II Актуализация знаний-5 мин. | Учитель: - Сегодня мы об Африке узнаем еще больше, я вам предлагаю выполнить задание: Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют Африке: 1) наиболее влажный материк; 2) экватор проходит почти посередине; 3) омывается четырьмя океанами; 4) занимает по площади второе место; 5) расположены великие разломы; 6) самый большой по площади материк; 7) самый жаркий материк; 8) расположена самая длинная горная цепь на суше; 9) материк пересекается двумя тропиками; 10) в рельефе преобладают равнины. Учитель: - Какие характеристики Африки вызвали затруднения при ответе? - По каким характеристикам было мнение спорное? - Значит, с какой темой урока мы должны будем сегодня познакомиться? Ребята, я вам сегодня подготовила к уроку видеофрагмент, я его долго искала и, надеюсь, он вам очень понравится. Видеофрагмент. Приложение №2 | Учащиеся слушают и осмысливают задание. Выбирают правильные характеристики Африки. Ответы учащихся: - Затруднения вызвали такие характеристики, как – расположены великие разломы, в рельефе преобладают равнины. - По этим же характеристикам было мнение спорное. - Мы должны будем познакомиться с темой урока «Рельеф Африки». Слушают друг друга, поправляют, корректируют знания. Внимательно смотрят видеофрагмент, который помогает осознать красоту и неповторимость континента. | Осуществление оперативного контроля за знаниями учащихся. Установление уровня готовности учащихся к изучению нового материала. Актуализация субъектного опыта учащихся. Нестандартная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации. Развитие непроизвольного внимания. |
III Изучение и усвоение нового материала- 12 мин. IV. Закрепление материала. Выработка умений и навыков – 23мин. | Вступительное слово учителя по новой теме. Об Африке говорить можно очень много, но цели сегодняшнего урока следующие: Приложение №3 Учитель: - Ребята, пункт 1 плана, мы уже выполнили, вспомнив характеристику континента. - Рассказ учителя по новой теме. Разнообразие природы Африки связано не только с ее ГП, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка. О том, как шло формирование континента, давайте послушаем ребят, которые подготовили проект на тему – «Африка – часть древнего материка». - Работа группы. Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка»: О Гондване. Сравнительное положение южных материков по отношению к Африке в начальную фазу раскола Пангеи и в настоящее время (Схема Гондваны). Учитель: - Спасибо ребята, молодцы. А мы изучаем рельеф дальше, слушаем учителя, работаем с учебником, картами атласа. Вспоминаем то, что вам уже знакомо. - Работа с картами «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки»: - Вспомните, почему изучение компонентов природы начинается с рельефа. - Назовите основные формы рельефа. - По картам атласа определите, какие формы рельефа преобладают на территории материка. - Назовите особенности рельефа Африки. Приведите пример взаимосвязи крупной формы рельефа материка со строением земной коры. - Объясните преобладание равнин на материке. - Какие горы есть в Африке? - Почему на севере материка горы складчатые, а на востоке вулканические и глыбовые? - На какие две части можно разделить Африку по преобладающим высотам? - Какими полезными ископаемыми богата Северная часть Африки, а какими - Южная? - С чем связано такое различие в составе полезных ископаемых? Учитель: - И так, давайте установим взаимосвязь и взаимозависимость между тектоническим строением земной коры и особенностями рельефа Африки. Таким образом, анализ физической карты Африки и карты «Строение земной коры» позволяет сделать следующие выводы об особенностях ее рельефа, а поможет нам при этом задание, которое называется - Закончи предложения: - В основании материка лежит …, на которой расположены ….. . - Складчатым областям соответствуют ….. . - Рельеф Африки разнообразен, это - …., …., …, …, …. . - На материке преобладают …. . - Горы расположены в основном на .... Учащиеся подводятся к идее, что земная кора все время изменяется, на определенном этапе образуются платформы, потом происходит дальнейшее формирование различных форм рельефа. Ярким примером этого развития является рельеф Африки. Учитель: - Ребята, вы молодцы! Сумели сделать выводы, хорошо поработали с книгой, атласом. Была представлена интересная презентация. А сейчас переходим к следующему пункту нашего плана. Что у нас по плану? Вам предлагается деловая игра «Туристическая фирма». Цель игры: - Подготовка буклетов об отдельных частях материка, чтобы завлечь туристов в Африку, и чтобы туристы получили информацию о данных районах. Инструкция – 1) работаем в группах; Вы должны выбрать характеристики части материка из конвертов. Вам предлагаются в помощь карточки, когда группа готова, руководитель поднимает карточку: зеленая карточка – предварительная проверка, красная карточка – буклет готов. Пользуйтесь любым материалом. 5) Соблюдаем тишину, не мешаем другим. Итак, подготовьтесь к работе в группах. Составление буклетов об отдельных частях материка – работа в группах. I гр. – Атласские горы II гр. – Эфиопское нагорье III гр. – Драконовы горы IV гр. - Рувензори. V гр. – Восточно-Африканское плоскогорье План: 1)В какой части материка расположена форма рельефа? 2)В каком направлении тянется? 3)Каковы размеры? 4)Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты? 5)А это вы знаете? Учитель контролирует и координирует работу групп. Учитель: Когда все карточки подняли, т. е. группы готовы к ответу, займите свои места. Заслушать выступления групп – реклама туристической фирмы маршрутов по Африке . Беседа: - Если бы вам представилась возможность путешествия, какую часть Африки вы посетили бы и почему? - Какое место на изученном материке сейчас больше всего соответствует вашему настроению? Учитель: - Ребята, для того, чтобы определить, как вы усвоили материал, вам предлагаются разно - уровневые задания. Работать будете с теми заданиями, которые вы выберете. Учитель озвучивает инструкцию Разно - уровневые задания. 1 уровень: - Как называется плита, на которой расположен материк? - Что еще лежит на плите, кроме материка? - Перечислите основные тектонические структуры на территории Африки. 2 уровень: - Объясните, какие процессы происходят при столкновении и раздвижении плит? - Подтвердите правильность утверждения – Африка- материк равнин. - Сравните влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа Африки. 3 уровень: - Представьте и объясните, что произойдет с ГП Африки через многие тысячи лет. - Сделайте вывод о влиянии тектонического строения Африки на ее рельеф. После окончания работы, ребята, вы можете взять задания домой и поработать над всеми. | Слайд №2 – Цели урока Внимательно слушают учителя, осмысливают цели урока. Самостоятельно знакомятся с планом урока и приступают к его выполнению. Слайд №3 – План урока Презентация Слайд № 4- №7 Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка». Слушают выступление группы учащихся с представлением проекта. Слушают учителя. Отвечают на вопросы: - Рельеф оказывает влияние на все другие компоненты природы; от него зависят климат, внутренние воды. -Основными формами рельефа являются горы, равнины. - На территории Африки расположено больше равнин. -Преобладание равнин объясняется тем, что в основании материка лежит платформа. - Африку можно разделить на две части – Северная и Западная Африка – равнинная, а Восточная и Южная – горная. - Северная Африка богата полезными ископаемыми осадочного происхождения, а Южная – магматического происхождения. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, дополняют, поправляют друг друга. Работают с учебником и картами атласа. Работают с предложенным заданием «Закончи предложения…» Слайд №8 Проверьте свои знания: - В основании материка лежит платформа, на которой расположены равнины. - Складчатым областям соответствуют горы . - Рельеф Африки разнообразен, это - равнины, плоскогорья, низменности, возвышенности, горы. - На материке преобладают равнины. - Горы расположены в основном на окраинах материка. Слушают, осознают задание. Включаются в деловую игру «Туристическая фирма Приступают к работе с сигнальными карточками. Слушают выступления ребят из других групп. Дополняют ответы товарищей. Высказывают свое мнение. Ответы учащихся на вопросы: - Я бы посетил Северную Африку, т.к. там хороший климат для отдыха, расположены интересные страны. - Я бы побывала на юге материка, где Драконовы горы, т. к. там очень разнообразная природа. Приложение №2 Проверка выполнения заданий: Ребята, задания 1 уровня кто выбрал? -1 уровень на экран; - 2 и 3 уровень заслушать ответы. Слайд № 9 Ответы на вопросы заданий 1 уровня: 1.Плита, на которой расположена Африка, называется Африканская. 2.Кроме материка на плите лежат ложа Атлантического и Индийского океанов. 3.Основные тектонические структуры: Африкано -Аравийская платформа и области древнейшей и древней складчатости. | Формирование целенаправленного характера учебной деятельности. Концентрация внимания. Обеспечение восприятия и осознания нового материала. Презентация усиливает восприятие существенных сторон изучаемого материала. Развитие речи, расширение кругозора. Активизация познавательной мотивации. Обучение учащихся собственной деятельности по изучению нового материала (самостоятельность и осознанность) Развитие оперативной памяти, произвольного внимания. Работа с учебником, картами атласа формирует навыки самостоятельной работы, активизирует мыслительную деятельность. Этот момент урока способствует развитию умения учащихся устанавливать причинно- следственные связи, делать сравнения. Первичное осознание, обобщение и систематизация нового материала. Словарная работа – проверка глубины понимания и устранение пробелов в усвоении учебного материала. Игровой момент стимулирует познавательную активность, интерес к изучаемому материалу. Развитие способности применять знания на практике. Формирование осознанного, субъектного отношения к изучаемому. Воспитание ответственности, умения радоваться успехам товарищей Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задания. Закрепление знаний в нестандартной ситуации. Воспитание дисциплинированности, товарищества, взаимовыручки. Оказание дифференцирован-ной помощи, обеспечение контроля и самоконтроля. Развитие речи, памяти, воображения, умения слушать Развитие умения воспроизводить основные идеи учебного материала. Создание ситуации успеха при использовании разнообразных форм закрепления материала. Формирование самостоятельности. Включение новых знаний в систему изученного материала. |