Урок проведен в 6 «В» классе. На уроке присутствовало 24 ученика (из 26). Успеваемость класса по предмету составляет 70%. Ребята в классе дружные, общительные. Учеников в классе я знаю хорошо, помимо той информации, которой я владею в процессе их обучения предмету, так как являюсь классным руководителем.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление
Целью урока является формирование у учащихся представления об облаках и их видах, атмосферных осадках, выявление причин формирования различных видов атмосферных осадков. Урок обеспечен наглядными пособиями и техническими средствами: интерактивная доска со слайдами, творческие работы учеников, учебники, атласы, раздаточный материал. Тип урока: изучение нового материала.
На стадии вызова проведен опыт «Образование облака», который мотивирует учеников на работу. Ученики задают вопросы, на которые бы хотели ответить в ходе работы на уроке. Далее учитель рассказывает сказку об облаках, на основе которой один ученик из класса составляет кластер на классной доске (начальный этап).
На стадии осмысления в начале урока была применена работа в группах. Ученики работали дома над опережающим заданием, поэтому на уроке группы «Туман», «Слоистые», «Перистые», «Кучевые» без подготовки на уроке представляли свою работу. Ученики внимательно слушают выступления групп, так как необходимо оценить работу групп по критериям, предоставленные им перед работой.
На основе информации, предоставленной группами, ученики продолжили составление кластера.
На этапе первичного закрепления применила диалоговое обучение «учитель-ученики», в ходе которого были заданы вопросы высокого порядка. Например, можно ли облако и туман назвать «братьями – близнецами».
Учитывая тему урока, конечно, не обойтись здесь без творческой работы (помимо составление постеров): ученики рассказывали стихотворения, зачитывали мини-сочинения про облака и осадки.
На уроке применялась работа с учебным материалом: ознакомление с прибором - осадкомером. Ученики учились составлять столбиковые диаграммы по осадкам, анализировали карту атмосферных осадков, выясняли причины неравномерного их распределения.
На уроке применены разные формы и виды работ. Каждый ученик на уроке плодотворно работал. Свою работу ученики оценивали сами по критериям, предложенными учителем.
В качестве домашнего задания ученики читают параграф для закрепления.
План урока выполнен. Результаты соответствуют задачам урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Облака. Атмосферные осадки »
Управление образования г. Астаны
Школа-гимназия № 7 имени Гали Орманова
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор ШГ № 7 Завуч по УР На заседании МО
Айтова Ж.Т. Бозкенова Б.А. Штаутингер Е.В.
______________ _______________ ______________
Учитель: Штаутингер Е.В.
Класс: 6 «В»
Дата: 22 февраля 2014г
Цель урока: сформировать у учащихся представление об облаках и их видах, атмосферных осадках, выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков.
Задачи:
- Формирование представления о видах облаков и осадках, изучить причины образования облаков и осадков;
- Выделять причинно-следственные связи, развитие умений чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков, уметь ее анализировать;
- Через творческие работы развивать познавательный интерес к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: частично-поисковый, беседа, работа с учебником, картами, КМ-составление кластера, оценивание
Формы работы учащихся: работа в группе, индивидуальная.
Межпредметная связь: физика, химия, русский язык и литература
Ход урока:
I. Организационный момент: психологический настрой и проверка учащихся.
II. Стадия вызова – 5 минут
Учитель:Сегодня на уроке мы продолжим изучать воздушную оболочку под названием атмосфера.
1. Анализ опыта «Образование облака»
Чтение стихотворений на тему «Облака» и «Осадки»
Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
( Учащиеся называют тему урока, ставят цели, которые они должны достичь к концу урока).
III. Стадия осмысления
Вступительное слово учителя.
Сегодня к уроку вы поработали над опережающим заданием. И в начале урока мы поработаем с вами в группах. Каждая группа имеет свое название, и сейчас мы определим, как они называются, послушав сказку.
Давным-давно, много лет тому назад жило-было ЦАРСТВО ОБЛАКОВ. И жили в нем три семейства: Кучевые, Перистые и Слоистые облака. И вот, однажды, никто не знает от чего, затеяли они спор. «Мы красивее всех! – закричали Кучевые облака. Мы появляемся на высоте 2-3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8 км. Мы состоим из капелек воды и напоминает большие горы». «Нет! – закричали Перистые облака. Это мы красивее всех, это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8-10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево». «Зато мы можем затянуть все небо, возразили Слоистые облака, и через нас ничего не будет видно! Мы живем не выше 2 км. Услышала спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны.
- Итак, ребята, что вы узнали из сказки?
2. Составление кластера на основе сказки (закончить кластер ученики смогут только после выступления групп)
Облака
Слоистые Кучевые Перистые
- Мы поделились на группы по видам облаков - «Слоистые», «Кучевые», «Перистые» и четвертая группа «Туман». В течении нескольких минут каждая группа должна рассказать о себе, где будет раскрываться внешний вид, высота и причина образования, осадки, сезон появления облаков. Остальные группы внимательно слушают.
Учитель предоставляет критерии, по которым будет оцениваться работа групп (Приложение 1)
Выступление групп (опережающее домашнее задание) – 10 минут
Облака – взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности земли. Вода морей и океанов испаряется под воздействием солнечного тепла; образующийся в результате водяной пар поднимается вверх и, вступив в соприкосновение с холодным воздухом, конденсируется, то есть превращается в маленькие капельки воды, из которых образуются облака.
1. «Туман».
В конце лета или осенью, в ясную прохладную ночь, теплый воздух над поверхностью Земли постепенно охлаждается и не может удержать в себе прежнее количество водяного пара. Часть его сгущается в капельки воды, то есть образуется туман. Он образуется перед восходом Солнца.
«Кучевые облака»
Похожи на распушенные хлопья шерсти или ваты. Плывут на высоте от 800-1000м до 2 км. Верхушки могут достигать 4 км. Сопровождаются ливнем, грозами.
«Слоистые облака»
Самые низкие и тяжелые. Серые слои чаще сплошь закрывают небо, достигая не более 2 км высоты. Можно наблюдать в течение всего года. Сопровождаются пасмурной погодой и длительными моросящими дождями, слабым снегом.
4.«Перистые» облака
Самые легкие и высокие, образуются на высоте от 6 км и выше и состоят из кристалликов льда. Ослепительно белого цвета и похожи на нежные волокна и разбросанные перья.
4. Составление кластера (продолжение) – 2 минуты
5.Взаимооценивание групп по критериям, с которыми ученики ознакомлены перед выступлением групп – 2 минуты
6. Индивидуальная работа(учитель - ученики) – 5 минут
- Можно ли облако и туман назвать «братьями-близнецами»? Что у них общего? (Образуются в результате конденсации водяного пара при остывании насыщенного воздуха)
- В чем разница? Туман образуется у земной поверхности, а облака – в тропосфере.
- В чем измеряется облачность? Какова облачность сейчас?
- Откуда произошло слово облако?
Слово образовано от «обвлако» (то, что обволакивает). Однокоренные слова: облако, облачко, облачный, заоблачный, безоблачный.
- Как вы понимаете выражение «витать в облаках»? Мечтать, фантазия, не замечать окружающего.
7. Творческая работа: чтение стихотворений и мини-сочинений.
Проблемный вопрос.
- Почему не из всех облаков выпадают осадки?
8. Работа с таблицей (виды атмосферных осадков)
- Какие осадки выпадают из облаков?
- Какие осадки выпадают в теплое время года?
- Какие осадки выпадают из облаков?
- Какие осадки выпадают из воздуха?
9. Рассказ об осадках:
- дождь иней
- снег изморозь
- роса град
Дождь – жидкие осадки в виде капель воды диаметром от 0,5 до 5мм. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые дожди обычно кратковременные, часто сильные; выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные осадки выпадают из слоисто-дождевых облаков, они более равномерные, более длительные, обычно менее интенсивные, чем ливневые.
Град бывает летом, когда воздух быстро поднимается вверх, подхватывает дождевые тучи и несет их на высоту, где температура ниже 0 градусов. Дождевые капли замерзают и выпадают в виде града.
11 мая 1929 г. в Индии выпал необычайно крупный град. Отдельные куски льда достигали 13 см в диаметре и весили 1 кг.
Зимой, на большой высоте в облаках, капельки воды охлаждаются и превращаются в игольчатые ледяные крупинки. Затем они, слипаясь друг с другом, образуютснежинки.
10. Работа с учебником:измерение количества осадков
Ученики работают с учебным материалом и рассказывают об устройстве осадкомера и единице измерения количества осадков.
Осадкомер устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах.
11. Построение климатической диаграммы г. Астана (годовое количество осадков и режим их выпадения)