Данный урок даёт широкую возможность формировать личностные качества учащихся:
- овладение законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
- уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине;
- эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира;
- толерантность;
- любовь к природе;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные результаты.
Данный урок обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные УУД. К ним относятся:
регулятивные УУД:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
познавательныеУУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять поиск необходимой информации
- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
коммуникативныеУУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Предметные результаты образовательной деятельности обучающихся выражаются в следующем:
- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;
- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Озёра России", 8 класс »
Тема урока. Озера России (8 класс)
Карандина Людмила Сергеевна , учитель географии МОУ Ундоровского лицея. Ульяновская область, Ульяновский район
Цель: Познакомить учащихся с крупнейшими и интереснейшими озерами страны. (С использованием презентации. Презентация создаётся учителем исходя из того, подробное изучение каких озёр он планирует)
Вступительное слово учителя:
То, о чем мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха. О чем же пойдет разговор? Конечно, это озера - голубые очи России.
Велик и разнообразен мир озер. Есть водоемы огромные, как моря, и столь малые, что измеряются квадратными метрами. Какие из озер России стоят первыми на параде величайших озер мира? Вспомните из курсов 6-го и 7-го классов происхождение озерных котловин: (ответы учащихся - остаточные, ледниковые, старицы, вулканические, тектонические).
Учащимся предлагается карточка, на которой изображены сточное и бессточное озеро. Они должны найти отличия и вспомнить, чем одно отличается от другого, привести примеры.
Остаточные озера
Сначала можно зачитать ребятам цитату из книги А.Никитина «Хождение за три моря».
«Сё написах грешное свое хождение за три моря: первое море Дербентское».
- О каком море идет речь?
Это море, которое имеет более 70 топонимов - Гирканское, Персидское, Восточное, Западное, Хвалынское, Дербентское...
Современное название - Каспийское море, по названию исчезнувшего народа каспиев (коневодов).
П.Вяземский посвятил стихотворение этому морю-озеру:
Море широкое, море пространное,
В дальнем мерцании с небом слиянное,
Солнцем согретое, море лазурное
Под непогодою темное, бурное.
Тектоно-ледниковые озера
- В чем основной смысл термина? (В формировании котловины принимали участие тектонический разлом, трещина, обработанные ледником, - т. е. внутренние и внешние силы Земли.)
- Где на территории России такие озера сосредоточены и почему?
Одним из таких озер является оз. Ильмень, о котором пишется в былине «Садко»:
В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.
Садко день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестн пир,
Потом Садко соскучился:
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколебалася,
Тут-то Садко перепался (испугался)
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Учащимся предлагается наметить маршрут купца к Балтийскому морю. Дети составляют его (Ильмень-озеро - р. Волхов - Ладожское озеро - р. Нева - Балтийское море).
По тексту былины проверяем, правильно ли составлен маршрут:
На свою бессчётну золоту казну
Построил Садко тридцать кораблей,
Тридцать кораблей, тридцать черлёныих
(окрашенных багряной краской).
На те на корабли на черлёные
Свалил товары новгородские
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Обращается внимание на то, что в этом эпизоде былины встречается еще одно озеро ледниково-тектонического происхождения - Ладожское. В прошлом озеро называлось Нево, вероятно, от финского «болото, трясина».
Используя материалы книги А.Муранова «Голубые очи планеты», идет рассказ об этом озере.
На берегу Ладожского озера люди жили еще в эпоху неолита. Эти поселения известны под названием Ладожских стоянок. Условия обитания были тяжелыми, человек полностью зависел от природы. Пользуясь ее готовыми дарами, кореньями, он стал охотником, рыболовом, умел изготовлять посуду из глины.
Интерес к жизни древнего человека в озерном крае возник давно. Во время земляных работ люди находили много поделок. В Ипатьевской летописи говорится, что в 1114 г. «пришедшие ми на Ладогу, поведание ми ладожане, сде яко есть ягла будет туча велика и находят дети наши глазки стеклянные, малые и великие, провертани... еще выполаскивает вода, от них же взях более ста, суть же различии».
Петр I издал указ о том, чтобы граждане приносили властям все найденные древние предметы, за которые полагалось вознаграждение: «...ежели кто найдет в земле или воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас есть... какие старые подписи на каменьях и прочее все; что старо и необыкновенно... за что давана будет довольная дача, смотря по вещи...»
Нельзя не вспомнить о том, как Ладога пришла на помощь блокадному Ленинграду во время Великой Отечественной войны. Дорога жизни зимой 1942 г. действовала 152 дня.
Учащимся предлагается установить сроки замерзания озера и стаивания льда с ноября по апрель. Точные даты: с 22 ноября 1941 г. по 24 апреля 1942 г. За этот период было перевезено 700 тыс. т продовольствия.
Идет рассказ об острове Валааме, который давно уже стал знаменитым и известен всему миру Валаамским Преображенским монастырем, воздвигнутым почти 1000 лет назад.
У Ладоги есть младшая сестра - Онего.
Онего - «дымящееся» озеро (из-за туманов). И здесь, на берегах его, тоже жили люди неолита, которые оставили после себя более 600 петроглифов - древних наскальных изображений.
Они были открыты в 1 848 г. Игра света и теней, оживляющих изображения, тайна их происхождения вызвали большой интерес в мире ученых. Удивительным зрелищем можно любоваться не более 15 минут, когда невзрачные и плохо различимые наскальные изображения вдруг оживают, трепещут, совершают колебательные движения.
Затрагивается вопрос о хозяйственной ценности озера, где водятся корюшка, ряпушка, окунь, ерш, лосось, хариус, а у побережья находят жемчуг.
И конечно, рассказ об острове Кижи. Поэт Всеволод Рождественский под впечатлением увиденного писал:
На острове плоском
Где дышат сквозь сон
Лишь травы одни да каменья,
Как сказка возникла из древних времен,
Красы небывалой виденье...
Кижи - ансамбль древних деревянных храмов. В его центре - двадцатидвух-главая Преображенская церковь, построенная в 1714 г. в ознаменование победы над шведами в Северной войне. До нашего времени дошла легенда, будто плотник Нестор, руководивший строг ительством храма, настолько был поражен творением своих рук, что забросил топор в Онежское море, сказав: «Не было никогда такой церкви и больше не будет».
О, земля близ Онеги -
Старорусский уклад!
Твои длинные реки
Издалека манят.
Твои дровни далече,
В трех верстах - пятистах.
Твои руки да речи,
Словно мед на устах.
Все оставлю, уеду,
В путь прекрасный пущусь.
По старинному следу
Я к тебе возвращусь.
Твои воды немеют
Под холодной звездой.
Твои срубы темнеют
Над холодной водой.
А рыбачий поселок
На сыром валуне,-
Словно острый осколок,
В сердце врежется мне.
Туристская песня В.Фридмана "Онега" на стихи Злотниковой
Переходим к изучению озер тектонического происхождения. Дети из курса 7-го класса помнят озера Танганьика и Ньяса, а сейчас они дополняют - Байкал, а в зарубежье - Иссык-Куль.
По книге Л. Муранова . "Голубые очи планеты"
ЛЕГЕНДА О БАЙКАЛЕ И АНГАРЕ
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду с гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился. Бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал вслед беглянки обломки скал Но чайки кричали каждый раз "Обернись", Ангара, обернись!" И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Славное море-священный Байкал - глубочайшее в мире озеро. Золотое озеро - зовут его алтайцы, Лама-море - эвенки, Далои-Нор - великое озеро - монголы,
Бай-Куль - богатое озеро, озеро озер (тюркское слово).
В заключение под музыку П.И.Чайковского «Рассвет над озером» (из балета «Лебединое озеро») зачитывается стихотворение А.Вознесенского «Озеро»:
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мертвое море - священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу - не спит иркутянин во мгле. Курит.
И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны.
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал - заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала,
Вечер посвечивал вполнакала.
Ну неужели наука солгала Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
«Эти, Байкал загубили которые»?
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует окунь, тюлень.
Это не только отстойников числа –
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху,
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его волны не целлюлозило,
Чтобы никто никогда не сказал:
«Мертвое море - священный Байкал».
Практическая работа: на контурную карту нанести озёра России.