kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Вулканы" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии в 6 классе по теме "Вулканы". Вид урока: изучение новых знаний. К уроку прилагается презентация, видео, опорный план - конспект,сообщение "Из истории  слова  «вулкан» ". На данном уроке использованы групповая работа, работа в парах, работа в физических и контурных картах, выполнение творческих заданий. В ходе урока применялись игровые технологии: игра "Географический поединок", загадки.

Домашнее задание - разноуровневое.

Просмотр содержимого документа
«опорный план вулкан»

Опорный конспект.

Тема урока. _________________________________________________________________________

Вулкан

- это………….



  1. Строение вулкана


Оцени себя



3. Определите и запишите части вулкана.


Понятие

Определение.

1.

Область в верхней части мантии, где находится магма.

2.

Канал, по которому поднимается магма.

3.

Вырвавшаяся на поверхность магма.

4.

Воронка на вершине вулкана.

5.

Образуется при застывании продуктов извержения.


Оцени себя



  1. Определи вулканы, расположенные в точках с данными координатами.


Координаты

Название вулкана.

1.) 35 с.ш. 138 в.д.


2.) 55 с.ш. 160 в.д.


3.) 3 ю.ш. 37 в.д.


4.) 2 ю.ш. 78 з.д.


5.) 19.с.ш. 97 з.д.



Оцени себя



  1. Обозначьте вулканы из задания № 4 на контурной карте, проверьте по атласу.


Оцени себя



  1. Заполните таблицу «Виды вулканов»


Вулканы

1

2

3

.

Извергавшиеся на памяти человечества.



  1. Используя физическую карту России, найдите полуостров,
    который входит в состав «огненного кольца» и где на­ходится много вулканов. ________________________________________________________________


  1. Найдите по карте высокий вулкан Камчатки. Как он называ­ется? Какова его абсолютная высота? Определите его координаты. ________________________________________________________________


Оцени себя



9. Напишите, каково значение вулканов для человека.

1. ………………………………………………………………………………………………

2. ………………………………………………………………………………………………

3………………………………………………………………………………………………

4……………………………………………………………………………………………


10. Синквейн «Вулкан»

1. ______________________________________

2. ______________________________________

3. ______________________________________

4. ______________________________________

5. ______________________________________


Оценка за урок







Просмотр содержимого документа
«Вулканы»

Тема урока. Вулканы

Тип урока. Урок изучения новых знаний

Цель: Сформировать представление о вулканах.

Задачи
1. Изучить области распространения вулканов, причины их возникновения, строение, виды вулканов;
2. Развивать память, логическое мышление, совершенствовать навыки работы с атласом и контурными картами;
3. Продолжить формирование интереса к изучению географии.

Оборудование.

  1. настенная карта полушарий,

  2. опорные конспекты, карточки для игры «Географический поединок», карточки с тестами, атласы, контурные карты.

  3. презентация

  4. компьютер

  5. мультимедиапроектор.













Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к началу урока

Учитель сообщает, что свою работу на каждом этапе ребята будут оценивать сами, в конце урока найдут среднее арифметическое и получат оценку.


Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебника, атласа, контурных карт.

  1. Повторение изученного материала

Предлагает выполнить следующие задания:

Задание на знание физической карты

Игра «Географический поединок» ( см. Приложение )

Предлагает оценить свою работу.

Задания нa знание фактов (работа в парах )
Тест по теме «Строение Земли» ( см. Приложение)

- Выбери правильный ответ.

Два ученика по очереди показывают географические объекты, написанные на карточках.

Оценивают свою работу.

Выполняют тест с последующей взаимопроверкой и оценкой.



  1. Проверка домашнего задания

Проводит фронтальный опрос по теме «Землетрясения»

- Какие движения характерны для земной коры?

- Что такое горст, грабен?

- Что такое землетрясение?

- Объясните термины: сейсмология, очаг, эпицентр, сила землетрясения.

- Какие разрушения производит землетрясение в 1 – 3, 7 -10 баллов?

- Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему? - - Где в России случаются землетрясения? Покажите на физической карте России.

- Можно ли предсказать землетрясения?

- Каковы требования к строительству зданий в сейсмически активных зонах?

- По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.

- Каковы ваши действия при землетрясениях: на улице, внутри здания?


Отвечают на поставленные вопросы, объясняют значение терминов.

  1. Изучение нового материала

Создает проблемную ситуацию

- Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень уж нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный ……… (вулкан)

Слайд № 1

О каком природном явлении говорится в загадке? Сформулируйте тему урока

Слайд № 2

Прием «Ассоциация»

Слайд № 3

Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово «вулкан»?

Приём «Что я знаю по теме урока» Слайд № 4

Предлагает поработать в группах в течение 2 – 3 минут, обсудить и записать на листе ватмана ответы на вопросы:

Что я знаю по теме урока? Что я хотел бы узнать?

Можно использовать схемы, рисунки и т.д.


- Попробуем сформулировать цели урока.


Сообщает, что дальнейшая работа будет проходить в опорном плане- конспекте. Раздает опорные планы, предлагает записать тему урока.

А сейчас проверим перспективное домашнее задание- подготовка сообщения «Из истории слова вулкан»

Рассказывает о вулканах, их образовании и видах.

Слайды № 7- № 9







Отгадывают загадку, формулируют тему урока.



Участвуют в диалоге, предлагая свои ассоциации.

( вулкан – огненная гора,

Вулкан – дракон и т.д)



Работа в группе.

1) Обсуждение (1- 2 минуты)

3) В течение 2 – 3 минут записывают на листе ватмана ответы на вопросы:

Что я знаю по теме урока? Что я хотел бы узнать?

4) Озвучивают написанное.

Коллективное формулирование целей урока.

Записывают тему урока.




Выступают с сообщением

«Из истории слова вулкан» (Приложение)

Слайды № 5, № 6

Слушают объяснение учителя, задают уточняющие вопросы.

  1. Закрепление изученного материала

Предлагает задание.

- Запишите в опорном плане, что такое вулкан. Проверьте по учебнику и оцените свою работу.
С помощью текста учебника стр. 50 – 52 подпишите составные части вулкана, проверьте по учебнику и оцените свою работу.


Предлагает восстановить таблицу и записать части вулкана.


Понятие

Определение.

1.

Область в верхней части мантии,

где находится магма.

2.

Канал, по которому поднимается магма.

3.

Вырвавшаяся на поверхность магма.

4.

Воронка на вершине вулкана.

5.

Образуется при застывании продуктов

извержения.


Предлагает немного отдохнуть, провести физминутку.


Задает вопросы.

По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?

- Где могут находиться вулканы?

Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой и океанической земной коре?

Учитель раздает каждой паре таблички: «магма», «лава», «ман­тия» - и предлагает расставить их в нужном порядке, показав процесс превращения одного вещест­ва в другое.

Вспомним состояние мантии. (Вязкая.)

Почему мантия вязкая, ведь она нагрета до температуры 2000-2500°С?

Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? По­чему? Мантия в жидком состоянии станет магмой. Когда магма выльется наружу, она станет... (Лавой.)

Предлагает поработать в парах и рассказать друг другу, что та­кое мантия, магма, лава.

Просмотрите видеоролик «Извержение вулкана» и скажите, какие продукты извержения вы заметили. Слайд № 10


Знакомит с видами вулканов слайд № 13

Предлагает найти на карте полушарий вулканы: Кения, Килиманджаро, Везувий и определить их вид.








Знакомство с мировой картой вулканов.

По статистике ООН, на Земле приблизительно 5000 вулканов, из них 800 действующих, остальные - потухшие. Подводных вулканов - 80. Приблизительно 527 вулканов находятся на островах и берегах Тихого Океана, так называемого Тихоокеанского «огненного кольца».


Предлагает рассмотреть картину К. Брюллова «Последний день Помпеи» и ответить на вопросы:

Что художник изобразил на картине? Как вы это определили?

В основу данной картины легло реальное событие- извержение вулкана Везувий. Что вам известно об этом событии?

Если учащиеся затрудняются, учитель рассказывает об извержении Везувия.

До I века н.э. римляне считали Везувий потухшим вулканом. По его склонам высоко вверх тянулись виноградники и фруктовые сады, у подножия размещались города и деревни. Вот и в городе Помпеи текла нормальная жизнь, никто и не думал о надвигающейся катастрофе. Однако, когда из вулканического конуса начали интен­сивно вылетать обломки горных пород и пепел, люди поняли, что вулкан проснулся. Все происходило в полной темноте. Когда жители города Помпеи осознали серьёзность своего положения, улицы были засыпаны толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, отступали и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, обрушившимися под тяжестью пепла. Извержение Везувия уничтожило город. Помпея скрылась под слоем пепла толщиной 3 метра. Вот как описывает извержение Везувия А.С. Пушкин.

Везувий зев открыл -

Дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем,

Под воспаленным прахом.

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон.

(А. С. Пушкин.)

- А сейчас вернёмся в Россию.

Предлагает выполнить задания.

  • Используя физическую карту России, найдите полуостров,
    который входит в состав «огненного кольца», там расположено очень много вулканов. Как называется этот полуостров?

  • На Камчатке 38 действующих и 130 потухших вулка­нов. Найдите по карте высокий вулкан Камчатки. Как он называ­ется? Какова его абсолютная высота? Определите его координаты.

Зрительная гимнастика.

Предлагает выполнить практическую работу, определить вулканы, расположенные в точках с данными координатами, обозначить данные вулканы в контурной карте.

Координаты

Название вулкана

1.) 35 с.ш. 138 в.д.


2.) 55 с.ш. 160 в.д.


3.) 3 ю.ш. 37 в.д.


4.) 2 ю.ш. 78 з.д.


5.) 19.с.ш. 97 з.д.



Слайд 18

Обратите внимание, на то, что недалеко от вулкана находятся люди. Кто они? Это не простые зрители - это вулканологи, люди, изучающие вулканы. Скажите, а зачем они это делают? Зачем рискуют жизнью? Какими качествами должен обладать вулканолог?


Выполняют задание, проверяют и оценивают работу.





Восстанавливают таблицу.







1 учащийся проводит физминутку.


Отвечают на поставленные вопросы.




Расставляют таблички в нужном порядке.

МАНТИЯ - МАГМА - ЛАВА


Участвуют в диалоге.


Рассказывают друг другу, что та­кое мантия, магма, лава.



Просматривают видеоролик, отвечают на вопрос.

Слайды № 11, 12

Находят на карте полушарий вулканы: Кения, Килиманджаро, Везувий.

Определяют, какие этих вулканов действующие, какие потухшие? Объясняют, как они это определили.


Изучают карту, показывают на ней «Огненное кольцо».





Рассматривают картину, отвечают на вопросы.





Слушают рассказ учителя, задают интересующие вопросы.



















На физической карте России находят Камчатку.



Находят Ключевскую Сопку, определяют его координаты, абсолютную высоту.

Выполняют зрительную гимнастику.

Находят вулканы по координатам, показывают их на физической карте, обозначают в контурной карте.











Отвечают на вопросы.

  1. Подведение итога.

Задаёт вопросы:

Что нового вы сегодня узнали о вулканах? Каково значение вулканов.

Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Нашли ли вы ответы на поставленные в начале урока вопросы?
Что бы вы еще хотели узнать о вулканах?

Предлагает составить синквейн по теме урока

слайд № 19

- А сейчас подсчитаем набранные баллы, найдем среднее арифметическое и получим оценку за работу на уроке.


Отвечают на вопросы.


Составляют синквейн


Подсчитывают набранные баллы, находят среднее арифметическое, получают оценку за работу на уроке.

  1. Домашнее задание

Предлагает разноуровневое домашнее задание

«5» - Выучить параграф 20 выполнить задание на стр. 52, подготовить сообщение о вулкане, найти загадки, стихи, пословицы о вулкане, нарисовать вулкан.

«4» - Выучить параграф 20 выполнить задание на стр. 52, нарисовать вулкан.



Записывают домашнее задание.











Приложение

  1. Игра «Географический поединок» (карточки)

Покажи на карте

1.Самый большой по площади материк.

2.Самый южный материк.

3.Самый маленький по площади и мелководный океан.

4.Самые высокие горы в мире.

5.Самая глубокая впадина в Мировом океане.

6. Экватор

Покажи на карте

1.Самая большая по площади страна.

2.Самое глубокое озеро в мире

3.Второй по площади материк.

4.Самый большой и глубокий океан

5. Самый большой остров Земли.

6. Нулевой меридиан











2. Тест по теме «Строение Земли»

- Выбери правильный ответ.

1. Толщина мантии:

а) 100 км; б) 2900 км; в) 1800 км. г) 65 км; д) 3500 км;

2. Максимальная мощность земной коры?

а) 800 м; 6) 8 км; в) 75 км; г) 800 км.

3. Укажите радиус ядра Земли

а) 3500 км; 6) 1800 км; в) 1500 км; г) 70 км; д) 2600 км.

4. Восстанови данные в таблице



Типы земной коры



2 слоя:

… слоя: осадочный,


3 – 7 км


























Из истории слова «вулкан» (сообщения учащихся)

1. Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается о поединке Зевса со страшным чудовищем Тифоном. С диким воем поднялся Тифон из недр Земли. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог - Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались, сотнями сыпались ог­ненные стрелы - молнии Зевса. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре гро­зит Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извер­жение вулканов.

  1. Известен и знаменит был у греков Гефест - по­кровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что кузница Гефеста была расположена в недрах го­ры Этна, на острове Сицилия, где он кует доспехи и оружие богам.

У древних римлян бога огня и кузнечного дела тоже сначала звали Гефестом, но затем был переименован в Вулкан. По преда­нию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы постоянно вы­рывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулка­нов, как и бога огня.



















Просмотр содержимого презентации
«Презентация вулканы отк. урок»

Магма по жерлу рвется наружу,  Выход из кратера очень уж нужен.  Если проход на поверхность ей дан,  Значит, проснулся грозный ВУЛКАН

Магма по жерлу рвется наружу, Выход из кратера очень уж нужен. Если проход на поверхность ей дан, Значит, проснулся грозный

ВУЛКАН

Тема урока. Вулканы

Тема урока. Вулканы

Ассоциация Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово «вулкан»?

Ассоциация

Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово «вулкан»?

Что я знаю по теме урока? 1) Обсудите в парах ( 1- 2 минуты) и запишите ответы на вопросы Что я знаю по теме урока?  Что я хотел бы узнать?

Что я знаю по теме урока?

1) Обсудите в парах ( 1- 2 минуты) и запишите ответы на вопросы

Что я знаю по теме урока?

Что я хотел бы узнать?

История возникновения слова «вулкан» Бой Зевса с Тифоном .

История возникновения слова «вулкан»

Бой Зевса с Тифоном .

Древние греки считали, что кузница Гефеста была расположена в недрах го­ры Этна, на острове Сицилия

Древние греки считали, что кузница Гефеста была расположена в недрах го­ры Этна, на острове Сицилия

Вулкан Вулкан - (от лат. vulcanus - огонь, пламя) геологическое образование, возникающее в земной коре, по трещинам которой на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы.

Вулкан

Вулкан - (от лат. vulcanus - огонь, пламя) геологическое образование, возникающее в земной коре, по трещинам которой на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы.

Строение вулкана Очаг магмы

Строение вулкана

Очаг магмы

Образование вулканов На суше Материковая земная кора В зоне разломов На дне океанов Тонкая океаническая кора Лава прожигает земную кору Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке?

Образование вулканов

На суше

Материковая земная кора

В зоне разломов

На дне океанов

Тонкая океаническая кора

Лава прожигает земную кору

Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке?

Вулканические выбросы    В земной коре образуется трещина,  давление под ней резко падает и глубинные вещества превращаются в огненно-жидкую массу – магму.   Изливаясь на поверхность, магма образует лаву.

Вулканические выбросы

В земной коре образуется трещина, давление под ней резко падает и глубинные вещества превращаются в огненно-жидкую массу – магму.

Изливаясь на поверхность, магма образует лаву.

Вулканические бомбы и глыбы

Вулканические бомбы и глыбы

Виды вулканов Вулканы действующие уснувшие потухшие

Виды вулканов

Вулканы

действующие

уснувшие

потухшие

Мировая карта вулканов

Мировая карта вулканов

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Великие извержения и их последствия Пробуждение Везувия произошло утром 24 августа 79 года.

Великие извержения и их последствия

Пробуждение Везувия произошло утром 24 августа 79 года.

Вулканы россии Используя физическую карту России, найдите полуостров,  который входит в состав «огненного кольца» и где очень много вулканов.

Вулканы россии

Используя физическую карту России, найдите полуостров, который входит в состав «огненного кольца» и где очень много вулканов.

Исследования вулканов

Исследования вулканов

Синквейн «Вулкан» Правила написания:

Синквейн «Вулкан»

Правила написания:

  • Первая строка – название темы в одном слове (существительное)
  • Вторая строка – описание темы в двух словах (прилагательные )
  • Третья строка – описание действия в трёх словах (глаголы)
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, связанная с темой
  • Пятая строка - синоним из одного слова, повторяющий суть темы
Домашнее задание « 5» Параграф 19 , задания 3, 4, нарисовать вулкан. Найти загадки, пословицы, стихи о вулканах. Подготовить сообщение о вулкане.  «4» Параграф 19 , задания 3, 4, нарисовать вулкан.

Домашнее задание

« Параграф 19 , задания 3, 4, нарисовать вулкан.

Найти загадки, пословицы, стихи о вулканах.

Подготовить сообщение о вулкане.

«4» Параграф 19 , задания 3, 4, нарисовать вулкан.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Вулканы" 6 класс

Автор: Горшкова Ольга Викторовна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок для 6 классов - "Вулканы, горячие источники, гейзеры""
    ["seo_title"] => string(54) "urokdlia6klassovvulkanyghoriachiieistochnikighieiziery"
    ["file_id"] => string(6) "304037"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457633863"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока в 5 классе "Земная кора""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt_uroka_v_5_klassie_ziemnaia_kora"
    ["file_id"] => string(6) "356458"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478550295"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "План – конспект урока «Землетрясения, вулканы»  (с учетом требований ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(67) "plankonspiekturokaziemlietriasieniiavulkanysuchietomtriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "270625"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451222807"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок по географии для 6 класса по ФГОС на тему: " Вулканы, гейзеры, горячие источники.""
    ["seo_title"] => string(93) "urok_po_ghieoghrafii_dlia_6_klassa_po_fgos_na_tiemu_vulkany_ghieiziery_ghoriachiie_istochniki"
    ["file_id"] => string(6) "343218"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1473584071"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока по теме "Вулканы" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "razrabotka_uroka_po_tiemie_vulkany_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "384366"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485494352"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства