15
Интегрированный урок-путешествие в 6 классе «География +метеорология»
(слайд 1) Тема: «Циркуляция атмосферы. Климаты Земли»
(слайд 2) Цель: формирование понятий о циркуляции атмосферы как об одном из климатообразующих факторов; формирование понятий о климатических зонах на земной поверхности.
Задачи:
образовательная: выявить причинно-следственные связи между распределением атмосферного давления на земной поверхности и циркуляцией атмосферы, а также между циркуляцией атмосферы и климатами Земли.
воспитательная: воспитать у обучающихся стремление к познанию нового, устойчивый интерес к предмету, мотивировать обучающихся на поиск и приобретение знаний, умений и навыков.
развивающая: развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.
Оборудование: интерактивная климатическая карта мира, карточки, географический атлас, учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация.
Тип урока: урок-путешествие.
Используемые технологии: диалогово-коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Формы: игровая, индивидуальная, групповая.
Методы: исследовательский, познавательный, практический.
Ожидаемый учебный результат:
– умение объяснять причины распределения атмосферного давления;
– умение называть, описывать и пояснять закономерности в изменениях атмосферного давления в разных точках земного шара, объяснять наличие экваториального пояса пониженного давления и областей высокого давления над полюсами Земли;
– умение объяснять причины возникновения общей циркуляции атмосферы;
- умение выявить причинно-следственные связи между распределением атмосферного давления на земной поверхности и циркуляцией атмосферы, а также между циркуляцией атмосферы и климатами Земли;
– умение работать с картами: показывать и пояснять области высокого и низкого давления, направление ветров общей циркуляции атмосферы, климатические пояса;
–– приобретение опыта совместной работы, навыков работы и информацией, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки и рефлексии.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Лишь солнце золотоволосое
Прогонит сон и ночи тьму,
Ко мне бросаются с вопросами
Сто тысяч «Где» и «Почему»?
Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг!
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир географии. Вы узнаете много нового и интересного. Неожиданные открытия встретятся на вашем пути. Разделимся на пять команд. В каждой команде выберем командира. Он заполняет оценочный лист (приложение 2), отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику. Отвечая на все вопросы, вы сможете подняться на высоту 2000 м.
II. Путешествие.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки (приложение 1). Выполнив задания в карточках, вы сможете подняться на высоту 500 м.
Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3). Называйте любую тему из представленных на экране и номер вопроса, а я вам говорю задание (вопросы и ответы в приложении 3).
слои атмосферы | ветры | облака |
| | |
осадки | приборы | |
| | |
Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).
Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопрос:
- Как вы думаете, от чего зависит распределение атмосферного давления?
Ответы обучающихся
(слайд ) 1. Распределение поясов атмосферного давления.
Учитель: Воздух находится в постоянном движении, его масса над определённой точкой поверхности непрерывно меняется. Давление повышается там, где воздуха становится больше, и понижается там, откуда воздух уходит. Главная причина движения воздуха — изменение его температуры. Нагреваясь от поверхности Земли, воздух расширяется и поднимается вверх, растекаясь в стороны, в результате у поверхности Земли давление понижается. Охлаждаясь над холодной поверхностью, воздух уплотняется и опускается вниз; в верхних слоях плотность уменьшается, и туда устремляется воздух со стороны. Количество воздуха увеличивается, и давление над холодной поверхностью возрастает.
В целом на земном шаре формируется несколько поясов атмосферного давления. На экваторе, интенсивно нагреваемом Солнцем, какое будет давление?
Обучающиеся: Давление здесь понижено.
Учитель: Правильно. Давление здесь постоянно понижено. Нагретый от земной поверхности воздух поднимается и растекается к тропическим широтам. На высоте он охлаждается, опускается вниз, создавая в тропических областях область какого давления?
Обучающиеся: Повышенного давления.
Учитель: Мы выяснили, что над тропическими районами образуется область повышенного давления. Воздух здесь будет опускаться вниз и растекаться в соседние области, т.е. в сторону экватора и в умеренные широты. Значит над умеренными широтами он будет подниматься вверх, и здесь образуется область какого давления?
Обучающиеся: Низкого.
Учитель: Т.е., над умеренными широтами устанавливается низкое давление. Над полюсами температура постоянно низкая, здесь холодный воздух опускается и уплотняется, поэтому устанавливается какое давление? Обучающиеся: Высокое давление.
Учитель: Таким образом, среднее распределение атмосферного давления на уровне моря в целом имеет зональный характер. Выделяются зоны пониженного давлении экваториальная и умеренных широт, и зоны повышенного давления - тропические и полярные.
Пояса высокого и низкого давления не распределяются над поверхностью Земли ровными полосами, потому что материки и океаны, по-разному поглощающие и отдающие солнечное тепло, располагаются на земном шаре неравномерно. К тому же земная ось наклонена к плоскости орбиты нашей планеты и полушария нагреваются неодинаково.
Распределение атмосферного давления по земному шару представляется картами изобар, построенными по средним многолетним значениям давления на уровне моря за определенные месяцы или сезоны.
(Слайд ) 2. Особенности общей циркуляции атмосферы.
Метеоролог: Атмосферная циркуляция является одним из основных климатообразующих факторов, т.к. с ней связан перенос воздушных масс с различными физическими свойствами, формирующими погоду, - теплых и холодны, сухих и влажных и т.д. Воздушные течения, преобладающие в различных областях земного шара, не являются изолированными, а входят в систему общей циркуляции атмосферы.
Общей циркуляцией атмосферы (от лат. circulatio - вращение) называется совокупность основных воздушных течений на земном шаре, размеры которых соизмеримы с крупными частями материков и океанов.
Общая циркуляция атмосферы определяет климат и погоду во всех районах Земли. Она образуется из-за неравномерного нагрева Солнцем поверхности нашей планеты, это приводит к различию величин атмосферного давления над различными районами, что и является непосредственной причиной возникновения воздушных течений.
Все процессы, происходящие в воздушной оболочке Земли, изменяются с широтой. От экватора к полюсам уменьшается температура воздуха и изменяется атмосферное давление. По обе стороны от экватора устанавливается область пониженного давления, которая вместе с Солнцем перемещается между Северным тропиком и Южным тропиком по сезонам года. Над 30-ми широтами и полюсами расположены области повышенного давления, а между ними — в умеренных широтах — давление низкое. Воздух перемещается из районов с высоким атмосферным давлением в области пониженного давления — так формируется система постоянных ветров, дующих над планетой.
На экваторе, где атмосферное давление низкое, нагретый Солнцем воздух поднимается вверх и растекается в верхних слоях тропосферы в сторону полюсов. Охлаждаясь, он опускается в тропических широтах и создаёт область высокого давления, из которой у поверхности Земли к экватору дуют тропические восточные ветры пассаты. Они постоянны во всей тропической зоне и во времена парусного судоходства оказали неоценимую помощь мореходам. Направленные от тропиков к экватору, пассаты под действием силы Кориолиса отклоняются к западу. В Северном полушарии они дуют с северо-востока на юго-запад, а в Южном — с юго-востока на северо-запад. Пассаты, зарождающиеся над океаном, — влажные, они приносят осадки на восточные берега Африки, Австралии и Южной Америки. Пассаты, берущие начало в сухих и жарких внутренних районах Евразии, несут сухие и горячие воздушные массы в Северную Африку. Здесь расположена самая обширная пустыня мира — Сахара.
Из тропических областей высокого давления к высоким широтам дуют ветры, которые под действием силы Кориолиса отклоняются к востоку. В обоих полушариях они называются западными ветрами умеренных широт. В Южном полушарии эти ветры дуют над южными частями Тихого, Атлантического и Индийского океанов, увлекая за собой огромные массы воды и создавая мощное течение западных ветров.
В полярных районах создаётся восточный перенос воздуха. Здесь из областей высокого давления на полюсах дуют постоянные восточные полярные ветры. К умеренным широтам, где давление низкое, под действием силы Кориолиса они отклоняются к западу. Формируясь над полярными районами, эти ветры несут холодный и сухой воздух.
Из-за неравномерного распределения материков и океанов общая картина постоянных ветров над земным шаром нарушается. В зависимости от времени года над ними формируются области разного давления. Возникают переменные ветры муссоны, два раза в год меняющие своё направление. Летом материк нагревается быстрее, чем океан, и над ним устанавливается область низкого давления, а над холодным океаном в это время давление высокое. Летний муссон дует с океана на материк, принося обильные осадки и понижая температуру воздуха. Зимой над медленно остывающим океаном образуется область низкого давления, а над остывшей холодной сушей - высокого. Теперь холодный и сухой зимний муссон дует с суши на океан.
(Слайд ) 3. Особенности основных и переходных климатических поясов.
Учитель: На основе изучения общей циркуляции атмосферы ученый - климатолог Б.П. Алисов разработал классификацию климатов земного шара. Он выделил четыре основные климатические зоны и три переходные зоны. Основными зонами (или поясами) являются экваториальная, тропическая, умеренных широт и арктическая (антарктическая в южном полушарии). Переходными зонами являются зона субэкваториальная, субтропическая и субарктическая (субантарктическая в южном полушарии).
Экваториальный пояс. У самого экватора практически отсутствуют сезоны, целый год здесь влажно и жарко. Растут в этой зоне влажные экваториальные леса.
На некотором удалении от экватора расположена субэкваториальная зона. Она характеризуется сезонной сменой воздушных масс. Летом здесь преобладает влажный муссон, в зимнее время – сухой муссон. Здесь располагаются саванны - тропические степи.
Вблизи тропиков (тропическая зона) климат становится более сухим, здесь расположены пустыни и полупустыни. Самые известные из них Сахара, Намиб и Калахари в Африке, Аравийская пустыня и Тар в Евразии, Атакама в Южной Америке, Виктория в Австралии (найдите и покажите эти пустыни на карте).
Субтропическая зона лежит между тропической и умеренной зонами. Летом здесь преобладает тропический воздух, зимой – воздух умеренных широт. Зима прохладная, лето жаркое.
В зоне умеренного климата преобладает воздух умеренных широт. Здесь происходит чёткая смена сезонов, которые сильно различаются между собой. В Северном полушарии к северной границе пояса примыкают хвойные леса — тайга, сменяющаяся южнее смешанными и широколиственными лесами, а затем лесостепями и степями. Во внутренних областях материков, где влияние морей и океанов почти не ощущается, могут находиться даже пустыни (например, пустыня Гоби в Монголии, Каракум в Средней Азии).
Субарктическая зона характеризуется преобладанием летом воздуха умеренных широт, зимой - арктического воздуха. Это зона тайги, лесотундры.
Арктическая (антарктическая) зона. Недостаток тепла приводит к тому, что в этих зонах практически нет лесов, почва заболочена, местами встречается многолетняя мерзлота. У полюсов, где климат самый суровый, возникают материковые льды (как в Антарктиде) или морские льды (как в Арктике). Растительность отсутствует или представлена мхами и лишайниками (тундра).
(Слайд ) 4. Метеорологическая станция.
Метеоролог: Ребята, у вас в кабинете расположен пульт управления автоматической метеорологической станцией. Вы ведете Дневники погоды, куда записываете температуру и влажность воздуха, направление и скорость ветра, облака, атмосферные явления, атмосферное давление. По этим данным вы можете определить характеристики погоды: жаркая она или холодная, влажная или сухая, ветреная или нет и т. д. А как вы думаете, кто и где ведет наблюдения за погодой?
Ответы обучающихся:
Правильно, на метеорологических станциях за погодой наблюдают метеорологи. Их называют часовыми погоды.
Метеорологическая станция (МС) – это организация для производства метеорологических наблюдении в месте, выбранном с удовлетворением определенных требований в отношении рельефа местности, близости зданий и населенных пунктов. МС состоит из метеорологической площадки, где расположены основные приборы для метеорологических наблюдений: термометры для измерения температуры воздуха и почвы, гигрометры для измерения влажности воздуха, осадкомер для измерения осадков, мачты флюгеров и анеморумбометров для измерения направления и скорости ветра, гололедный станок для измерения толщины и плотности гололеда и отапливаемого здания, где устанавливаются барометры и барографы, содержится запасной инвентарь и ведется обработка наблюдений. МС оборудуется стандартной для данной сети аппаратурой, с помощью которой производятся наблюдения в установленные сроки и в определенной последовательности.
III. Закрепление нового материала
(Слайд) Учитель:
- Что-то наш привал затянулся, пора продолжить путешествие (Далее осуществляется закрепление полученных знаний). Кто правильно ответит на вопросы, получит возможность подняться на следующую высоту.
1) Глядя на рисунки, объясните, почему именно так происходит циркуляция атмосферы (приложение 4)
2) Я читаю текст, а вы должны определить климатический пояс (или зону):
а) В каком климатическом поясе находился остров Робинзона Крузо, если он так рассказывал о его климате: «По моим наблюдениям, времена года делятся не на холодный и тёплый, а на дождливый и сухой». (Субэкваториальный пояс).
б) Из дневника журналиста: «Вот, наконец, первый раз за несколько дней тучи рассеялись, ночное небо мы увидели во всей красе. Необычайными, фантастическими красками вспыхивает полярное сияние. Кажется, все вокруг безжизненно. Но это не совсем так. Оставляя глубокие следы, бредет по снегу белый медведь. Он не впадает в зимнюю спячку, как его бурый сородич, а бодрствует круглый год, бродя по плавающим льдинам в поисках пищи».
Где находился журналист? (Арктический пояс)
в) Один из путешественников по Африке писал: «… Мы двигались по открытой местности. Внезапно подул сильный ветер, туча закрыла солнце. Сразу потемнело, сверкнула молния, загремел гром. Мои спутники радостно закричали: «Наконец-то дождь»! Но проводник закачал головой. Вскоре мы услышали шум дождя. Он доносился сверху, но ни одна капля не упала на нас. Все недоумевали…».
Где могло это произойти. Почему? (Тропический пояс).
г) «Гелея! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в неё, дважды испытывает радость: в первый день, когда ослеплённый сказочным богатством леса, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого зелёного ада». Я прошу объяснить смысл столь эмоционального высказывания. (Экваториальный)
д) Вычеркните лишнее:
Главной особенностью климата умеренного пояса является наличие четырёх сезонов: двух основных — холодного (зима) и тёплого (лето), и двух промежуточных — весна и осень. Здесь круглый год идут дожди, жарко и влажно. Этому климату присущи частые и сильные изменения атмосферного давления, температуры воздуха и направления ветра. Здесь произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи.
е) Вам пришла телеграмма: " Я потерялся. Нахожусь в таком месте, где летом преобладает воздух умеренных широт, а зимой – арктический воздух. Зима здесь суровая, продолжительная. Лето теплое, но короткое. Для леса нет благоприятных условий. Леса подходят сюда не сплошным покровом, а в виде разреженных насаждений. Где я нахожусь?" (Субарктический пояс).
Учитель: (слайд)
Внимательно посмотрите свои записи в тетрадях по теме и назовите, какие причинно - следственные связи между атмосферными явлениями Земли мы рассмотрели?
1 . Угол падения солнечных лучей – (нагрев земной поверхности)
2. Подстилающая поверхность – (температура)
3. Температура – (давление)
4. Давление – (ветер).
IV. Подведение итогов и рефлексия.
Учитель просит обучающихся перечислить основные понятия, сформулировать основные определения и выводы, записанные на уроках. Учащиеся отвечают на вопросы о том, что нового они сегодня узнали, что им показалось особенно интересным, какое задание было трудным/непонятным, в чем им нужна дополнительная помощь учителя.
V. Домашнее задание: §36, 37, рабочая тетрадь стр.75.
Приложение №1
Вопросы на карточках:
Карточка №1
1. Определить по данным изменений температуры воздуха за год:
минимальную температуру (min to ), максимальную температуру (max to ), среднюю температуру за год, амплитуду годового хода
23 сентября |
Январь - -5ºС | min to | |
Апрель- +11ºС | max to | |
Июль - +21ºС | средняя to | |
Октябрь - +9ºС | амплитуда | |
2. Что такое воздушные массы (ВМ)?
Карточка №2
1. Определить по данным изменений температуры воздуха за сутки:
минимальную температуру (min to ), максимальную температуру (max to ), среднюю температуру за сутки, амплитуду суточного хода
23 сентября |
1 час - + 2 ºС | min to | |
7 час - + 8 ºС | max to | |
13 час - + 15 ºС | средняя to | |
19 час - + 11 ºС | амплитуда | |
2. Что такое атмосферное давление (АД)?
Карточка №3
1.Определить по данным изменений температуры воздуха за сутки: минимальную температуру (min to ), максимальную температуру (max to ), среднюю температуру за сутки, амплитуду суточного хода
22 декабря |
1 час - - 10 ºС | min to | |
7 час - - 8 ºС | max to | |
13 час - - 2 ºС | средняя to | |
19 час - - 4 ºС | амплитуда | |
2. Что вызывает движение воздуха, т.е. ветер?
Карточка №4
1. Показать стрелкой движение воздушных масс (направление ветра) и объяснить, почему вы так считаете:
1) 755 мм рт ст 768 мм рт ст
2) 764 мм рт ст 757 мм рт ст
2. От чего нагревается воздух?
Карточка №5
1. Показать стрелкой движение воздушных масс (направление ветра) и объяснить, почему вы так считаете:
1) 771 мм рт ст 762 мм рт ст
2) 766 мм рт ст 749 мм рт ст
2. Как угол падения солнечных лучей влияет на распределение температуры на земной поверхности?
Приложение 2
Оценочный лист команды.
Ф. И. | 1 высота 200 м | 2 высота 500 м | 3 высота 800 м | 4 высота 1000 м | 5 высота 1200 м | 6 высота 1500 м | 7 высота 1700 м | 8 высота 2000 м | Итоговая оценка |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Приложение 3
Слои атмосферы:
Вопросы | Ответы |
1. Стратосфера | оболочка, которая следует за тропосферой, простирается до высоты 50 км, температура с высотой увеличивается и на верхней границе составляет 0 ºС |
2. Термосфера | оболочка, которая следует за мезосферой, простирается до высоты 800 км, температура на верхней границе 1000 К, воздух здесь очень разрежен |
3. Мезосфера | оболочка, которая следует за стратосферой, простирается до высоты 90 км, температура на верхней границе - 90 ºС |
4. Тропосфера | самая нижняя воздушная оболочка, простирается до высоты 10-12 км, температура с высотой убывает на каждые 100 м на 0,65 ºС и на верхней границе составляет -50; -60 ºС |
Ветер
Вопросы | Ответы |
1. Муссон | сезонный ветер, меняет направление 2 раза в год, зимой дует с суши на море, летом – с моря на сушу |
2. Ураган | самый сильный ветер, скорость более 30 м/с |
3. Штиль | ветра нет |
4. Бриз | ветер, который меняет направление 2 раза в сутки, днем дует с моря на сушу, ночью – с суши на море |
Облака
Вопросы | Ответы |
1. Кучевые | плотные, развитые по вертикали с белыми куполообразными вершинами, похожи на «барашков», наблюдаются чаще весной и летом |
2. Перистые | очень высокие, тонкие и прозрачные, похожие на нити, крючки, скелет рыбы |
3. Слоистые | однородный слой, схожий с туманом, низкие, серые, наблюдаются обычно осенью и зимой |
4. Кучево-дождевые | Мощные облака в виде гор или башен с темными основаниями, для них характерны грозы и ливни. |
Осадки
Вопросы | Ответы |
1. Снег | белый кристалл, пушистый, выпадает зимой |
2. Град | летом, твёрдые, приносят бедствия посевам |
3. Морось | очень мелкие капли, не оставляют разводов на лужах |
4. Дождь | состоит из капель разных размеров, бывает обложной и ливневый |
Приборы
Вопросы | Ответы |
1. Барометр | для измерения атмосферного давления |
2. Флюгер | для измерения скорости и направления ветра |
3. Осадкомер | для определения количества осадков |
4. Термометр | для измерения температуры |
Приложение 4
Картинки распределения поясов атмосферного давления и циркуляции атмосферы.