Урок географии в 6 классе по теме "Движение вод в Мировом океане"
Урок географии в 6 классе по теме "Движение вод в Мировом океане"
Данная разработка составлена к уроку географии в 6 классе по теме "Движение вод в Мировом океане. Волны. Течения". Цель урока: создать условия для формирования представления о видах движения воды в океане и причинах движения. Разработка составлена в соответствии ФГОС.Приводятся планируемые результаты, универсальные учебные действия. Структура и ход урока представлены в виде таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе по теме "Движение вод в Мировом океане" »
Урок 21 - Движение воды в Мировом океане. Волны. Течения.
Тип урока: традиционный урок - открытие новых знаний
Цели: Создать условия дляформирования представленияо видах движенияводы в океане и причинах движения.
Задачи:
Образовательные:- раскрыть особенности строения волны; установить причинно – следственные связи между видом волны и причиной ее образования; развивать умения работать с учебником и другими источниками информации.
Развивающие: - развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать материал, делать выводы; развивать наблюдательность, речь обучающихся; продолжить развитие навыков работы в группе.
Воспитательные: осуществлять природоохранное воспитание на примере материала урока; воспитание культуры работы в группе.
Планируемые результаты:
предметные: иметь представление о постоянных движениях воды в океане, знать причины движений воды.
метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картой для исследования.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах
Основные понятия и термины: волны, прибой, цунами, приливы, отливы, океанические течения
Предлагается повторить пройденный материал по теме «Гидросфера. Мировой океан» в форме блиц-опроса или провести географический диктант. Разминка у карты: океанов, морей, заливов, проливов.
Вспоминают изученный ранее материал, показывают свои знания (П).
3
Актуализация темы
Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока: «Движение воды в океане» (Р).
Последствия цунами: видеофрагмент «Цунами в Японии - 2011», или презентация «Цунами»
3. Приливы и отливы - §21, стр.81, рис.53, атлас
Телеграмма:«Срочно экипажу прибыть в пункт с координатами 65 с.ш. и 35 в.д. матрос Загадкин»
Определите на берегу, какого моря вы оказались (Баренцево море, Кислогубская ПЭС).
Какие явления происходят здесь, и как человек использует данное явление?
Под влиянием, каких сил появляется данное явление?
4. Океанические течения - §21, стр.82-83, атлас
Проблемные вопросы:
Как человек может использовать течения в океане?
Работают с текстом учебника §21, анализируют предстоящую деятельность (П)
Обсуждают и предлагают свои варианты ответов, принимают участие в диалоге с учителем (К, Р)
Работают с учебником, атласом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание(П, Р), принимают участие в диалоге с учителем (К, П) обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
(Р, К, П)
Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р). понимание причинно-следственных связей (Р).
Просматривают ЭОР, обсуждают задания(П), выявляют проблемы с которыми может столкнуться человечество (Р,К).
Сравнивают, анализируют, делают вывод (Р,К,П).
Физкультминутка
5
Закрепление нового материала, выполнение практической работы в рабочей тетради
Предлагает поработать с атласом – нахождение теплых и холодных течений, места, где бывают самые высокие приливы
Формулирует задания для учащихся - задания в рабочей тетради – стр. 73-74: прочитать и ответить на вопросы с использованием текста учебника и полученной информации.
Учащиеся работают индивидуально, или в паре (К), находят объекты обмениваются полученной информацией (П, К).
Выбирают необходимые сведения из §21 и заполняют рабочие тетради (П) Обмениваются полученной информацией (К)
6
Итог урока
Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Учащиеся записывают оценки в дневник
7
Домашнее задание
Домашнее задание: § 21 учебника,
закончить задания в рабочей тетради стр. 73-74
Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К).
8
Рефлексия
Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала или предлагает учащимся оценить свое усвоение материала на уроке, сделав пометку в тетради.
Оценивают свою работу на уроке
(Л, Р).
Выберите одну фразу для соседа по парте
Ты молодец
Я доволен твоей работой на уроке
Ты мог бы работать лучше.
Итог учителя. Я ….
Учащиеся оценивают работу в парах, выбирая одну из фраз и проговаривая её. (Л, Р).
Структура и ход урока
№
п\п
Этапы урока
Приемы и методы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.
Организационный. Актуализация знаний.
Определение цели и задач урока через мотивацию.
Создание проблемной ситуации через чтение загадки: «По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет?»
Демонстрирует видеоролик.
Слушают, формулируют цель и задачи урока.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные: смыслообразование, понимание связи изучаемого материала и практической жизни.
2.
Ход урока. Изучение нового материала.
Фронтальная работа с учебником. Моделирование волн.
Помощь при работе с рисунками учебника. Работа с терминами.
Составляют рассказ по рисункам в учебнике, работают с терминологичес-кими словарями, моделируют волны в тарелках с водой.
Познавательные: усвоение строения волн.
Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
3.
Работа в группах.
Группы постоянного состава. Самостоятельная работа.
Проводит инструктаж, организует работу обучающихся, следит за деятельностью групп
( «экспедиций»)
Работают в группе, заполняют соответствующую графу сводной таблицы..
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при выполнении заданий поискового характера.
Личностные: смыслообразование, связь изучаемого материала с жизнью.
4.
Первичная проверка понимания изученного.
Проверка самотсоятель-ной работы.
Монологический рассказ одного члена группы по своей проблеме.
Слушает ответы обучающихся, проводит коррекцию знаний.
Члены каждой группы раскрывают свой вопрос, последовательно заполняются все графы сводной таблицы.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала урока, оценка результатов работы.
Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
5.
Закрепление. Итог урока.
Заполнение опорной схемы на доске. Возвращение к загадке и вопросам на доске.
Рефлексия.
Организует работу с опорной схемой, обращает внимание на то, что течения – это тоже волны, но они будут изучены на следующем уроке.
Организует беседу с классом по вопросам:
1.Что узнали новое на уроке?
2.Что вызвало затруднения?
3.О чем бы хотелось еще узнать из дополнительных источников?
4.Чему научились на уроке?
Работают с карточками понятий и составляют опорную схему.
(кластер)
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: рефлексия необходимых дополнений и коррективов.
6.
Домашнее задание.
Работа с типографской тетрадью и источниками дополнительной иформации.
Домашнее задание с пояснением.
Записывают в дневник задания 18,19,20 стр.88 в ТТ, задание по желанию с дополнительными источниками информации.
Ход урока.
1.Создание проблемной ситуации.
Загадка. По морю идет, идет,
А до берега дойдет -
Тут и пропадет? (Волна)
СБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ УРОКА
Что знаю
Что хочу узнать
Что узнал нового
Вопросы на доске
? Что такое волна?
? Какие бывают волны?
? Причины образования волн?
? Элементы волны?
? Какой высоты и силы бывают волны?
? Виды движения воды в океане?
2.Понятие в словарик: Волны – это колебательные движения воды
Моделирование волн: В тарелках вода – образовать волны.
Изучение элементов волны: рис.123, стр. 140 учебник
3.? А на поиски ответа на вопрос (Какие бывают волны и в чем причины их образования?) отправляются 3 экспедиции.
На работу 7 минут. Данные по волнам и причинам их образования заносятся в таблицу (вахтенный журнал)
1 экспедиция: Ветровые волны
Задание: Изучить текст учебника «Ветровые волны» на стр.141, видеоролик и заполнить первую графу таблицы.
Виды поверхностных волн в Мировом океане
Причина
Следствие
2 экспедиция: Цунами
Задание: Изучить текст учебника «Цунами» на стр.142-143 и дополнительную информацию. Заполнить вторую графу таблицы.
Виды поверхностных волн в Мировом океане
Причина
Следствие
Что такое цунами?
Слово «цунами» пришло из японского языка и означает «гигантская волна в гавани». Возникают цунами на поверхности океана в результате извержения подводных вулканов. Водные массы начинают раскачиваться и постепенно приходят в медленное. Но несущее в себе огромную энергию движение, которое из центра распространяется во все стороны. Длина волны составляет от 150 до 160 км. Чудовищная сила цунами обнаруживается лишь у берегов. Там волны замедляют свое движение. Вода вздымается на невероятную высоту; чем круче берег, тем выше волны. Высота волн может достигать 60м, и несутся они на берег со скоростью 90км\час, все сметая на своем пути.
Как далеко распространяются волны цунами?
Произошла катастрофа 1 апреля 1946 года на Гавайских островах в Тихом океане. В северной части океана, на расстоянии 3600 км от островов произошло сильное подводное землетрясение, волны со скоростью 800км\час устремились в океан и через 4 часа достигли Гонолупу, столицу архипелага. Первая волна была высотой всего 5м, вторая – 15м. Утонули 150 человек. В чили, отстоящем от эпицентра этого землетрясения на 14000км, уровень воды поднялся на 1,6м.
3 экспедиция. Приливы.
Задание: Изучить текст учебника «Приливы» на стр.143-144, рис.128 и заполнить третью графу таблицы.
Виды поверхностных волн в Мировом океане
Причина
Следствие
4.Отчет экспедиций о проделанной работе и заполнение свободных граф сводной таблицы.
5.Закрепление: Составление опорной схемы
Виды движения воды в океане
↓ ↓
Волны
Течения
↓ ↓
Глубинные
Поверхностные
↓ ↓ ↓
Ветровые
Цунами
Приливы и отливы
Течения – это тема следующего урока.
Рефлексия: 1. Что узнали новое на уроке? (для 3-его столбца таблицы сбора информации по теме)
2. Что вызвало затруднения?
3. О чем бы хотелось еще узнать из дополнительных
источников?
4. Чему научились на уроке?
Необходимое оборудование: тарелки с водой для моделирования волн, «вахтенный журнал»-сводная таблица для каждой группы, учебник, тексты с дополнительной информацией о цунами, видеоролик о движении поверхностных вод в Мировом океане, индивидуальные терминологические словарики, на столах кораблики из цветной бумаги, для каждой экспедиции свой цвет.
Самоанализ конспекта урока географии в 6 классе.
Школа: МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа им. Е.М.Ставцева»
Учитель: Чекмарева Людмила Николаевна.
Тема урока: Движение воды в океане. Волны.
Тип урока: Комбинированный.
Дидактическая задача урока: Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источниками информации, организационная деятельность).
Структура урока соответствует положениям системно – деятельностного подхода. В уроке соблюдены мотивационный, операционный и рефлексивно – оценочный этапы. Дидактическая задача урока соответствует отобранному содержанию. Содержание урока соответствует требованиям программы и содержанию учебного материала.
Обучающиеся принимают активное участие в целеполагании, планировании поисковой деятельности по открытию новых знаний.
Все этапы урока направлены на формирование у обучающихся различных УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных
В структуре урока прослеживается его технологичность: урок построен по технологии проблемного обучения с использованием элементов технологии сотрудничества и технологии критического мышления. Все компоненты урока адекватны цели и задачам урока, в действиях учителя и обучающихся строгая логика, результат урока соответствует цели.
Для урока отобран оптимальный объем доступного для 6-классников материала, который имеет и определенную связь с жизнью. На уроке технологично использован материал учебника (рисунки и текст), карточки с понятиями и составление кластера, обучающиеся работали и с терминологическими словариками.
Педагогом соблюдены нормы педагогической этики, темп урока высокий, соблюдены и гигиенические требования к уроку, на уроке наблюдалось чередование видов деятельности.
Деятельность обучающихся оценена, урок цели достиг.
Учитель: Чекмарева Л.Н.
Задачи урока:
Дать понятие о волне и ее основных элементах.
Установить причинно-следственные связи между видом волны и причиной ее образования.
Продолжить развитие навыков работы в группе.
Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций.