Цели: 1. Познакомить с особенностями природы Урала
2. Развитее логического мышления и навыков самостоятельной – практической деятельности.
3. Воспитание ответственности и чувства гордости за нашу страну.
Оборудование: Карта физическая России, атласы, учебник, выставка книг о Уральских горах, «Минералогический музей в миниатюре»- выставка коллекции минералов.
Ход урока: Урок начинается со стихотворения:
« Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец!»
А.Т. Твардовский.
Вопросы: - Что вы уже знаете об Урале?
- Чем отличается уральский ПК от соседних ПК ?
- В чём особенности географического положения гор Урала?
Сегодняшняя задача заседания нашего географического общества: определить и оценить природные особенности уральских гор.
1. Физико – географическое положение «На стыке» ( работа с картами)
* Меридиональное положение
* Водороздел С-Л океана и Арало – каспийского бессточного бассейна
* Граница между Европой и Азией и между В- Европейской и
З- Сибирской равнинами.
2. Особенности рельефа ( построение схемы высот по карте)
м
2000
1500
1000
500
Пай-хой Полярный Приполярный Северный Средний Южный
Выводы: Невысокие горы, Различие высот в рельефе определяет сложность рельефа.
3. История формирования « Седой Урал» ( тектоническая карта)
«Когда-то над хребтом Урала солёной свежести полна,
С ветрами запросто играла морская вольная волна.
Её было любо на просторе с разбегу устремляясь в высь
Отхлынуло, исчезло море и горы в небо поднялись,
Но своеобразная природа то море в памяти хранит
В тяжёлых каменных породах волной играет малахит»
* Образование: Герцинская складчатость
* Разрушение : МZ эра и Палеогеновый период
* Поднятие отдельными блоками « Омоложение» N и Q периоды KZ эры