kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии "Планета Земля в опасности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Аннотация к уроку

          Методическая разработка урока в 7 классе по биологии «Планета Земля в опасности» полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
          Использована форма урока в виде ролевой игры «Консилиум врачей».
          Урок насыщен теоретическими положениями, работами поискового характера. Отобраны те задания и в таком объеме, которые соответствуют множеству переменных: сфере их интересов, особенностям психологии класса. Подобная методика (в сочетании с богатой информационной основой) позволит решить основную задачу современного географического образования - обучение работе с информацией.
          Важно и многообразие предлагаемых заданий: работа с дополнительной литературой, Интернет – ресурсами, заполнение экологического дневника, вопросы на формирование оценочных суждений, сообщения учащихся. Обязательный элемент – использование ИКТ на уроке (компьютер, мульти проектор, экран, презентации учащихся).
          Урок способствует созданию яркого образа актуальных экологических проблем оболочек Земли, находить возможные пути их решения, формированию пониманию своего места в нем, умению объяснять место и роль человека в географических оболочках Земли, грамотно работать с различными источниками информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии "Планета Земля в опасности" »

Урок по географии «Планета Земля в опасности»

МБОУ «Целинная СОШ», Ключевского района Алтайского края

Учитель географии Окатенко Марина Геннадьевна

Тема урока: Планета Земля в опасности (слайд №1)

Цель урока: раскрыть сущность основных экологических проблем оболочек нашей планеты через ролевую игру «Консилиум врачей»

Задачи:

  • образовательная: рассмотреть основные экологические проблемы и рассмотреть возможные пути их решения;

  • развивающая: продолжить развитие умения работать с различными источниками информации, развитие информационно – познавательной компетентности учащихся;

  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: презентации учащихся, проблемное изложение, беседа.

Форма урока: игра «Консилиум «врачей».

Требования согласно программе:

Ученик должен:

  • иметь представление об основных проблемах оболочек нашей планеты, находить возможные пути их решения;

  • знать понятия: «литосфера», «гидросфера», «атмосфера», «Биоразнообразие», «антропогенный фактор».

  • Уметь: объяснять место и роль человека в географических оболочках Земли, работать с различными источниками информации.

Междисциплинарные связи: экология, биогеография с основами экологии.

Внутридисциплинарные связи: география, биология.

Обеспечение занятия:

  • Наглядные пособия: физическая карта полушарий.

  • Раздаточный материал: дневник эколога.

  • Оборудование: мультипроектор, компьютер, экран.

Действующие лица (Слайд№3)

«Больные»:

Атмосфера.

Гидросфера.

Литосфера.

Лес.

Биологическое разнообразие.

«Врачи – экологи»:

Промышленные экологи.

Агроэколог.

Лесной эколог.

Природоохранник.



Ход урока



  1. Организационный момент.

  • Приветствие;

  • Подготовка аудитории к работе;

  • Наличие учащихся.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.

Сегодня на уроке мы будем проводить ролевую игру «Консилиум врачей», говорить об экологических проблемах оболочек нашей планеты, находить пути решения этих проблем. Выявим место и роль человека в ней.

3. Изложение нового материала.

Тема ролевой игры: Планета Земля в опасности.



План (слайд №4)

  1. Экологические проблемы атмосферы. Источники загрязнения. Основные загрязняющие вещества. Основные пути решения проблем.

  2. Экологические проблемы гидросферы. Источники загрязнения. Меры и принципы по охране водных ресурсов. Основные пути решения проблем.

  3. Экологические проблемы литосферы. Источники загрязнения. Использование почв не по назначению. Основные пути решения проблем.

  4. Экологические проблемы лесов. Основная задача охраны лесов. Причины сокращения видового разнообразия животных. Основные пути решения проблем.


4.Сообщение домашнего задания.

Повторить главу «Земля – уникальная планета» для обобщающего повторения.

5.Закрепление изученного материала.

Совместная формулировка вывода.

I Изучение нового материала.



1.Экологические проблемы атмосферы. Источники загрязнения. Основные загрязняющие вещества. Основные пути решения проблем.



Учитель.

Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок будет проходить в форме ролевой игры «Консилиум врачей».

- А кто может сказать, что такое «консилиум врачей»? (Медицинские работники собираются на совещание, чтобы правильно поставить диагноз больному)

Слайд №5.

Ко мне больные реки явились на прием,

Вползли ручьи – калеки в мой сумеречный дом.

К ногам моим припали, чтоб спас их от беды,

Сказал я им: идите из комнаты моей

И у людей ищите защиты от людей.

Учитель (слайд №6)

Цель нашего урока - игры – поставить диагноз и выписать рецепты их лечения больным – компонентам окружающей среды. То есть мы с вами выясним не только причины загрязнения, но будем говорить и о методах устранения или смягчения действия этих загрязнений на компоненты окружающей среды. Перед вами лежат экологические паспорта, где нужно по ходу консилиума вписывать больных, выявить проблемы и источники загрязнения оболочек, поставить диагноз и выписать «Рецепты лечения» - пути решения.

Прошу первого больного, госпожу Атмосферу, подойти к докторам. На что жалуетесь, уважаемая Атмосфера?

Атмосфера. (Слайд №7)Уже много лет я болею. Загрязнение воздушного океана - привнесение в атмосферу или образование в ней физико-химических агентов и веществ, обусловленное как природными, так и антропогенными факторами. Но загрязнение естественным путем – это ничто по сравнению с антропогенным загрязнением, которое спровоцировано исключительно хозяйственной деятельностью человека.

Слайд №8.

По агрегатному состоянию все загрязняющие вещества антропогенного происхождения подразделяются на твердые, жидкие и газообразные, причем последние составляют около 90% от общей массы, выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. Из года в год их концентрация в воздухе увеличивается, что влечет за собой опасные и даже фатальные последствия для биосферы.

Слайд№ 9

Особое место среди источников загрязнения атмосферы занимает химическая промышленность. Для нее характерна высокая концентрация предприятий, что создает повышенное загрязнение.

Слайд№10

С каждым годом возрастает роль автомобильного транспорта в загрязнении атмосферы выхлопными газами. Только в США на долю автотранспорта приходится 60% от общего загрязнения атмосферы. А на одного жителя России приходится около 342кг в год выбросов в атмосферу.

Слайд№11

Другие виды загрязнений: радиоактивное, тепловое, шумовое, электромагнитное.

Я прекрасно понимаю, что моя болезнь сказывается на состоянии здоровья всех, кто мной дышит, и потому прощу вас выписать мне рецепт.

Промышленный эколог.

Диагноз вашей болезни, уважаемая Атмосфера, нам ясен, это промышленное и транспортное загрязнение. Теперь нужно установить степень тяжести заболевания. Не могли бы Вы сказать, какие загрязняющие вещества особенно ухудшают Ваше состояние?

Атмосфера. Слайд№12

Основные загрязняющие вещества, которые выбрасывают в меня в большом количестве, это формальдегид, оксид углерода, пыль. Кроме того, меня загрязняют и дополнительные выбросы углекислого газа. А повышение количества этого газа в атмосфере Земли способствует развитию «парникового эффекта», что неизбежно может привести к изменению климата на Земле. С начала XX века в моем составе увеличилась доля углекислого газа на 20%.

Слайд№13

Другая проблема связана с поступлением в атмосферу сернистого газа, ежегодный выброс которого составляет 145млн т, 70% выбросов дает сжигание угля. Последствием этих выбросов являются кислотные дожди, которые, выпадая на землю, приводят к гибели живые организмы, деградации лесов, а также отрицательно влияют на здоровье людей. Слайд№14

Еще большую опасность представляют галогенизированные углеводороды, так называемые фреоны, которые используются в холодильных установках. Они разрушают молекулы озона, что приводит к возрастанию проникающего ультрафиолетового излучения на поверхность Земли.

Промышленный эколог.

У Вас очень тяжелые заболевания, но лечить их хотя и трудно, но все – таки можно. Усилия всего человечества должны пойти на лечение Ваших ран.

Слайд№15

Итак, основные пути снижения и полной ликвидации загрязнения атмосферы следующие:

- разработка и внедрение очистных фильтров;

- применение экологически безопасных источников энергии;

- внедрение безотходной технологии производства;

- борьба с выхлопными газами автомобилей;

- озеленение.

Учитель.

Очистные фильтры являются основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы. Очистка выбросов осуществляется путем пропускания их через различные фильтры, воду. Все они предназначены для улавливания пыли, паров и газов.

Один из способов предохранения атмосферы от загрязнения – переход на использование новых экологически безопасных источников энергии. Например, строительство станций, использующих энергию приливов и отливов, использование ветряных двигателей.

В качестве частных решений защиты воздуха от выхлопных газов автомобилей можно указать на установку фильтров. Кардинально проблема может быть решена при замене двигателей внутреннего сгорания на электрические.

Немаловажное значение имеет и озеленение городов и промышленных центров: зеленые насаждения за счет фотосинтеза освобождают воздух от диоксида углерода и обогащают его кислородом.

Атмосфера.

Благодарю, вы меня немного успокоили. Если мне помогут в лечении, то я помогу, стать здоровее людям, которые сегодня страдают от болезней, вызванных загрязнением атмосферы.



2.Экологические проблемы гидросферы. Источники загрязнения. Меры и принципы по охране водных ресурсов. Основные пути решения проблем.



Учитель.

Прошу пройти на консилиум следующего больного. Уважаемая Гидросфера, прошу Вас.

Гидросфера. Слайды №16, 17

Последние десятилетия своей жизни я просто задыхаюсь от большого количества загрязняющих веществ, которые сбрасывают в мои реки, озера, моря люди. Постоянно сливаются промышленные и коммунальные сточные воды, причем половина этих вод не очищается. От этого в моих водах повышается концентрация хлоридов, сульфатов, нефтепродуктов, фенолов. Следует учитывать, что многие из этих веществ накапливаются в организмах, увеличивается их концентрация у животных, находящихся на вершинах трофических пирамид.

Промышленный эколог.

Уважаемая Гидросфера, скажите, а сельское хозяйство не влияет на Ваше здоровье?

Гидросфера. Слайд№18

Влияет. В мои воды попадают смытые с полей минеральные удобрения и пестициды, животноводческие стоки. Хотя в последнее время, надо сказать, мои воды меньше страдают от сельского хозяйства: снизились дозы удобрений и пестицидов, которые используются на полях. Болею я, главным образом, от сбросов промышленных предприятий.

Слайд№19

И еще одна проблема – это истощение водных ресурсов. Мои реки, озера и другие водные объекты мелеют. Рост отбора и потребления воды, сброс воды без очистки при строительном дренаже и шахтном водоотливе служат важнейшими причинами растущего истощения водных ресурсов.

Так что мне делать, уважаемые доктора? Можно ли меня и мои воды вылечить?

Промышленный эколог.

Судя по Вашим словам, масштабы загрязнения и истощения водных ресурсов в настоящее время приняли угрожающий характер. Охрана водных ресурсов как составная часть охраны окружающей среды представляет собой комплекс мер, направленных на рациональное использование ресурсов, их сохранение, предупреждение истощения, установление равновесия между деятельностью человека и средой. Важными принципами охраны вод являются следующие:

- профилактика;

- предупреждение негативных последствий возможно истощения и загрязнения вод;

- Комплексность водоохранных мер;

- конкретные меры такого характера должны быть составной частью общей природоохранной программы.

Важнейшими технологическими мерами охраны водных ресурсов является совершенствование технологий производства, внедрение безотходных технологий. В настоящее время применяется и совершенствуется оборотная сторона водоснабжения, или повторное использование воды. Поскольку избежать полностью загрязнения воды невозможно, применяются биотехнические меры охраны водных ресурсов – очистка сточных вод от загрязнения. Основными методами очистки являются – механические, химические и биологические.

В настоящее время практически ни один город не обходится без очистных сооружений, причем все указанные способы применяются в комплексе, что дает хороший эффект.

Гидросфера.

Спасибо, доктора! Я в свою очередь обещаю доставлять наслаждение своими богатствами человечеству.

3.Экологические проблемы литосферы. Источники загрязнения. Использование почв не по назначению. Основные пути решения проблем.



Учитель. Консилиум продолжается. Следующий больной – литосфера. Прошу Вас, подойдите. Расскажите, на что жалуетесь?



Литосфера. Слайды №20, 21

Я болею уже более 100 лет. За это время я сильно похудела: у меня в два раза снизилось содержание гумуса; иссякает запас моего плодородия. Образование плодородного гумусового горизонта мощностью 20-25см происходит в течение 2-7 тыс. лет. К особо опасным последствиям отрицательного воздействия человека на почвы относится их ускоренная эрозия. При ускоренной эрозии разрушение этого слоя может произойти за 20-30 лет.

Слайд№22

В последнее время я очень сильно голодаю: мне не хватает фосфора, азота. Еще на меня сверху льют свои воды кислотные дожди, меня загрязняют при добыче и транспортировке нефти. Вдоль автомобильных дорог на мои растения оседает свинец, и они становятся ядовитыми. С минеральными удобрениями в меня попадает свинец. Загрязнение моих почв чужеродными химическими элементами наносит мне большой ущерб. Отрицательное влияние оказывают на меня отходы промышленных предприятий – металлургические и химические заводы, выхлопные газы автотранспорта, шахтные воды, отходы нефтепромыслов. Загрязнения охватывают огромные территории и проявляются даже в самых отдаленных районах земного шара. Так, в фирнах Гренландии в настоящее время содержание свинца превышает его естественный уровень в 500 раз, а в Европе, в ледниках Высоких Татр, его в 200 тыс. раз больше, чем было в начале нашей эры.

Слайд№23

После Второй мировой войны возникла угроза загрязнения почв радиоактивными веществами. Они могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков после ядерных взрывов.

Слайд№24

В последние годы почвы занимают под промышленное и жилищное строительство, транспортные магистрали, заливают водой при строительстве гидроэлектростанций. Огромные площади земель подвергаются разрушению при добыче полезных ископаемых, под городские свалки и другое.

Агроэколог

Да, у Вас целый букет заболеваний. Но лечить их все – таки проще, чем заболевания Гидросферы.

Начнем с главной болезни – эрозии. Основу охраны земель составляет именно борьба с этим заболеванием.

Разработан комплекс межзональных, общих природно – климатических зон, мер борьбы с ускоренной эрозией и ее последствиями и конкретные мероприятия для каждой зоны.

Межзональные меры борьбы с эрозией включают следующие мероприятия:

- создание на крутых склонах полос из многолетних трав;

- создание лесозащитных насаждений и лесов хозяйственного назначения.

Решить проблему применения пестицидов в сельском хозяйстве можно строгой дозировкой.

Для борьбы с отходами промышленных предприятий нужно менять технологию производственных процессов.

Большое значение для предотвращения заражений почв радиоактивными отходами имеет договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный в Москве в 1963 году.

Вот основные меры по защите почвы от хозяйственной деятельности человека.

  1. Экологические проблемы лесов. Основная задача охраны лесов. Причины сокращения видового разнообразия животных. Основные пути решения проблем.



Учитель.

Продолжаем работу консилиума. Следующий больной, господин Лес, прошу Вас, подойдите.



Лес Слайды №25,26, 27

Вырубка лесов началась на заре развития человечества и продолжается до настоящего времени. Деревья рубят и сжигают для получения тепла. Лес вырубают, чтобы увеличить площадь пастбищ и пашен. С развитием хозяйства и ремесел лес стал использоваться не только как топливо, но и как строительный и поделочный материал. За последние 10 тыс. лет на земном шаре сведено 2/3 всех лесов. Леса уничтожают так быстро, что площади вырубок значительно превышают площади посадок. К настоящему времени в зоне смешанных и широколиственных лесов сведено до 50% от их первоначальной площади, в зоне средиземноморских субтропиков – 80%, муссонных лесов – 90%, а на Великой Китайской и Индо-Гангской равнинах от бывших лесов почти ничего не осталось.

Слайд№28

Резкое сокращение лесов на планете вызвало тяжелые последствия:

- обмеление рек и озер;

- разрушительные наводнения;

- эрозия почв;

- селевые потоки;

- изменение климата.

Видите, к каким страшным последствиям приводит сведение лесов. Что же делать?

Лесной эколог

Основная задача охраны лесов – это рациональное их

использование и воспроизводство. К первоочередным мерам следует отнести применение научно обоснованного расчета и распределения лесного фонда, экономное расходование древесины, воспроизводство и повышение продуктивности лесов, защиту от пожаров, вредителей. Скажите, пожалуйста, больной, не докучают ли Вам вредители?

Лес. Слайд№29

Еще как докучают. К основным вредителям лесов относятся разнообразные насекомые, грибки, грызуны. Экономический ущерб, наносимый лесу вредителями и возбудителями болезней, нередко превышает урон, который несет лес от лесных пожаров. Лечат леса химическими средствами, но от таких лекарств я чувствую себя еще хуже. Ведь когда меня опрыскивают пестицидами, то гибнут не только вредители, но и мои защитники – муравьи и птицы.



Лесной эколог

Вы правы, уважаемый Лес. Используют Вас нерационально, химических лекарств дают больше, чем следует. Если бы Вас не захламляли, не губили муравейников, правильно рубили древостой, вы бы сами себя восстанавливали. К важнейшим методам борьбы с вредителями относятся: физико – механические, химические, биологические, а также лесохозяйственные мероприятия.

Лес. Благодарю вас! Лес нужно беречь! Это отдых, чистый воздух. Лес – это жизнь.

Учитель.

-Прошу подойти следующего больного.

Биоразнообразие. Слайды№30, 31

С 1600г. исчезновение видов подтверждается документально. По данным Международного союза охраны природы. С начала XVII века, и до настоящего времени на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Из этого количества гибель более 75% видов млекопитающих и 86% видов птиц связана с деятельностью человека.

Слайд№32

Вымершие виды животных навсегда потеряны для биосферы и для человека. Помимо сокращения видового разнообразия. Широко известно исчезновение их популяций в отдельных районах. В результате фауны многих стран лишились ценных видов. Так, в Австралии с интенсивным выпасом овец связано вымирание 7 видов кенгуру, только в штате Южный Уэльс в Австралии из 52 сумчатых исчезло 11. В штате Алабама (США) из-за применения ядохимикатов погибло 3 вида змей, в штате Луизиана (США) – 4 вида лягушек. В Шотландии истреблено 14 видов птиц и др.

Слайд№33

За исторический период с юга европейской России и Северного Кавказа исчезли лев, гепард, кулан, тарпан, зубр, тур.

Гибель видов в результате прямого и косвенного воздействия человека в особенно крупных масштабах известна в Австралии, Африке, Северной Америке. Сильно пострадала фауна океанических островов.

Природоохранник

Основная задача охраны редких и вымирающих видов состоит в том, чтобы путем создания благоприятных условий для их обитания добиться такого увеличения их численности, которое устранило бы угрозу исчезновения.

Все редкие и исчезающие виды животных (как и растения) заносятся в Красную книгу. Созданную Международным союзом охраны природы. Впервые она была создана в 1966г., на русский язык переведена в 1976г. В нее включены 292 вида и подвида млекопитающих, 287 видов птиц, 36 видов земноводных и 119 видов пресмыкающихся, из них 16 видов зверей и 8 подвидов птиц обитает на территории нашей страны.

По всему миру для сохранения редких и исчезающих видов организуют национальные парки, заповедники, заказники, животных расселяют в районы былого распространения, подкармливают, создают укрытия и искусственные гнездовья охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия. Эти меры дают положительные результаты.

II Закрепление изученного материала.

Совместная формулировка вывода.

Учитель

Консультирование больных закончено. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? (учащиеся по своим экологическим дневникам отвечают). С какими профессиями мы в ходе игры познакомились? (эколог, биолог, географ, природопользователь). Какой главный вывод можно сформулировать?

Рефлексия (слайд №34)

Сегодня на уроке мне удалось:

-узнать

-понять

-объяснять

Вывод. (слайд №35)

Мы узнали, как много есть серьезных заболеваний у природы нашей планеты и как их можно и нужно лечить. Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологические проблемы «не признают» государственных границ. Поэтому они могут быть решены только при широком международном сотрудничестве. Действуя в этом направлении. ООН приняла международный документ – «Всемирную стратегию охраны природы». Высвобождение средств от гонки вооружений сделало бы решение экологический проблем более близким и реальным.

На этом наша ролевая игра закончилась. Спасибо всем за участие.

III Сообщение домашнего задания.

Повторить главу «Земля – уникальная планета» для обобщающего повторения.

IV Итог урока.



Литература



  1. Азбука природы. – М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 2006. – 336с.

  2. Гладкий Ю.Н. Дайте планете шанс! Книга для учащихся / Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров. – М.: Просвещение, 2009. – 207с.

  3. Душина И.В., Коринская В.А. география «Наш дом – Земля». Материки, океаны, народы и страны. – М.: Дрофа, 2011. -358с.

  4. Константинов В.М. Охрана природы: учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений / В.М.Константинов. – М.: Издательский центр «академия», 2012. – 116с.








Экологический паспорт

№ п/п

«Больные» - компоненты окружающей среды

Проблемы. Источники загрязнения

Диагноз

«Рецепты лечения» - пути решения

1

Атмосфера

Химическая промышленность, автомобильный транспорт,

радиоактивное, тепловое, шумовое, электромагнитное загрязнение


промышленное и транспортное загрязнение

разработка и внедрение очистных фильтров;

- применение экологически безопасных источников энергии;

- внедрение безотходной технологии производства;

- борьба с выхлопными газами автомобилей;

- озеленение.

2

Гидросфера

сливаются промышленные и коммунальные сточные воды,

попадают смытые с полей минеральные удобрения и пестициды, животноводческие стоки.

масштабы загрязнения и истощения водных ресурсов в настоящее время приняли угрожающий характер

Важнейшими технологическими мерами охраны водных ресурсов является совершенствование технологий производства, внедрение безотходных технологий, очистные сооружения

3

Литосфера

отрицательное воздействие человека на почвы относится их ускоренная эрозия.

За последние 100 лет Земля сильно похудела: у нее в два раза снизилось содержание гумуса; иссякает запас моего плодородия.

Межзональные меры борьбы с эрозией включают следующие мероприятия:

- создание на крутых склонах полос из многолетних трав;

- создание лесозащитных насаждений и лесов хозяйственного назначения.

Решить проблему применения пестицидов в сельском хозяйстве можно строгой дозировкой.


4

Лес

Деревья рубят и сжигают для получения тепла. Лес вырубают, чтобы увеличить площадь пастбищ и пашен. С развитием хозяйства и ремесел лес стал использоваться не только как топливо, но и как строительный и поделочный материал.

Основная задача охраны лесов – это рациональное их

использование и воспроизводство.

Основная задача охраны лесов – это рациональное их использование и воспроизводство.

По всему миру для сохранения редких и исчезающих видов организуют национальные парки, заповедники, заказники, животных расселяют в районы былого распространения, подкармливают, создают укрытия и искусственные гнездовья охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.

5

Биоразнообразие

Гибель более 75% видов млекопитающих и 86% видов птиц связана с деятельностью человека.


Угроза исчезновения многих видов живых организмов на планете.














Экологический паспорт _______________________

№ п/п

«Больные» - компоненты окружающей среды

Проблемы. Источники загрязнения

Диагноз

«Рецепты лечения» - пути решения

1

Атмосфера




2

Гидросфера




3

Литосфера




4

Лес




5

Биоразнообразие














13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по географии "Планета Земля в опасности"

Автор: Окатенко Марина Геннадьевна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок  по  географии. Тема: Глобус- модель Земли. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-ghieoghrafii-tiema-globus-modiel-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210875"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514253"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Географическая игра по географии "Шагая по литосфере" "
    ["seo_title"] => string(65) "gieoghrafichieskaia-ighra-po-ghieoghrafii-shaghaia-po-litosfierie"
    ["file_id"] => string(6) "154379"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421154604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства