1. Организационный момент. - Мы с вами изучаем раздел «География мировых природных ресурсов». - Прежде чем мы начнем знакомиться с новой темой урока, выберем 2 человека, которые будут работать с ресурсами Интернета и искать ответ на поставленные перед ними вопросы. Вопросы. 1) Привести примеры альтернативных источников энергии, о которых не шла речь на уроке. Указать, в чем их суть.(Исключить минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы и ресурсы Мирового океана). 2) На какие группы можно делить рекреационные ресурсы? (не рассматривать классификацию, которая дана в учебнике на стр.121) 2. Т. З. М. С какими видами природные ресурсов мы уже познакомились? - Тема нашего сегодняшнего урока называется «Интересные виды природных ресурсов», а в учебнике тема звучит как «Другие виды природных ресурсов». (слайд 1) Почему другие виды, что это за другие виды природных ресурсов? Как вы понимаете? - Это альтернативные источники энергии и рекреационные ресурсы. Что мы хотим узнать на уроке? (слайд 2) Сегодня мы не просто вспомним, что это за виды природных ресурсов, а выявим их разнообразие на нашей планете, дадим им оценку и составим карту их географии. - На уроке мы будем составлять проект - карту «Типы альтернативных электростанций и рекреационные ресурсы мира» и вы будете являться активными участниками нашего проекта. - Для создания проекта на прошлом уроке мы разделились на микрогруппы по 3 человека. В каждой группе выбрали лидера, организатора и оформителя. Каждая группа будет работать над своим проектом, который необходимо представить в конце урока. Защиту проекта продумывается с помощью вопросов, которые даны вам на листах. 3. Новый материал. Первое с чем мы сегодня познакомимся – это альтернативные источники энергии. (слайд 3) Существуют традиционные и нетрадиционные источниками энергии. – Что относят к традиционным источникам энергии? – Почему топливные ресурсы, энергия воды и атомная энергия считаются традиционными источниками энергии? - Как иначе мы называем нетрадиционные источники энергии? – Перечислите альтернативные источники энергии. - Почему их называют альтернативными? - Все традиционные электростанции (ТЭС, ГЭС, АЭС) вырабатывают более 99% от всей мировой энергии, соответственно, альтернативные электростанции – менее 1%. - Уже очень давно говорится о перспективах термоядерной энергетики. Что значит термоядерная? (слайд 4) Она способна сделать человека независимым от традиционных энергоносителей. Несмотря на все усилия ученых, пока не удается создать даже опытную термоядерную установку. Но работы в этом направлении ведутся с неослабевающей интенсивностью уже много десятилетий. Работа с текстом учебника. - Познакомимся с альтернативными источниками энергии, определим факторы, влияющие на размещение электростанций и проблемы их размещения. Для этого заполним таблицу. (текст уч. стр 117-119) Нетрадиционные источники | Факторы, влияющие на размещение | Проблемы | Страны | Энергия Солнца - гелеоэнергетика | | | | | | | Исландия, запад США, Новая Зеландия, Филиппины, Италия, Мексика, Япония. | | Районы, где дует постоянный и ровный ветер. | | | | | высокая стоимость строительства и изменяющаяся в течение суток мощность | | Работа с контурной картой. - Будем проверять таблицу и одновременно при помощи условных знаков наносить на контурную карту страны, имеющие электростанции, работающие на альтернативном топливе. (слайд 5 - 12) - Какие еще существуют альтернативные источники энергии, о которых не шла речь на уроке. (слайд 13-15) Вывод. - Итак, отрасль альтернативной энергетики находится на этапе становления и является очень перспективной, поскольку снижает зависимость человека от исчерпаемых источников минерального топлива. - Познакомиться с рекреационными ресурсами мира. - Как вы понимаете, что значит рекреационные ресурсы? (слайд 16) Рекреация — восстановление израсходованных в процессе жизнедеятельности физических и духовных сил человека, повышение его здоровья и работоспособности Рекреационные ресурсы - это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоровительная значимость. - В последние десятилетия значения этих ресурсов возросло. Это связано с тем, что человек перестал трудиться ради выживания (или заботиться о добыче хлеба насущного – на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место и заняли путешествия. Позже этот вид отдыха стал именоваться туризмом. Туристы есть везде! Есть туристические фирмы, осуществляющие посещение Северного и Южного полюсов, восхождение на Эверест, кругосветное плавание и многое другое. (слайд 17) Т. О., возник «туристический бум». Что это такое и с чем связан «туристический бум» последних десятилетий? Текст учебника стр 120. - Видов рекреационных ресурсов много. Их можно объединить в две группы. (слайд 18) Рассмотрите рис.63 на стр.121, заполните схему в тетради, дополните ее примерами из текста учебника или собственными примерами. (проверка заполненной схемы) (слайд 19-22) - Поскольку одним из видов рекреационных ресурсов являются культурно-исторические ресурсы, здесь особое внимание нужно уделить объектам всемирного культурного и природного наследия. (сообщение 1-го ученика) (слайд 23-26) - На какие еще группы можно делить рекреационные ресурсы? (слайд27) - Рассмотрим анаморфозу международных туристических поездок. (слайд 28) Карта показана в искаженном виде, так как те страны, которые принимают много туристов в течение года, наливаются соками и распухают, а страны, в которые совершается небольшое количество туристических поездок – уменьшаются в размерах по сравнению с реальными очертаниями. По карте видно, что Западная Европа - наиболее популярное направление для международных туристов. Область получает 46 % мировых туристических поездок. 0.1 % мировых туристических поездок совершается на центральноафриканские территории Как туристическое предназначение Андорра получает 45 посещений на человека в населении, ежегодно. Эквивалентные числа для Монако и Багам 7 и 5, соответственно. - Проследим динамику международного туризма с 1950 года по 2005 год. Какой вывод можно сделать по данной диаграмме? (слайд 29) - Стран, которые имеют рекреационные ресурсы, огромное количество. К ним можно отнести Францию, Италию, Германию, Индию, Турцию, Мексику, Египет, Россию… Но наибольшей популярностью пользуются страны и районы, где богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями. Работа с контурной картой. Закончить карту «Типы альтернативных электростанций рекреационные ресурсы мира» - привести по 2-3 примера стран к каждой группе рекреационных ресурсов. (слайд 30) Вывод. - Современный образ жизни привел к рекреационному взрыву. Туристы посещают различные страны мира. Рекреационные ресурсы образуют не только природные, но и антропогенные объекты. Защита проектов. Вопросы. Продумайте название вашей карты. Почему вы выбрали именно такое название? Продумайте условные обозначения для каждого типа альтернативных электростанций. Почему вы выбрали именно такие условные обозначения? Интересно ли вам было работать над этой проблемой? Интересно ли вам было работать с этими людьми в группе? 5) Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему? 4. Домашнее задание. - Написать эссе на одну из тем: «Нетрадиционные источники энергии: за и против»» или «Рекреационные ресурсы мира». - р/т стр. 52 – 54 все задания. (Эссе – жанр философской, научно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.) | - минеральные, земельные, водные, лесные - виды природных ресурсов, которые человек еще использует не в полном объеме - топливные ресурсы, энергия воды и атомная энергия - давно используются человеком - альтернативные - энергия Солнца, тепла земли, ветровая, приливная, энергия волн… - неисчерпаемые ресурсы, не достаточно освоены и порой можно говорить только о теоретической возможности их использования. - каждый ученик самостоятельно заполняет таблицу. - Один ученик зачитывает из таблицы характеристику нетрадиционным источникам энергии (последовательно), затем все уч-ся в своих К\К наносят страны, где имеются типы альтернативных электростанций. - сообщение 1-го ученика - рекреационный взрыв, который вызван потребностью человека в отдыхе, перемене образа жизни, природных условий… - заполнение схемы - сообщение 1-го ученика об объектах культурного наследия - сообщение 1-го ученика - международные туристические поездки увеличились за половину века почти в 32 раза. - каждая группа предварительно отвечает на поставленные вопросы и продумывает защиту своего проекта |