Урок географии в 6 классе. Облака и атмосферные осадки
Урок географии в 6 классе. Облака и атмосферные осадки
Цель урока: сформировать у учащихся понятия облака и их виды, атмосферные осадки, выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков. выделять причинно-следственные связи, научить чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков, уметь ее анализировать. через фольклор развивать познавательный интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе. Облака и атмосферные осадки»
Акмолинская область
Жаксынский район
КГУ Белагашская школа-сад
Учитель географии: Рига Елена Ивановна
Урок географии в 6 классе
Тема: Облака и атмосферные осадки.
Цель урока: сформировать у учащихся понятия облака и их виды, атмосферные осадки, выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков. выделять причинно-следственные связи, научить чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков, уметь ее анализировать. через фольклор развивать познавательный интерес к предмету.
Microsoft Power Point «Атмосферные осадки», видеоролики «Облака, белогривые лошадки», «По дороге с облаками», «Что мне снег, что мне зной», «Какие бывают облака». Тест «Ветер», карточки «Блиц-опрос», листы оценивания, карта настроения, ресурсы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие «Улыбка»
Позитивчик «По дороге с облаками».
Деление на группы (виды облаков: перистые, слоистые, кучевые)
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Тест «Ветер». Взаимопроверка в парах.
III. Введение в тему урока.
Видеоролик «Облака, белогривые лошадки».
О чем мы сегодня будем говорить? (об облаках)
Еще я предлагаю один видеоролик.
Видеоролик «Что мне снег, что мне дождь»
О чем еще мы будем говорить? (об осадках)
И так тема нашего урока «Облака и атмосферные осадки».
IV. Сообщение темы урока.
И так тема нашего урока «Облака и атмосферные осадки».
записать число, тему урока.
V. Новая тема.
Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами облаков, атмосферными осадками и причинами их возникновения..
Ребята, как вы думаете, что такое облака?
Ученик: облака - это туман.
Учитель: скажите, а чем отличается туман от облака?
Ученик: туман образуется у поверхности земли, а облака на высоте.
Учитель. Итак, облако - это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на высоте.
Запишите это понятие в тетрадь. Поднимаясь вверх от поверхности Земли, воздух охлаждается, отдает лишнюю влагу, при этом образуются мельчайшие капельки воды, из которых состоят облака.
Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия.
Послушайте сказку, из которой вы узнаете, о разных видах облаков и на какой высоте они образуются. Сказка называется “ Спор облаков. “Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор. “Мы красивее всех, мы выше всех! – закричали Кучевые облака. – Мы появляемся на высоте 2–3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы”. “Нет, – закричали Перистые облака.– Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8–10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево”. – “Зато мы можем затянуть все небо, – возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!”. Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе! Итак, что вы узнали из сказки?
Ученик: Из сказки мы узнали, что облака бывают кучевыми, слоистыми, перистые и что они образуются на разной высоте. Показывает типы облаков и высота, на которой они образуются.
Использование ИКТ: Видеоролик «Какие бывают облака»
Учитель. Ребята, а что такое облачность?
Ученик. Облачность-это небо покрыто облаками.
Учитель. Правильно. Облачность – важная характеристика погоды. Ночью она препятствует понижению температуры воздуха, а днем ослабевает нагревание поверхности Земли солнцем. Облачность выражают в %. Безоблачное небо соответствует 0 %. Облачности, а небо, полностью закрытое облаками, - 100 % облачности.
Учитель: Кроме того, облака являются источником атмосферных осадков.
Итак, что еще мы должны сегодня узнать?
Ученик: мы на уроке должны познакомиться с разными видами осадков.
Учитель: а что такое осадки, как вы думаете?
Ученик: вода в жидком и твердом состоянии.
Учитель: правильно, запишите это понятие себе в тетрадь.
Осадки-вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.
Облако - это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на высоте.
Облака имеют одинаковую форму и от этого имеют разные названия.
Облака бывают кучевыми, слоистыми, перистые и что они образуются на разной высоте
Небо, полностью закрытое облаками, - 0 % облачности.
Осадки-вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.
На карточке поставьте “+”, если согласны с формулировкой и “-”, если нет.
Взаимопроверка в парах.
VIII. Итог урока.
Подведение итогов по листам самооценки.
Заполнение «Карты настроения».
Домашнее задание: п. 26-28, вопросы после параграфа. Ребята, а кто хочет получить “5”, напишите рассказ на тему “Я – снежинка”, “Я – градинка”, “Я – капелька дождя”.
Приложение 1.
Осадки
При определенных условиях облачные капли начинают сливаться в более крупные и тяжелые. Они уже не могут удержаться в атмосфере и падают на землю в виде дождя.
Бывает, что летом воздух быстро поднимается вверх, подхватывает дождевые тучи и несет их на высоту, где температура ниже 0 C. Дождевые капли замерзают и выпадают в виде града.
В зимнее время осадки выпадают в виде снега. Облака в это время состоят не из капелек воды, а из мельчайших кристалликов-иголочек, которые, соединяясь вместе, образуют снежинки.
Осадки выпадают на землю не только из облаков, но и непосредственно из воздуха. Это роса, оседающая на земле и растениях, которые быстро охлаждаются ясным летним вечером после захода солнца.
В тех случаях, когда почва ночью охлаждается до температуры ниже 0C (а это обычно бывает весной или осенью), образуется иней.
Количество осадков измеряют с помощью осадкомеров. Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах.
Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и 19 часов вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений. Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавшие за все дни этого месяца.
Облако- это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на высоте.
Осадки- вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Облака.
Вечером-водой, ночью-водой, а утром – в небеса. Дождь.
С неба – звездой, в ладошку – водой Снег.
Падает горошком, скачет по дорожкам. Град.
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. Роса.
Приложение 2
Оценочный лист
Виды работ
1 Тест «Ветер». ( максим. 5 баллов)
2. Ответы на вопросы учителя (баллы по жетонам)
3. Создание флипчарта
(максим. 5 баллов)
4. Защита презентации
(максим. 5 баллов)
5. Блиц- опрос
( максим. 5 баллов)
Итог
(все баллы суммируются и делятся на среднее арифметическое)
1.Решение тестов: пять правильных ответов - 5 баллов, четыре-4б.,три-3б., два-2б.,один-1б.