kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Рельеф Африки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Рельеф Африки" является вторым уроком из проводимых по разделу "Африка". Проводится по технологии личностно - ориентированного обучения. Содержание учебного материала соответсвует требованиям образовательных программ. Активизация познавательной деятельности достигается путем четкой постановки как целей урока так и отдельных его этапов и привлечения  к участиюв постановке личных и коллективных целей обучающихся. Постановка проблемных вопросов побуждает к выдвижению гипотез. На уроке используется сочетание фронтальных, индивидуальных, парных и групповых видов деятельности, устных и письмнных видов работ, предлагаются задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера. Осуществляется дифференцированный подход на всех этапах урока. На уроке используются различные виды контроля (текущий, пошаговый, промежуточный, итоговый) и различные формы контроля (устный и письменный). Планомерное осуществление контроля позволяет выявить успехи в обучении, пробелы и недостатки в знаниях у отдельных учащихся и класса в целом, определить качество усвоения пройденного.Учащиеся не только  активно работают на уроке, выполняя предложенные задания, но и осмысливают ответы своих одноклассников, рецензируют и корректируют их, таким образом совершенствуются коммуникативные умения работать в коллективе. Комплексный подход к организации учебного процесса, постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач ведет к повышению качества образования обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Рельеф Африки"»

Надысина Вера Петровна, учитель географии

МБОУ СОШ №14 г. Саров Нижегородской области


Урок географии в 7 классе по теме «Рельеф Африки» в разделе
«Материки и страны».

Урок «Рельеф Африки» является вторым уроком из проводимых по теме «Африка».

Тип урокаизучение нового материала. Проводится по технологии личностно – ориентированного обучения.

Исходный уровень состояния ЗУН учащихся, необходимых для изучения новой темы:

Опорой при изучении нового материала будут служить знания, полученные учащимися при изучении:

  1. начального курса географии – 6 кл. тема «Литосфера». Учащиеся знают определение литосферы, строение материковой и океанической земной коры, из чего состоит земная кора, рельеф и его основные формы;

2) курса «География материков и океанов»7 кл. тема «Развитие земной коры». Учащиеся знают понятие платформы и литосферных плит, о процессе движения литосферных плит, о границах литосферных плит, о формах рельефа, соответствующих платформам и границам литосферных плит.

Учащиеся умеют самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, картами физической и строения земной коры, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи. Умеют читать карту, находить на карте горы и равнины, определять их.

Цели урока:

Образовательная – 1) познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки;

2) научить сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры и выявлять зависимость рельефа от строения земной коры;

3) формировать умения и навыки по определению основных форм рельефа на отдельных участках материка (Атласские и Драконовы горы, Эфиопское нагорье, Восточно – Африканское плоскогорье, горы Рувензори и равнины).

Развивающая:

  1. Формирование познавательного интереса к предмету география через:

- установление связи изучаемого материала с жизнью;

- использование научно - популярной литературы;

- организацию деловой игры;

- использование разно - уровневых заданий;

- использование мультимедийного проектора (показ презентаций).

2) Формирование умственных учебных действий:

а) Анализа и синтеза:

- через анализ основных форм рельефа по физической карте Африки;

- через анализ особенностей формирования земной коры;

б) Сравнения через:

- сравнение карты физической и карты строения земной коры;

- сравнение форм рельефа отдельных частей Африки;

- сравнение тектонического строения Африки в далеком прошлом и на современном этапе.

в) Обобщение и систематизация через:

- составление буклетов отдельных частей материка;

- установление связей между тектоническим строением и особенностями рельефа материка;

- установление связей между рельефом и размещением полезных ископаемых.

3) Развитие действий контроля и самоконтроля:

а) Пошаговый контроль:

- при выборе характеристик, относящихся к Африке;

- при выполнении заданий по карте атласа;

- при формулировании выводов;

- при выполнении разно - уровневых заданий по закреплению изученного материала;

б) Итоговый контроль:

- выполнение тестового задания «Рельеф Африки».

  1. Развитие сенсорной сферы:

а) восприятия;

б) памяти – словесно - логической, эмоциональной, наглядно – образной, оперативной, долговременной;

в) внимания – произвольного и непроизвольного, целенаправленного.

  1. Развитие речи:

- обогащение словарного запаса;

- развитие монологической речи;

- усиление коммуникативных свойств.

Воспитательная:

  1. Воспитание требовательности к себе, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности и ответственности;

  2. Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки;

  3. Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, сопереживания.

Планируемые результаты:

  • Предметные: формировать знания об особенностях рельефа Африки и полезных ископаемых, выявлять взаимосвязь геологического строения и форм рельефа территории, формировать умения работать с тектонической и физической картами, запоминать географическую номенклатуру;

  • Метапредметные: формулировать вопросы, развивать исследовательские умения: выдвигать предположения, анализировать и оценивать информацию, делать выводы; формировать у учащихся умения устанавливать причинно – следственные связи, работать в новой ситуации;

  • Личностные: совершенствовать умения работать в группе, развивать познавательный интерес.


Оборудование:

Наглядные пособия – настенные карты «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки», атласы.

Дидактический материал – «План и цели урока», тест «Рельеф Африки», иллюстрации.

ТСО – видеофрагмент «Атлас», мультимедийный проектор.

Структура урока:

1) Постановка целей урока.

2) Актуализация знаний.

3) Этап разъяснения и усвоения нового материала.

4) Этап выработки умений и навыков, закрепления новых знаний.

5) Подведение итогов урока.

6) Этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.




Сценарий урока географии по теме «Рельеф Африки»



Этап, время

Учитель

Ученик

Обоснование

I Оргмомент-1 мин.

Приветствие

Приветствие учителя, рапорт дежурного об отсутствующих.

Организация внимания, настрой учащихся на рабочий ритм, воспитание сознательной дисциплины.



Фронтальная беседа по домашнему заданию- 1 мин.

- Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- К каким материкам относится Африка по географическому положению?

- Только ли из-за ГП мы называем Африку южным материком?


Отвечают на вопросы:

- На прошлом уроке мы познакомились с темой «Африка: образ материка».

- По географическому положению Африка относится к Южным материкам.

- Африка была когда – то частью древнего южного материка.

Слайд №1

Внимательно слушают учителя.

Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала.

II Актуализация знаний-5 мин.

Учитель: - Сегодня мы об Африке узнаем еще больше, я вам предлагаю выполнить задание:


Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют Африке:

1) наиболее влажный материк;

2) экватор проходит почти посередине;

3) омывается четырьмя океанами;

4) занимает по площади второе место;

5) расположены великие разломы;

6) самый большой по площади материк;

7) самый жаркий материк;

8) расположена самая длинная горная цепь на суше;

9) материк пересекается двумя тропиками;

10) в рельефе преобладают равнины.

Учитель:

- Какие характеристики Африки вызвали затруднения при ответе?

- По каким характеристикам было мнение спорное?

- Значит, с какой темой урока мы должны будем сегодня познакомиться?


Ребята, я вам сегодня подготовила к уроку видеофрагмент, я его долго искала и, надеюсь, он вам очень понравится.


Видеофрагмент. Приложение №2








Учащиеся слушают и осмысливают задание.


Выбирают правильные характеристики Африки.



Ответы учащихся:










- Затруднения вызвали такие характеристики, как – расположены великие разломы, в рельефе преобладают равнины.

- По этим же характеристикам было мнение спорное.


- Мы должны будем познакомиться с темой урока «Рельеф Африки».


Слушают друг друга, поправляют, корректируют знания.

Внимательно смотрят видеофрагмент, который помогает осознать красоту и неповторимость континента.









Осуществление оперативного контроля за знаниями учащихся.


Установление уровня готовности учащихся к изучению нового материала.


Актуализация субъектного опыта учащихся.






Нестандартная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации.


Развитие непроизвольного внимания.

III Изучение и усвоение нового материала- 12 мин.






































































































IV. Закрепление материала. Выработка умений и навыков – 23мин.

  1. Вступительное слово учителя по новой теме.

Об Африке говорить можно очень много, но цели сегодняшнего урока следующие:

Приложение №3


Учитель: - Ребята, пункт 1 плана, мы уже выполнили, вспомнив характеристику континента.

- Рассказ учителя по новой теме.

Разнообразие природы Африки связано не только с ее ГП, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка. О том, как шло формирование континента, давайте послушаем ребят, которые подготовили проект на тему – «Африка – часть древнего материка».

- Работа группы. Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка»:

  1. О Гондване.

  2. Сравнительное положение южных материков по отношению к Африке в начальную фазу раскола Пангеи и в настоящее время (Схема Гондваны).

Учитель: - Спасибо ребята, молодцы. А мы изучаем рельеф дальше, слушаем учителя, работаем с учебником, картами атласа. Вспоминаем то, что вам уже знакомо.

- Работа с картами «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки»:

- Вспомните, почему изучение компонентов природы начинается с рельефа.

- Назовите основные формы рельефа.

- По картам атласа определите, какие формы рельефа преобладают на территории материка.

- Назовите особенности рельефа Африки. Приведите пример взаимосвязи крупной формы рельефа материка со строением земной коры.

- Объясните преобладание равнин на материке.

- Какие горы есть в Африке?

- Почему на севере материка горы складчатые, а на востоке вулканические и глыбовые?

- На какие две части можно разделить Африку по преобладающим высотам?

- Какими полезными ископаемыми богата Северная часть Африки, а какими - Южная?

- С чем связано такое различие в составе полезных ископаемых?

Учитель: - И так, давайте установим взаимосвязь и взаимозависимость между тектоническим строением земной коры и особенностями рельефа Африки.

Таким образом, анализ физической карты Африки и карты «Строение земной коры» позволяет сделать следующие выводы об особенностях ее рельефа, а поможет нам при этом задание, которое называется -

Закончи предложения:

- В основании материка лежит …, на которой расположены ….. .

- Складчатым областям соответствуют ….. .

- Рельеф Африки разнообразен, это - …., …., …, …, …. .

- На материке преобладают …. .

- Горы расположены в основном на ....


  • Учащиеся подводятся к идее, что земная кора все время изменяется, на определенном этапе образуются платформы, потом происходит дальнейшее формирование различных форм рельефа.

Ярким примером этого развития является рельеф Африки.


Учитель: - Ребята, вы молодцы! Сумели сделать выводы, хорошо поработали с книгой, атласом. Была представлена интересная презентация. А сейчас переходим к следующему пункту нашего плана. Что у нас по плану?


Вам предлагается деловая игра «Туристическая фирма».


Цель игры: - Подготовка буклетов об отдельных частях материка, чтобы завлечь туристов в Африку, и чтобы туристы получили информацию о данных районах.


Инструкция – 1) работаем в группах;

  1. Вы должны выбрать характеристики части материка из конвертов.

  2. Вам предлагаются в помощь карточки, когда группа готова, руководитель поднимает карточку: зеленая карточка – предварительная проверка, красная карточка – буклет готов.

  3. Пользуйтесь любым материалом.

5) Соблюдаем тишину, не мешаем другим.

Итак, подготовьтесь к работе в группах.


Составление буклетов об отдельных частях материка – работа в группах.

  • План описания – учебник стр.311

I гр. – Атласские горы

II гр. – Эфиопское нагорье

III гр. – Драконовы горы

IV гр. - Рувензори.

V гр. – Восточно-Африканское плоскогорье


План:

1)В какой части материка расположена форма рельефа?

2)В каком направлении тянется?

3)Каковы размеры?

4)Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

5)А это вы знаете?

Учитель контролирует и координирует работу групп.

Учитель:

Когда все карточки подняли, т. е. группы готовы к ответу, займите свои места.


Заслушать выступления групп – реклама туристической фирмы маршрутов по Африке .


Беседа:

- Если бы вам представилась возможность путешествия, какую часть Африки вы посетили бы и почему?


- Какое место на изученном материке сейчас больше всего соответствует вашему настроению?


Учитель:

- Ребята, для того, чтобы определить, как вы усвоили материал, вам предлагаются разно - уровневые задания.

Работать будете с теми заданиями, которые вы выберете.

Учитель озвучивает инструкцию


Разно - уровневые задания.


1 уровень:

- Как называется плита, на которой расположен материк?

- Что еще лежит на плите, кроме материка?

- Перечислите основные тектонические структуры на территории Африки.


2 уровень:

- Объясните, какие процессы происходят при столкновении и раздвижении плит?

- Подтвердите правильность утверждения – Африка- материк равнин.

- Сравните влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа Африки.


3 уровень:

- Представьте и объясните, что произойдет с ГП Африки через многие тысячи лет.

- Сделайте вывод о влиянии тектонического строения Африки на ее рельеф.



После окончания работы, ребята, вы можете взять задания домой и поработать над всеми.




Слайд №2 – Цели урока

Внимательно слушают учителя, осмысливают цели урока.

Самостоятельно знакомятся с планом урока и приступают к его выполнению.

Слайд №3 – План урока







Презентация

Слайд № 4- №7

Сообщения участников группы – представление проекта «Африка – часть древнего материка».


Слушают выступление группы учащихся с представлением проекта.


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы:

- Рельеф оказывает влияние на все другие компоненты природы; от него зависят климат, внутренние воды.

-Основными формами рельефа являются горы, равнины.

- На территории Африки расположено больше равнин.

-Преобладание равнин объясняется тем, что в основании материка лежит платформа.

- Африку можно разделить на две части – Северная и Западная Африка – равнинная, а Восточная и Южная – горная.

- Северная Африка богата полезными ископаемыми осадочного происхождения, а Южная – магматического происхождения.


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя, дополняют, поправляют друг друга.










Работают с учебником и картами атласа.







Работают с предложенным заданием «Закончи предложения…»


Слайд №8

Проверьте свои знания:

- В основании материка лежит платформа, на которой расположены равнины.

- Складчатым областям соответствуют горы .

- Рельеф Африки разнообразен, это - равнины, плоскогорья, низменности, возвышенности, горы.

- На материке преобладают равнины.

- Горы расположены в основном на окраинах материка.









Слушают, осознают задание.




Включаются в деловую игру «Туристическая фирма














Приступают к работе с сигнальными карточками.




























Слушают выступления ребят из других групп.

Дополняют ответы товарищей.







Высказывают свое мнение.

Ответы учащихся на вопросы:

- Я бы посетил Северную Африку, т.к. там хороший климат для отдыха, расположены интересные страны.

- Я бы побывала на юге материка, где Драконовы горы, т. к. там очень разнообразная природа.









Приложение №2

Проверка выполнения заданий:

Ребята, задания 1 уровня кто выбрал?

-1 уровень на экран;

- 2 и 3 уровень заслушать ответы.

Слайд № 9


Ответы на вопросы заданий 1 уровня:



1.Плита, на которой расположена Африка, называется Африканская.

2.Кроме материка на плите лежат ложа Атлантического и Индийского океанов.

3.Основные тектонические структуры: Африкано -Аравийская платформа и области древнейшей и древней складчатости.

Формирование целенаправленного характера учебной деятельности.


Концентрация внимания. Обеспечение

восприятия и осознания нового материала.








Презентация усиливает восприятие существенных сторон изучаемого материала.


Развитие речи, расширение кругозора.


Активизация познавательной мотивации.


Обучение учащихся собственной деятельности по изучению нового материала (самостоятельность и осознанность)



Развитие оперативной памяти, произвольного внимания.




Работа с учебником, картами атласа формирует навыки самостоятельной работы, активизирует мыслительную деятельность.












Этот момент урока способствует развитию умения учащихся устанавливать причинно- следственные связи, делать сравнения.



Первичное осознание, обобщение и систематизация нового материала.


Словарная работа – проверка глубины понимания и устранение пробелов в усвоении учебного материала.



















Игровой момент стимулирует познавательную активность, интерес к изучаемому материалу.




Развитие способности применять знания на практике.

Формирование осознанного, субъектного отношения к изучаемому.




Воспитание ответственности, умения радоваться успехам товарищей


Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задания.





Закрепление знаний в нестандартной ситуации.

Воспитание дисциплинированности, товарищества, взаимовыручки.






Оказание дифференцирован-ной помощи, обеспечение контроля и самоконтроля.

Развитие речи, памяти, воображения, умения слушать

Развитие умения воспроизводить основные идеи учебного материала.



















Создание ситуации успеха при использовании разнообразных форм закрепления материала.

Формирование самостоятельности.

Включение новых знаний в систему изученного материала.




Учитель: - Ребята, а сейчас, мы должны проверить, как вы усвоили новый материал. Вам предлагается выполнить тест

- « Рельеф Африки».


Бланк ответов прилагается к тесту.


Приложение №5 – ТЕСТ


.


Внимательно знакомятся с тестом, приступают к выполнению задания.


Слайд №10

Работа с тестами позволяет осуществить оперативный контроль знаний, умений, навыков учащихся по новой теме, помогает сделать вывод об уровне осознанности и прочности знаний по теме, оценить работу всех учащихся.

V. Подведение итогов урока -2 мин.

  • Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

  • Что понравилось на уроке?

  • А кто понравился?

  • Что запомнилось?

  • Какое задание хотелось бы сделать еще раз?

  • Учитель благодарит всех за работу, поощряет активных учащихся за грамотные и правильные ответы на уроке.

Выставление в журнал оценок за урок.


Активно включаются в беседу, высказывают свои мнения, отношения к уроку:

- Мы узнали очень много интересного материала, когда работали в группах и составляли буклеты.

- Больше всего запомнилось выступление ребят, подготовивших презентацию «Африка – часть Гондваны».

- Я бы выполнил еще раз рано – уровневые задания.

Развитие умений делать выводы, объективно оценивать уровень достигнутых целей урока, работу товарищей.

VI. Домашнее задание - 1 мин.

Учитель предлагает записать в дневники домашнее задание.

Конкретизирует его, добивается, чтобы оно было понято всеми учащимися.

§ 25 (Ответить на вопросы в конце параграфа)

Самостоятельная работа на контурных картах -

отметить (подписать) основные формы рельефа и полезные

ископаемые.

Записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы.


Слайд №11

Мотивирование домашнего задания, создание атмосферы доброжелательности, уверенности в успешном его выполнении всеми учащимися.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Рельеф Африки"

Автор: Надысина Вера Петровна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 175046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему:"Рельеф Африки и полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-riel-ief-afriki-i-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "111118"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407089661"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока  "Рельеф Африки "-7 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-riel-ief-afriki-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142316"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418271440"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок географии в 7 классе по технологии критического мышления "Рельеф Африки". "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-riel-ief-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "139545"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417749214"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку по теме "Рельеф  и полезные ископаемые Африки""
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-riel-ief-i-polieznyie-iskopaiemyie-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "260481"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448970411"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока на тему " Климат Африки" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klimat-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "135464"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416926041"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства