kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии 9 класс Конференция: «Электроэнергетика России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю учебное занятие «Электроэнергетика России»   для учащихся 9 класса, которое можно провести в системе уроков по теме «Хозяйство России» в соответствии с программой курса  географии для 9 классов общеобразовательных учреждений Дронова В.П.,  Бариновой И.И., Рома В.Я., Лобжанидзе А.А. 

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление нового материала.  

Форма проведения:  деловая игра.   

Методы и приемы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый, дискуссия, фронтальная,  групповая и индивидуальная работа.

Технологии использованы элементы учебно-исследовательской деятельности  

Приемы общей организации учебной деятельности - приемы слушания, наблюдения, рассматривания, планирования работы с учебником и другими средствами информации, взаимоконтроля, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы.

Приемы познавательной деятельности - приемы словесного описания, объяснения, сопоставления, формулировки вопросов, выделение основной проблемы, определение темы и цели исследования, формулирование и отбор полезных гипотез, планирование эксперимента для проверки гипотезы, планирование результата, проведение эксперимента, систематизация полученных результатов исследования,  установление связи полученных данных с поставленной проблемой.

Цель урока:  сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны.

 Задачи:  

 – обеспечить восприятие, осмысление и первичное понимание учащимися понятий «электроэнергетика», «энергосистема», «факторы размещения  электростанций разного типа», совершенствовать умения школьников    работать самостоятельно с различными   географическими картами и другими источниками информации;

- формировать формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых; представлений об особенностях  электроэнергетики  Белгородской области.

  – формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых, продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки; осуществлять межпредметные связи история – биология - география; 

  – воспитание творческой личности и устойчивого интереса к предмету;

-создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования патриотизма, гордости за нашу страну, за нашу малую родину;

- чувства товарищества, умения работать в коллективе; положительной мотивации учения, коммуникабельности, чувства взаимоуважения, экологическое воспитание;   вырабатывать правильную самооценку.

- чувства товарищества, умения работать в коллективе; положительной мотивации учения, коммуникабельности, чувства взаимоуважения, экологическое воспитание;   вырабатывать правильную самооценку.

Предварительная работа: класс получил опережающее творческое задание  (по группам) «Электроэнергетика»

  • в виде  сообщений «История возникновения электроэнергетики в России»,  - «Экологические проблемы»,

- презентаций «Чернобыль спустя годы», 

- «Развитие электроэнергетики на  Белгородчине».

Планируемый результат:

- выявить уровень усвоения программного материала по  ТЭК России;

- выработать умение оценивать антропогенное воздействие на окружающую среду и формирование информационной компетенции учащихся.

Основные понятия:

- Электроэнергетика, тепловая энергетика, гидроэнергетика, атомная энергетика, ЛЭП,  «Единая энергосистема России», гидроэнергетические ресурсы, теплоцентраль, электростанция, альтернативная энергетика,  «Экологически чистая энергия», техногенная катастрофа.

Средства обучения:  

- компьютер, проектор,  видеоматериалы  

- выставка книг, журналов, плакатов по  теме;

- фотографии из книги «Чернобыльский репортаж»;

- таблицы, опорные конспекты,

-  карта  «Электроэнергетика России».

- контурные карты.

Оформление доски (эпиграф, план).

 

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

№№

п/п

Ход учебного занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время  мин.

I

Организационный этап.

2

II

Этап актуализации.

5

III

Этап изучения нового материала.

23

IV

Физминутка

2

V

Этап закрепления и обобщения темы.

8

VI

Этап контроля и самоконтроля.

3

VII

Этап рефлексии.

2

Просмотр содержимого документа
«Урок географии 9 класс Конференция: «Электроэнергетика России» »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»













Урок географии

9 класс

Конференция:

«Электроэнергетика России»























Подготовила:

Ахапкина Раиса Григорьевна

учитель географии,

высшая квалификационная категория







Предлагаю учебное занятие «Электроэнергетика России» для учащихся 9 класса, которое можно провести в системе уроков по теме «Хозяйство России» в соответствии с программой курса географии для 9 классов общеобразовательных учреждений Дронова В.П., Бариновой И.И., Рома В.Я., Лобжанидзе А.А.

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление нового материала.

Форма проведения: деловая игра.

Методы и приемы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый, дискуссия, фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Технологии использованы элементы учебно-исследовательской деятельности

Приемы общей организации учебной деятельности - приемы слушания, наблюдения, рассматривания, планирования работы с учебником и другими средствами информации, взаимоконтроля, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы.

Приемы познавательной деятельности - приемы словесного описания, объяснения, сопоставления, формулировки вопросов, выделение основной проблемы, определение темы и цели исследования, формулирование и отбор полезных гипотез, планирование эксперимента для проверки гипотезы, планирование результата, проведение эксперимента, систематизация полученных результатов исследования, установление связи полученных данных с поставленной проблемой.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны.

Задачи:

– обеспечить восприятие, осмысление и первичное понимание учащимися понятий «электроэнергетика», «энергосистема», «факторы размещения электростанций разного типа», совершенствовать умения школьников работать самостоятельно с различными географическими картами и другими источниками информации;

- формировать формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых; представлений об особенностях электроэнергетики Белгородской области.

– формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых, продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки; осуществлять межпредметные связи история – биология - география;

– воспитание творческой личности и устойчивого интереса к предмету;

-создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования патриотизма, гордости за нашу страну, за нашу малую родину;

- чувства товарищества, умения работать в коллективе; положительной мотивации учения, коммуникабельности, чувства взаимоуважения, экологическое воспитание; вырабатывать правильную самооценку.

- чувства товарищества, умения работать в коллективе; положительной мотивации учения, коммуникабельности, чувства взаимоуважения, экологическое воспитание; вырабатывать правильную самооценку.

Предварительная работа: класс получил опережающее творческое задание (по группам) «Электроэнергетика»

- в виде сообщений «История возникновения электроэнергетики в России», - «Экологические проблемы»,

- презентаций «Чернобыль спустя годы»,

- «Развитие электроэнергетики на Белгородчине».

Планируемый результат:

- выявить уровень усвоения программного материала по ТЭК России;

- выработать умение оценивать антропогенное воздействие на окружающую среду и формирование информационной компетенции учащихся.

Основные понятия:

- Электроэнергетика, тепловая энергетика, гидроэнергетика, атомная энергетика, ЛЭП, «Единая энергосистема России», гидроэнергетические ресурсы, теплоцентраль, электростанция, альтернативная энергетика, «Экологически чистая энергия», техногенная катастрофа.

Средства обучения:

- компьютер, проектор, видеоматериалы

- выставка книг, журналов, плакатов по теме;

- фотографии из книги «Чернобыльский репортаж»;

- таблицы, опорные конспекты,

- карта «Электроэнергетика России».

- контурные карты.

Оформление доски (эпиграф, план).


Распределение рабочего времени на учебном занятии:

№№

п/п

Ход учебного занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время мин.

I

Организационный этап.

2

II

Этап актуализации.

5

III

Этап изучения нового материала.

23

IV

Физминутка

2

V

Этап закрепления и обобщения темы.

8

VI

Этап контроля и самоконтроля.

3

VII

Этап рефлексии.

2



Знание только тогда знание,

Когда приобретено усилием мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Здравствуйте! Сегодня у нас будет необычный урок. Я приглашаю вас принять участие в работе конференции.

2. Вступительное слово инспектора комитета охраны природы.

В настоящее время общество интересуют последствия широкого строительства электростанций, их влияния на природу и человека, последствия радиоактивного загрязнения. Проблемы энергетики и будут рассмотрены на сегодняшней пресс-конференции.

2. Объяснение учащимся цели игры одновременно с сообщением темы. Сегодня во время игры повторим изученный ранее материал; закрепим умения работать с различными источниками информации. Перед вами опорные конспекты, в которых указаны основные этапы нашей работы.

Я уверена, все у вас получится. В работе конференции принимают участие: экологи, историки, медики, журналисты.

Желаю успеха в работе!

Программа конференции:

1.Вступительное слово инспектора комитета охраны природы.

2.Информация кафедры «История энергетики».

3.Информация кафедры «Экономика».

4.Информация кафедры «Экология».

5.Просмотр и обсуждение фоторепортажа «Чернобыль двадцать лет спустя».

6.Информация кафедры «Медицина».

7.Заключительное слово инспектора комитета охраны природы.

8.Фото на память.

Цели конференции:

1) выявить значение электроэнергетики для хозяйства страны;

2) показать неразрывную связь экологии и экономики;

3) выявить положительные и отрицательные стороны энергетики;

4) используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей;

5) Сформулировать проблемы электроэнергетики и наметить пути их решения;

6) способствовать развитию и укреплению чувства коллективизма, умения слушать другого, уважать его мнение.

II. Работа в опорных конспектах.

  • Опорный конспект №1. Повторение – закрепление.

Состав ТЭК. Проверь себя!

II. Изучение нового материала.

  • Опорный конспект № 2 -1. Работа с учебником.

Задание № 1. Используя, текст § 3 и данные таблицы №2 «Производство электроэнергии в России», ответьте на вопросы:

  1. Значение электроэнергетики для современного человека.

  2. По таблице №2 стр.19 определите - (по годам, общее производство, долю производства электроэнергии на разных типах электростанций), сделайте вывод: (спад производства или рост, типы электростанций)

Производство электроэнергии в России

Таблица 1

Годы

Общее производство, млрд. кВт. Ч

Доля производства электроэнергии на разных типах электростанций,

ТЭС

ГЭС

АЭС

1980

805

76

16

8

1990

1082

74

15

11

2007

1000

67

16

17

Ваше мнение. Развитие данной отрасли будет ли оказывать влияние на развитие других отраслей промышленности?

Анализ диаграмм Основные потребители электроэнергии

  • Структура электроэнергетики России

В работе нашей конференции принимают участие: представители кафедры «История», «Экономика», «Экология».

  • Опорный конспект № 2 - 2. Работа в группах по кафедрам

  • Слово предоставляется представителю кафедры «История»

3. Историческая справка.

Годы

Исторические факты…

1389 г.

Первое упоминание об использовании гидроэнергии в Москве. В завещании Великого князя Дмитрия Донского указаны водяные мельницы на реках Яузе и Ходынке.

1881 г.

Начало применения электрического освещения в Москве. Зажглись первые 100 электро - светильников, из которых 24 освещали площадь у Храма Христа Спасителя.

1900г

Владимир Григорьевич Шухов – первый русский инженер

На Всемирной выставке в Париже инженер В.Г. Шухов удостоен Диплома и Большой золотой медали за создание самых экономичных универсальных паровых котлов.

1914

В России была построена первая линия электропередач напряжением 70 кВ от подмосковной электростанции до Москвы. Потребление электроэнергии к этому времени составляло всего 12,8 кВт/час в год(!) на душу населения. А пользовались этим благом цивилизации лишь 20 процентов жителей страны.

1920 г.

Начато производство средних и малых турбин в Москве.  Введена в работу первая очередь Шатурской электростанции мощностью 5000 кВт на торфе.

1920 г.

Разработан и принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО).

1922

Была введена первая в стране линия электропередачи напряжением 110 кВ – Каширская ГРЭС в Москве, а в 1933 году принята в эксплуатацию вдвое более мощная линия – 220 кВ – в Ленинграде. Началось объединение по сетям электростанций Горького и Иванова, создание энергетической системы Урала. 

1936-1940 г.г.

Слайд №11

Пуск первых ГЭС – Сходненской и Иваньковской на канале Москва-Волга, Угличской ГЭС и ЛЭП – 220 кВ Углич-Москва.

1948 г. 

 

Пуск первого атомного реактора Ф-1 на территории нынешнего РНЦ Курчатовский институт. Создание первого радиохимического завода для разделения изотопов.


Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся позволяет всем ученикам одновременно выполнять одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты.

  • Слово предоставляется представителю кафедры «Экономика»

4. Кафедра. Экономика.

Электроэнергия производится на электростанциях различных типов.

1.Внимательно слушайте сообщения ученых и делайте краткую запись в опорном конспекте – таблице и выявить географию размещения типов электростанций пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту основные электростанции России

Типы электростанций

Тип электростанции

Достоинства

Недостатки

Факторы размещения

География

ТЭС





ГЭС





АЭС





Альтернативные источники





Экономика. ТЭС. Производство постоянно, нет сезонности. ТЭС размещаются в районах добычи топлива и потребления энергии.

Тепловые электростанции вырабатывают и электрическую и тепловую энергию.

Экономика. ГЭС. Гидравлические электростанции. ГЭС являются весьма эффективными источниками энергии, поскольку используют возобновимые ресурсы. Обладают простотой управления и имеют высокий КПД (более 80%).В результате себестоимость производимой на ГЭС энергии в 5-6 раз ниже, чем на ТЭС.

Экономика. ГЭС В восточных районах страны, где сосредоточены огромнейшие запасы гидроресурсов рек: Ангары, Енисея, Оби, Иртыша, Лены, Витима и других - природные условия позволяют сооружать мощные ГЭС. Характерной чертой строительства ГЭС являлось сооружение на реках каскадов для получения электроэнергии, снабжения производства и населения водой, устранения паводков, улучшения транспортных условий.

Общий технический гидроэнергопотенциал России составляет 1670 млрд. кВтч годовой выработки.

Экономика . Для одной из самых мощных в стране - Ленинградской АЭС (мощность 4 млн. кВт) на год работы нужно всего несколько вагонов с урановым сырьем, в то время как при такой же мощности для обычной ТЭС необходимо 200 тыс. вагонов с топливом.

Технико-экономические показатели АЭС:

- малое количество ядерного горючего;

- низкие транспортные расходы;

- отсутствие привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых;

- низкая стоимость электроэнергии.

Экономика. 5. (Опережающее задание) Сообщения - «Развитие электроэнергетики в Белгородской области»

  • Физминутка.

Плакат – схема зрительно-двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.

Возможно ли производство «экологически чистой энергии» на электростанциях? Подумаем!




6. Энергосистемы.

1. ЛЭП

2. Единая энергосистема России. Её цель:

- Надёжное обеспечение электроэнергией.

- Покрытие «пиковых» нагрузок.

- Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум электропотребления, а на другой вечер и пик электропотребления).

3.Нанесите на контурную карту основные электростанции, используя карту «Электроэнергетика».

  • Слово предоставляется представителю кафедры «Экология»

7. Экология.

Тепловая электростанция работает на каменном угле.

  • Проблемный вопрос

Может ли она быть источником радиоактивного загрязнения?

Экология. ТЭС загрязняют воздух; шлаки станций, работающих на угле, занимают огромные территории;

часто каменный уголь содержит в небольших количествах радиоактивные примеси, например уран, торий и другие;

когда сжигается огромное количество угля, в частицах сажи и шлаках концентрируются несгоревшие радиоактивные примеси. Экология. Водохранилища равнинных ГЭС заливают плодородные пойменные земли, приводят к их заболачиванию.

Экология. Кроме того, в отношении радиационной безопасности АЭС более благоприятны, чем электростанции, работающие на угле.

Так, доза радиоактивного облучения за счет выбросов АЭС в 5-40 раз меньше дозы выбросов ТЭЦ аналогичной мощности.

Экология. АЭС при нормальной работе практически не загрязняет окружающую среду.

Выработка электроэнергии на атомных станциях не сопровождается выбросами в атмосферу диоксида углерода и поэтому не усугубляет проблемы, связанные с парниковым эффектом.

Экология. Казалось бы, АЭС очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии их радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет.

Зараженную территорию обносят колючей проволокой, она становится непригодной для жизни.

Экология. АЭС оказались небезопасными. До Чернобыльской аварии самой тяжелой в ядерной энергетике считалась авария 1979 года на американской АЭС Тримайл –Айленд близ г. Гаррисберга (штат Пенсильвания).

  • III. Информация к размышлению

В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадет на нее звезда по имени Полынь. В переводе с украинского - Чернобыль – «Черная полынь». Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды
Библейской полынью.
И погасли на реках костры…
Тихо перекликаются села
«Болит голова и тошнит».
Тихо в лесах и полях,
Тихо на плесе пустом…

  • Какую страшную опасность несут всему живому
    «творения рук человеческих»

    Чернобыль 2011

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня. Что же произошло в Чернобыле? «Горький след» Чернобыля...

Жизнь – беззащитна
И любовь – нежна.
И Разум Землю
Облагает данью.
И точная Ответственность
Должна Сопутствовать
Великому познанью…

М. Дудин (надпись на ядерном реакторе, 1985 год)

Выпадение радиоактивных продуктов произошло во многих районах западной части Европейской территории бывшего СССР, на Кольском полуострове, на Кавказе. Радиоактивные дожди выпали в Австрии, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Польше, Румынии и Финляндии.

  • «Горький след» Чернобыля... на Белгородчине

- Участки территории Белгородской области с критической экологической ситуацией, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

- представлены в восьми административных районах: Алексеевском, Красненском, Новооскольском, Красногвардейском, Старооскольском, Чернянском, Вейделевском и Ровеньском.

  • Памятник «Жертвам Чернобыля».

Установлен в 1998 году в г. Белгороде на проспекте Богдана Хмельницкого по инициативе пострадавших от радиоактивных катастроф. Скульптор А.А.Шишков

IV. Кафедра медицины (радиобиолог) Симптомы радиационного заражения: сухость во рту, першение в горле, онемение губ, языка, повреждение всех внутренних органов. Последствия: смерть практически неизбежна.

Страшные последствия…

Медицина. Для улучшения экологической обстановки в Белгородской области проведен ряд мероприятий, направленных на регулирование природопользования и природоохранную деятельность: впервые в России создана государственная экологическая инспекция, функционируют областная, городские и районные межведомственные комиссии экологического контроля и охраны окружающей среды.

Медицина. Контроль нуклидного состава в пробах продуктов питания позволяет оценить влияние, АЭС на объекты окружающей среды.

  • Возможно ли производство «экологически чистой энергии» на электростанциях?

  • V. Усвоение новых знаний и способов действия.

  • Опорный конспект № 3. Закрепление изученного материала. Закрепление изученного материала.

  • Отметить в контурных картах местоположение упомянутых в ходе урока электростанций. Вопросы для закрепления: - Почему электроэнергетика считается авангардной отраслью народного хозяйства страны?

- Перечислить основные типы электростанций. - Почему для работы на АЭС требуются высококвалифицированные специалисты? - Размещение, каких типов электростанций зависит от форм рельефа? - Что такое «энергосистема»? - Назвать основные факторы размещения всех типов электростанций? - Какое место в мире Россия занимает по количеству производимой электроэнергии? VI. Ваше мнение. Возможно ли производство «экологически чистой энергии» на электростанциях? Заполните таблицу.

№ п.п.

«+»

АЭС

№ п.п.

«-»

АЭС

1

Малое количество ядерного горючего

1

Ядерные станции могут представлять глобальную угрозу.

2

Низкие транспортные расходы

2

Аварии на атомных станциях влекут за собой опасные экологические последствия на обширных территориях, затрагивая огромные массы людей.

3

Нет привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых

3

Геоэкологические следствия аварии на АЭС сохраняют свою остроту в течение очень длительного времени.

4

Низкая стоимость электроэнергии.


4

Воздушные течения и вода распространяют радиоактивные выбросы на территории, весьма удаленные от АЭС( на ЧАЭС высота выбросов из аварийного блока достигла высоты 1200 м)

5


5

Радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет.

6


6

Проблема захоронения радиоактивных отходов.

  • Подумаем!

Возможно ли производство «экологически чистой энергии» на электростанциях?






VII. Домашнее задание.

  1. § 3, вопросы на стр. 23.

  2. Сообщение – презентация по теме: «Электроэнергетика»:

Экологические проблемы

«Нужна ли России альтернативная энергетика?»

Подготовить презентации, сообщения на тему: «Альтернативная электроэнергетика»

VIII. Рефлексия. СИНКВЕЙН.

1. существительное

2. прилагательных

3. глагола

4. фраза

5. предложение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок географии 9 класс Конференция: «Электроэнергетика России»

Автор: Ахапкина Раиса Григорьевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102276

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства