Тема урока | Типы климата России |
Тип урока | Комбинированный |
Цель | Познакомить учащихся с типами климата России, научить их различать и давать их характеристику. |
Задачи и планируемые результаты | Задачи: Образовательные: 1) Закрепить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по территории России. 2) Изучить новые термины и понятия, выявить главные особенностях различных типов климата на территории России. 3) Научить определять тип климата по климатической карте. Развивающие: 1) продолжать развитие умения работать с климатическими картами. Воспитательные: 1) формировать научное мировоззрение. Планируемые результаты Предметные: знать: в каких климатических поясах находится территория России; факторы, влияющие на климат России; уметь: называть характерные особенности климата России,описывать климат отдельных территорий России;по картам атласа определять основные климатические показатели. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания. Личностные: обладать патриотизмом, уважением к Отечеству; ответственным отношением к учебному процессу, готовностью к саморазвитию и самообразованию; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки. Метапредметные: определять учебную задачу и работать в соответствии с ней; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; уметь анализировать и обобщать информацию; искать и отбирать необходимые источники информации; |
Когнитивная часть | Символьный, метод «Географический образ» |
Формируемые УУД | Личностные: установление обучающимися связи между целями учебной деятельности и её мотивом, нравственно – этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, оценка и саморегуляция в организации своей учебной деятельности, умение ставить проблему и искать пути её решения. Познавательные: общеучебные(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение текста и извлечение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме), логические (анализ и синтез учебной информации, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями. |
Ресурсы | Климатическая карта России, атласы, проектор, компьютер, мультимедийные презентации, учебник, лист с алгоритмом работы |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Актуализация знаний и навыков выполнения учебных действий | -Совсем недавно, у меня появился друг по переписке. Живёт она в г. Ухта, Республике Коми и написала мне, что у них уже пошел снег. -Я предлагаю вам, зайти на сайт погоды pп5 и посмотреть, действительно ли деле в Ухте выпал снег? -Есть ли какие-то общие черты общего у нашей республики и г. Ухты? -Андрей, выйди пожалуйста, к карте и найди и назови широту этих городов. -Скажите, а почему в Мордовии теплее, чем в Коми? | Дети пытаются ответить на этот вопрос (мозговой штурм). Называют общую причину географическая широта. | Познавательные |
Самопроверка и взаимопроверка результатов роботы | Вспомните тему прошлого урока. -Почему так разнообразны климатические условия в нашей стране? (проблемный вопрос) | Анализируют полученную информацию, работают в группах, отвечают имея знания по прошлой теме, и называют в причинах климатические факторы. | Регулятивные |
Введение в изучение нового материала | Вы только что перечислили все климатообразующие факторы. - А можем ли мы сразу точно сказать в каком климате живут жители Мордовии, а в каком жители Коми? -Как можно узнать? -Итак, мы пока не можем точно сказать, так как не знаем какие типы климата есть на территории России и чем они характеризуются. --Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Записывает тему урока на доске. Тема урока «Типы климата России» -Cегодня вы будете работать не только индивидуально, но и в парах и группах и от того на сколько будет слажена ваша работа, будет зависеть оценка, которую вы получите в конце урока. -Этапов оценивания будет несколько, посмотрите на вашем опорном листе есть алгоритм работы. За каждое выполненное задание вы получаете баллы, и по окончании урока вы суммируете баллы и поставите себе оценку. Я вам предлагаю все наши знания и незнания заносить в таблицу. Знаю Хочу узнать Узнал -Вы уже знаете климатообразующие факторы. -Что бы вы хотели узнать по теме сегодняшнего урока? -Чему бы вы хотели научиться и какие виды деятельности вам помогут на уроке? | Пытаются ответить на проблемный вопрос Ученики слушают, осмысливают и самостоятельно формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Дети называют вопросы, которые им интересны по данной теме. Учащиеся оговаривают цель урока и предполагают чему научатся на уроке Выбирают для работы разные источники информации: учебник, атлас, презентация Учащиеся знакомятся с предложенным алгоритмом работы. | Познавательные Регулятивные |
Изучение нового материала | -Вам предстоит необычайное путешествие по нашей стране. Вы отправитесь исследовать типы климата нашей страны. Вы будете работать в парах. Задача- с помощью, учебника и карт атласа охарактеризовать один из типов климата нашей страны, занося всё в таблицу. Затем пара исследователей представит выясненные факты задания. Для выбора типа климата пройдите на жеребьёвку (рука в шляпе) На все про всё у вас есть 7 минут. Поехали! -Учитель выводит на слайд презентации картинку типов климата и клим.поясам и приглашает по очереди учеников для ответа. | Выбирают тему для подготовки Дети работают с учебником, с картами в атласе. Ученики повторяют, какое задание им предстоит выполнять. Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму подачи этой информации всему классу. Используя слайды презентации, дети рассказывают по плану о типах климата России. | Познавательные Коммуникативные |
Анализ результатов деятельности | Молодцы юные исследователи! Вы справились с заданием. Теперь вы можете различить типы климатов и дать им характеристику. Не забывайте подсчитывать баллы и продолжайте участвовать в обсуждении и задавать вопросы! | Внимательно слушают ответы ребят, задают вопросы, оценивают выступления. | Регулятивные, оценивание действий личных и групповых |
Практическое закрепление знаний и умений деятельности | -Теперь, получив столько знаний, предлагаю воспользоваться ими и выполнить Задание-практикум, работая в группах Задание - практикум. Проанализируйте климатические диаграммы, опишите климат и определите его тип. -Проверяем по эталону (в презентации) Задание 2. Тест по теме «Типы климатов России» (из 5 вопросов) | Ученики анализируют данные климатограммы, выполняют задание в группах и сверяют по данному в презентации эталону. Выполняют задания теста, проверяют друг у друга и оценивают друг друга. | Регулятивные |
Рефлексия деятельности на уроке | Надеюсь, вам понравилось наше маленькое путешествие. К сожалению, оно подошло к концу. - Какова была тема урока? -Что мы узнали на уроке? Занесите в таблицу, что вы узнали сегодня на уроке? -В каком типе климата живем мы? -Какой климат самый не благоприятный для проживания?-Оцените свои результаты в соответствии с набранными баллами. - Сдайте ваши работы -К следующему уроку я проверю объективность выставленных вами оценок, сделаем работу над ошибками, если такова потребуется. | Учащиеся вспоминают цель и дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. | |
Выдача домашнего задания | 1. прочитать параграфа 21, проверить свои знания, пользуясь вопросами для контроля; 2. творческой группе составить кроссворд по теме «Климат и человек», используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу | Записывают д.з в дневник | |