№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Психолого- педагогический комментарий |
1. | Мотивация к обучению | Учитель: на прошлом уроке мы приступили к изучению темы «Топливно – энергетический комплекс Республики Казахстан». Тема прошлого урока была связана с топливной промышленностью Казахстана, давайте попробуем вспомнить основные вопросы имеющие отношение к данной теме. Наш сегодняшний урок будет ее продолжением. Проведем мы его в виде защиты исследовательских проектов. | Воспринимают информацию, настраиваются на рабочий лад. | Дана психологическая установка на урок, на его успешность через педагогическую поддержку учителя |
2. | Активизация опорных знаний. «Мозговой штурм» | Учитель фронтально опрашивает учащихся по вопросам темы «Топливная промышленность Казахстана». Что такое ТЭК? Какие отрасли топливной промышленности вам известны? В какое время начала развиваться нефтяная промышленность Казахстана? Как называются нефтеналивные танкеры Казахстана? Какое количество нефтегазоносных бассейнов в Казахстане? Как называются нефтегазоносные бассейны Казахстана? Как называется первое месторождение нефти в Казахстане, функционирующее до сих пор? | Ученики отвечают на поставленные вопросы | Активизация опорных знаний способствует развитию мыслительных операций, повышению уровня речевого развития |
3. | Переход к изучению нового материала | Сегодня мы с вами продолжим изучение отраслей ТЭК. О чём пойдёт разговор поможет нам узнать вордингворд. Учитель предлагает учащимся разгадать вордингворд, который проецируется на интерактивной доске. Возглас, в переводе с греческого: «Я нашёл!». Время суток. Самый крупный материк. Место для проведения боя. Горячий подземный источник. Крупнейшая река Казахстана Мера веса. Мировая религия. Крупнейшее животное на Земле. Самый холодный материк. Мы быстро разгадали вордингворд, ключевым словом, которого является энергетика. | Учащиеся стараются отвечать на поставленные вопросы и разгадать ключевое слово. | Задание позволяет развивать быстроту мышления, логику. Расширяет кругозор учащихся. Прививает интерес к предмету. |
4. | Объявление темы урока и постановка цели урока. | Учитель объявляет тему урока: Электроэнергетика – ведущая отрасль «авангардной тройки». Целью нашего урока является формирование знаний о электроэнергетике, как ведущей отрасли современного хозяйства. | Ученики записывают тему урока. | Отрабатываются умения восприятия информации на слух. |
5. | Определение значения отрасли. | Современная цивилизация немыслима без электроэнергии. В условиях НТР главными отраслями мирового хозяйства, любой высокоразвитой страны являются энергетика, химическая промышленность и машиностроение. Какова, по вашему мнению роль энергетики в современном мире? Электрическая энергия имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами энергии. Её можно преобразовать в механическую, световую и тепловую энергию, передавать по проводам на большие расстояния. Электроэнергия находит самое широкое применение. Только с помощью электрификации можно усиленно развивать промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, повышать культуру производства и быта. Спрос на электроэнергию растёт быстрее, чем на другие виды энергии, поэтому её производство должно опережать развитие остальных отраслей экономики. | Ученики слушают учителя и отвечают на вопрос. | Активизация познавательной активности учащихся. |
6. | Как производят электрическую энергию? Защита первого проекта. | Учитель предлагает классу прослушать процесс производства электроэнергии на электростанциях. | Ученики презентуют явление электромагнитной индукции, которое используют для получения электрической энергии. Ученики ставят лабораторный опыт. | Отрабатываются навыки работы с физическими приборами, прослеживается связь с темой физики 8 класса, повторяется тема: электромагнитная индукция». |
7. | Закрепление услышанного материала | Учитель задает классу следующие вопросы: Что такое электрический ток? Каким образом вырабатывается электрический ток на электростанциях? | Ученики отвечают на поставленные вопросы. | Развитие речевой деятельности учащихся |
8. | Характеристика традиционных видов электростанций. Защита мини - проекта | Учитель говорит о том, что в настоящее время электроэнергия производится на электростанциях традиционного и нетрадиционного типа. Что они собой представляют? | Группа учащихся представляют мини - проект по характеристике электростанций традиционного типа. | Развитие умения слушать и слышать. Групповая форма работы позволяет наладить обмен знаниями, повысить активность учащихся. |
9. | Закрепление услышанного материала. | Учитель предлагает ученикам следующие вопросы. Какие виды электростанций называют традиционными? В чем преимущества и недостатки работы данных электростанций? | Ученики отвечают на поставленные вопросы. | Развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся. |
10. | Работа с учебником | Учитель предлагает ученикам познакомиться с содержанием таблица приложения учебника, в которой помещены данные о крупнейших электростанциях Казахстана | Ученики работают с таблицами приложения в учебниках. | Развитие зрительной памяти учащихся. |
11. | Характеристика альтернативных источников получения энергии. Защита мини - проекта | Вводное слово учителя. Казахстан сегодня - одно из государств с богатейшими запасами нефти, газа, урана, и, в то же время, осознающее, что используемое большими темпами топливо не только уменьшается, но и приносит огромный вред человечеству и окружающей среде. В конце ноября 2012 года состоялась 152-я Генеральная Ассамблея Международного бюро выставок в Париже, на которой в результате тайного голосования, столица Казахстана, набрав большинство голосов, опередила бельгийский город Льеж и была объявлена местом проведения выставки «ЭКСПО-2017». Выбор Астаны в качестве столицы EXPO-2017 подтверждает высокий авторитет Казахстана в мире. «Успех Астаны в борьбе за право проведения EXPO-2017 это успех всего народа Казахстана», считает Н. Назарбаев. Учитывая особую важность проблемы энергетики и экологии мировому сообществу предлагается тема для проведения выставки EXPO-2017 - «Энергия будущего». Данная тема позволит широко осветить проблему энергоснабжения за счёт альтернативных источников получения электроэнергии. | Ученики защищают свою презентацию о альтернативных электростанциях. Класс получает информацию, заполняет таблицу. | Групповая форма работы позволяет наладить обмен знаниями, повысить активность учащихся. |
12 | Характеристика энергетических компаний Казахстана. | Учитель предлагает учащимся перечислить основные энергетические компании Казахстана. | Ученики получают информацию. Делают выводы. | Информация расширяет кругозор учащихся, развивает патриотизм. |
13. | Минутка профориентации. | Учитель обращает внимание учащихся на то, какое большое количество энергетических компаний в Казахстане и как много специальностей необходимо для работы в этих компаниях. | Ученики получают информацию. | Информация позволяет сориентироваться ученикам в своей дальнейшей профессиональной деятельности. |
14. | Работа с контурной картой. | Учитель предлагает нанести на контурную карту крупнейшие электростанции Казахстана. | Ученики работают с контурными картами. | Данная форма работы позволяет решить комплекс задач -повысить интенсификацию урока -развивать самостоятельность учащихся -способствовать углубленному усвоению программного материала |
15. | Рефлексия | Учитель предлагает ответить на тестовые вопросы по данной теме. Тестовые вопросы составляются по тексту параграфа и справочному материалу, помещённому в приложении учебника, заранее шестью учениками класса. | Ученики отвечают на тестовые вопросы | Происходит закрепление изученного материала, активизация мыслительной деятельности. |
16. | Постановка домашнего задания. | Учитель озвучивает домашнее задание. Домашнее задание дается дифференцировано. | Фиксируется домашнее задание в дневниках | Контроль за действиями |
17. | Подведение итогов урока. | Учитель предлагает выполнить задание по форме «синквейн», с целью проверки внимания. Ключевое слово (понятие): Энергетика. 2 прилагательных (связанных с ключевым словом): Ведущая, главная. 3 глагола (связанных с ключевым словом ассоциативно): Вырабатывает, поставляет, заставляет. 1 предложение (фраза, коротко, но ёмко несущая смысловое значение): Энергетика – главная отрасль современного хозяйства. | Ученики осмысливают полученную информацию, стараются составить свой «синквейн» | Активизация мыслительной деятельности |