - Что такое горст, грабен? - Что такое землетрясение? - Объясните термины: сейсмология, очаг, эпицентр, сила землетрясения. - Какие разрушения производит землетрясение в 1 – 3, 7 -10 баллов? - Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему? - - Где в России случаются землетрясения? Покажите на физической карте России. - Можно ли предсказать землетрясения? - Каковы требования к строительству зданий в сейсмически активных зонах? - По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения. - Каковы ваши действия при землетрясениях: на улице, внутри здания? | Отвечают на поставленные вопросы, объясняют значение терминов. |
Изучение нового материала | Создает проблемную ситуацию - Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока Магма по жерлу рвется наружу, Выход из кратера очень уж нужен. Если проход на поверхность ей дан, Значит, проснулся грозный ……… (вулкан) Слайд № 1 О каком природном явлении говорится в загадке? Сформулируйте тему урока Слайд № 2 Прием «Ассоциация» Слайд № 3 Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово «вулкан»? Приём «Что я знаю по теме урока» Слайд № 4 Предлагает поработать в группах в течение 2 – 3 минут, обсудить и записать на листе ватмана ответы на вопросы: Что я знаю по теме урока? Что я хотел бы узнать? Можно использовать схемы, рисунки и т.д. - Попробуем сформулировать цели урока. Сообщает, что дальнейшая работа будет проходить в опорном плане- конспекте. Раздает опорные планы, предлагает записать тему урока. А сейчас проверим перспективное домашнее задание- подготовка сообщения «Из истории слова вулкан» Рассказывает о вулканах, их образовании и видах. Слайды № 7- № 9 | Отгадывают загадку, формулируют тему урока.
Участвуют в диалоге, предлагая свои ассоциации. ( вулкан – огненная гора, Вулкан – дракон и т.д)
Работа в группе. 1) Обсуждение (1- 2 минуты) 3) В течение 2 – 3 минут записывают на листе ватмана ответы на вопросы: Что я знаю по теме урока? Что я хотел бы узнать? 4) Озвучивают написанное. Коллективное формулирование целей урока. Записывают тему урока.
Выступают с сообщением «Из истории слова вулкан» (Приложение) Слайды № 5, № 6 Слушают объяснение учителя, задают уточняющие вопросы. |
Закрепление изученного материала | Предлагает задание. - Запишите в опорном плане, что такое вулкан. Проверьте по учебнику и оцените свою работу. С помощью текста учебника стр. 50 – 52 подпишите составные части вулкана, проверьте по учебнику и оцените свою работу. Предлагает восстановить таблицу и записать части вулкана. Понятие | Определение. | 1. | Область в верхней части мантии, где находится магма. | 2. | Канал, по которому поднимается магма. | 3. | Вырвавшаяся на поверхность магма. | 4. | Воронка на вершине вулкана. | 5. | Образуется при застывании продуктов извержения. | Предлагает немного отдохнуть, провести физминутку. Задает вопросы. По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? - Где могут находиться вулканы? Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой и океанической земной коре? Учитель раздает каждой паре таблички: «магма», «лава», «мантия» - и предлагает расставить их в нужном порядке, показав процесс превращения одного вещества в другое. Вспомним состояние мантии. (Вязкая.) Почему мантия вязкая, ведь она нагрета до температуры 2000-2500°С? Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? Почему? Мантия в жидком состоянии станет магмой. Когда магма выльется наружу, она станет... (Лавой.) Предлагает поработать в парах и рассказать друг другу, что такое мантия, магма, лава. Просмотрите видеоролик «Извержение вулкана» и скажите, какие продукты извержения вы заметили. Слайд № 10 Знакомит с видами вулканов слайд № 13 Предлагает найти на карте полушарий вулканы: Кения, Килиманджаро, Везувий и определить их вид. Знакомство с мировой картой вулканов. По статистике ООН, на Земле приблизительно 5000 вулканов, из них 800 действующих, остальные - потухшие. Подводных вулканов - 80. Приблизительно 527 вулканов находятся на островах и берегах Тихого Океана, так называемого Тихоокеанского «огненного кольца». Предлагает рассмотреть картину К. Брюллова «Последний день Помпеи» и ответить на вопросы: Что художник изобразил на картине? Как вы это определили? В основу данной картины легло реальное событие- извержение вулкана Везувий. Что вам известно об этом событии? Если учащиеся затрудняются, учитель рассказывает об извержении Везувия. До I века н.э. римляне считали Везувий потухшим вулканом. По его склонам высоко вверх тянулись виноградники и фруктовые сады, у подножия размещались города и деревни. Вот и в городе Помпеи текла нормальная жизнь, никто и не думал о надвигающейся катастрофе. Однако, когда из вулканического конуса начали интенсивно вылетать обломки горных пород и пепел, люди поняли, что вулкан проснулся. Все происходило в полной темноте. Когда жители города Помпеи осознали серьёзность своего положения, улицы были засыпаны толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, отступали и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, обрушившимися под тяжестью пепла. Извержение Везувия уничтожило город. Помпея скрылась под слоем пепла толщиной 3 метра. Вот как описывает извержение Везувия А.С. Пушкин. Везувий зев открыл - Дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, Как боевое знамя. Земля волнуется С шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, Под воспаленным прахом. Толпами, стар и млад, Бежит из града вон. (А. С. Пушкин.) - А сейчас вернёмся в Россию. Предлагает выполнить задания. Используя физическую карту России, найдите полуостров, который входит в состав «огненного кольца», там расположено очень много вулканов. Как называется этот полуостров? На Камчатке 38 действующих и 130 потухших вулканов. Найдите по карте высокий вулкан Камчатки. Как он называется? Какова его абсолютная высота? Определите его координаты. Зрительная гимнастика. Предлагает выполнить практическую работу, определить вулканы, расположенные в точках с данными координатами, обозначить данные вулканы в контурной карте. Координаты | Название вулкана | 1.) 35 с.ш. 138 в.д. | | 2.) 55 с.ш. 160 в.д. | | 3.) 3 ю.ш. 37 в.д. | | 4.) 2 ю.ш. 78 з.д. | | 5.) 19.с.ш. 97 з.д. | | Слайд 18 Обратите внимание, на то, что недалеко от вулкана находятся люди. Кто они? Это не простые зрители - это вулканологи, люди, изучающие вулканы. Скажите, а зачем они это делают? Зачем рискуют жизнью? Какими качествами должен обладать вулканолог?
| Выполняют задание, проверяют и оценивают работу. Восстанавливают таблицу. 1 учащийся проводит физминутку. Отвечают на поставленные вопросы. Расставляют таблички в нужном порядке. МАНТИЯ - МАГМА - ЛАВА Участвуют в диалоге. Рассказывают друг другу, что такое мантия, магма, лава.
Просматривают видеоролик, отвечают на вопрос. Слайды № 11, 12 Находят на карте полушарий вулканы: Кения, Килиманджаро, Везувий. Определяют, какие этих вулканов действующие, какие потухшие? Объясняют, как они это определили. Изучают карту, показывают на ней «Огненное кольцо». Рассматривают картину, отвечают на вопросы. Слушают рассказ учителя, задают интересующие вопросы. На физической карте России находят Камчатку. Находят Ключевскую Сопку, определяют его координаты, абсолютную высоту. Выполняют зрительную гимнастику. Находят вулканы по координатам, показывают их на физической карте, обозначают в контурной карте. Отвечают на вопросы. |