kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы почв Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Почвы Казахстана.  Типы почв, их свойства.

Учитель: Майорникова Татьяна Васильевна учитель  географии  2 категории.

Восточно –Казахстанская область г. Смей, КГУ СОШ №9

Предмет: география Казахстана 8 класс

Цель: изучить типы почв, встречающихся на территории Казахстана и их использование в отраслях сельского хозяйства.

Задачи: познакомить с почвообразующими факторами;

-научить характеризовать свойства почв; продолжить формирование умений работать с картой,  схемами;

Оборудование: физическая  карта Казахстана, атласы 8 класс, презентация.

Ход урока

1. Организация класса

2. Актуализация знаний

-Что необходимо чтобы развивались и росли растения? (почва)

-Вспомните, что такое почва?

-Основное свойство почвы… (плодородие)

3. Изучение нового материала

Вспомните  как образуется почва? Найдите в тексте факторы,  которые влияют на образование почв.

климат, рельеф, микроорганизмы, животные, ветер, солнце, вода, человек

Составьте кластер факторов влияющих на образование почв (запись в тетрадь)

Г.п., рельеф                                                              осадки, тепло

                                             Факторы

                                     образования почв

Вода                                                                                                               биосфера                                                                                                                                                                                                                               

                                    Хоз. Деятельность человека

Изучением почв занимается наука «Почвоведение». Возникло в конце 19 века в России. Основателем науки стал русский ученый В.В. Докучаев. Он  доказал, что почва – это «особое естественно – историческое  тело», которое обладает важным свойством – плодородием. Что она   состоит из живой и не живой частей.

Образование почв идет очень медленно. За 100 лет образуется всего 0,5 см - 2 см. Первая почва сформировалась в результате жизнедеятельности бактерий. Почему?( не было животных и растений)

Начало образования почв, разрушение горных пород которые образовали  материнскую породу, которая под воздействием внешних сил постепенно изменилась. На ней поселились микроорганизмы затем растения и животные их останки, переработанные микроорганизмами образовали плодородный слой – гумус.

Составьте схему образования почвы.( запись в тетрадь)

Горные породы            выветривание ( разрыхление г.п.)                 материнская порода  (песок, щебенка)                  микроорганизмы                 воздействие на материнскую породу                   поселяются растения ( мхи, лишайники)                образование гумуса.

Закономерность распределения почв на земном шаре зависит от особенностей климата и растительного покрова. Если почва образуется в разных условиях, будет ли она одинакова на разных территориях? (нет)

Механический состав почв.

-Какое влияние на образование почв оказывают горные породы?(образуется на разных породах: на песках, глине и т.д.)

В зависимости на какой горной породе шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на песчаные, супесчаные, глинистые и суглинистые в зависимости от процентного содержания песка и глины.

Если больший % глины то-глинистые, суглинистые – это тяжелые почвы. Они плохо промываются, засоляются, заболачиваются.

Песчаные и супесчаные – легкие почвы, легко промываются, плохо удерживают влагу.

Типы почв.

Почва бывает структурная и бесструктурная.

Структурная почва должна  хорошо пропускать воздух, влагу. Только структурная почва может быть плодородной. Она состоит из комочков, между которыми есть  воздух, и проходит влага.  Гумус и глинистые частички склеивают почву в комочки. Чем больше гумуса тем лучше структура почвы.

Лучшая структура – зернистая, у которой комочки от1мм до 10мм. Такую структуру имеют черноземы.

Бесструктурные почвы -  песчаные. Они малоплодородные.

Работа с почвенной картой Казахстана.

-Какие почвы есть на территории Казахстана? ( обыкновенный чернозем, южный чернозем, серые лесные, темно – каштановые, каштановые, светло – каштановые, бурые, серо – бурые, горные породы)

-Какая закономерность в размещении почв? ( подчиняются закону широтной поясности)

В горах высотной поясности. Тип почв соответствует типу растительности. В Казахстане 86% равнины, поэтому почвы равнинного типа.. Остальные 12,5% - это почвы горных областей.

 Заполните таблицу используя текст учебника (самостоятельная работа)

Типы почв

Где расположена, площадь

Содержание гумуса

Встречается в ВКО

Природные зоны

Как используется

Черноземы

До 52 с.ш.

Северная часть РК

25,5 млн.га   (9,5%)

4-8%

Рудный Алтай, Калба до 1500 м

лесо –степь степь

Зерновые

Каштановые

Центральный Казахстан, север Прикаспийской равнины 90,6 млн. га (34%)

2- 4,5%

Равнины, предгорья Южного Алтая,Саура, Кокпектинско – Чарский мелкосопочник

Сухая степь полупустыни

Пастбища

Бурые

 Южная часть Казахстана 120 млн. га (44%)

1 -2%

Северное Прибалхашье, Зайсанская и Алакольская котловины,

Пустыни

Пастбища, орошаемое земледелие

Эрозия почв: Существует 2 вида эрозии почвы: ветровая и водная.

Ветровая в основном в степных засушливых районах, водная – только на склонах. В казахстане подвержено эрозии более 70 млн. га или 26% территории. Из них более 52% земель склонны к ветровой эрозии и более 17 млн. га – к водной.

- Как вы думаете почему ветровая эрозия преобладает? ( равнинный рельеф, частые ветры, легкий механический состав ( песчаный, супесчаный).  Меры борьбы с эрозией:

1.агротехнические: почвозащитные севообороты, правильная обработка почвы, террасирование склонов, снегозадержание;

2. мелиорация: защитные насаждения 

3.гидротехнические: строительство сооружений, препятствующих разрастанию оврагов.  Проведение этих мер способствует умень­шению эрозии почв.

 Вывод:  Таким образом учитывая почвообразующие факторы мы  можем сказать что: 

Почва - это  особое природное образование, сформировавшееся в результате преобразования горных пород под воздействием живых и отмерших организмов, солнечного тепла и атмосферных осадков.

4. Итог урока. Сегодня на уроке вы узнали, какие почвы распространены на территории нашей страны.  Скажите, для развития какой отрасли сельского хозяйства наиболее благоприятны почвы Казахстана? (животноводство, потому что большая часть почв используется в качестве пастбищ).

Какие типы почв распространены на территории Казахстана? (черноземы, каштановые, бурые)

5. Дом. Задание: §36, нанести типы почв  на контурную карту почв Казахстана.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы почв Казахстана»

Тема: Почвы Казахстана. Типы почв, их свойства.

Учитель: Майорникова Татьяна Васильевна учитель географии 2 категории.

Восточно –Казахстанская область г. Смей, КГУ СОШ №9

Предмет: география Казахстана 8 класс

Цель: изучить типы почв, встречающихся на территории Казахстана и их использование в отраслях сельского хозяйства.

Задачи: познакомить с почвообразующими факторами;

-научить характеризовать свойства почв; продолжить формирование умений работать с картой, схемами;


Оборудование: физическая карта Казахстана, атласы 8 класс, презентация.

Ход урока

1. Организация класса

2. Актуализация знаний

-Что необходимо чтобы развивались и росли растения? (почва)

-Вспомните, что такое почва?

-Основное свойство почвы… (плодородие)

3. Изучение нового материала

Вспомните как образуется почва? Найдите в тексте факторы, которые влияют на образование почв.

климат, рельеф, микроорганизмы, животные, ветер, солнце, вода, человек

Составьте кластер факторов влияющих на образование почв (запись в тетрадь)


Г.п., рельеф осадки, тепло




Факторы

образования почв

Вода биосфера




Хоз. Деятельность человека


Изучением почв занимается наука «Почвоведение». Возникло в конце 19 века в России. Основателем науки стал русский ученый В.В. Докучаев. Он доказал, что почва – это «особое естественно – историческое тело», которое обладает важным свойством – плодородием. Что она состоит из живой и не живой частей.

Образование почв идет очень медленно. За 100 лет образуется всего 0,5 см - 2 см. Первая почва сформировалась в результате жизнедеятельности бактерий. Почему?( не было животных и растений)

Начало образования почв, разрушение горных пород которые образовали материнскую породу, которая под воздействием внешних сил постепенно изменилась. На ней поселились микроорганизмы затем растения и животные их останки, переработанные микроорганизмами образовали плодородный слой – гумус.


Составьте схему образования почвы.( запись в тетрадь)

Горные породы выветривание ( разрыхление г.п.) материнская порода (песок, щебенка) микроорганизмы воздействие на материнскую породу поселяются растения ( мхи, лишайники) образование гумуса.

Закономерность распределения почв на земном шаре зависит от особенностей климата и растительного покрова. Если почва образуется в разных условиях, будет ли она одинакова на разных территориях? (нет)

Механический состав почв.

-Какое влияние на образование почв оказывают горные породы?(образуется на разных породах: на песках, глине и т.д.)

В зависимости на какой горной породе шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на песчаные, супесчаные, глинистые и суглинистые в зависимости от процентного содержания песка и глины.

Если больший % глины то-глинистые, суглинистые – это тяжелые почвы. Они плохо промываются, засоляются, заболачиваются.

Песчаные и супесчаные – легкие почвы, легко промываются, плохо удерживают влагу.

Типы почв.

Почва бывает структурная и бесструктурная.

Структурная почва должна хорошо пропускать воздух, влагу. Только структурная почва может быть плодородной. Она состоит из комочков, между которыми есть воздух, и проходит влага. Гумус и глинистые частички склеивают почву в комочки. Чем больше гумуса тем лучше структура почвы.

Лучшая структура – зернистая , у которой комочки от1мм до 10мм. Такую структуру имеют черноземы.

Бесструктурные почвы - песчаные. Они малоплодородные.

Работа с почвенной картой Казахстана.

-Какие почвы есть на территории Казахстана? ( обыкновенный чернозем, южный чернозем, серые лесные, темно – каштановые, каштановые, светло – каштановые, бурые, серо – бурые, горные породы)

-Какая закономерность в размещении почв? ( подчиняются закону широтной поясности)

В горах высотной поясности. Тип почв соответствует типу растительности. В Казахстане 86% равнины, поэтому почвы равнинного типа. . Остальные 12,5% - это почвы горных областей.


Заполните таблицу используя текст учебника (самостоятельная работа)

Типы почв

Где расположена, площадь

Содержание гумуса

Встречается в ВКО

Природные зоны

Как используется

Черноземы

До 52 с.ш.

Северная часть РК

25,5 млн.га (9,5%)

4-8%

Рудный Алтай, Калба до 1500 м

лесо –степь степь

Зерновые

Каштановые

Центральный Казахстан, север Прикаспийской равнины 90,6 млн. га (34%)


2- 4,5%

Равнины, предгорья Южного Алтая,Саура, Кокпектинско – Чарский мелкосопочник


Сухая степь полупустыни


Пастбища

Бурые

Южная часть Казахстана 120 млн. га (44%)


1 -2%

Северное Прибалхашье, Зайсанская и Алакольская котловины,


Пустыни

Пастбища, орошаемое земледелие

Эрозия почв: Существует 2 вида эрозии почвы: ветровая и водная.

Ветровая в основном в степных засушливых районах, водная – только на склонах. В казахстане подвержено эрозии более 70 млн. га или 26% территории. Из них более 52% земель склонны к ветровой эрозии и более 17 млн. га – к водной.

- Как вы думаете почему ветровая эрозия преобладает? ( равнинный рельеф, частые ветры, легкий механический состав ( песчаный, супесчаный). Меры борьбы с эрозией:

1.агротехнические: почвозащитные севообороты, правильная обработка почвы, террасирование склонов, снегозадержание;

2. мелиорация: защитные насаждения

3.гидротехнические: строительство сооружений, препятствующих разрастанию оврагов. Проведение этих мер способствует умень­шению эрозии почв.

Вывод: Таким образом учитывая почвообразующие факторы мы можем сказать что:

Почва - это особое природное образование, сформировавшееся в результате преобразования горных пород под воздействием живых и отмерших организмов, солнечного тепла и атмосферных осадков.

4. Итог урока. Сегодня на уроке вы узнали, какие почвы распространены на территории нашей страны. Скажите, для развития какой отрасли сельского хозяйства наиболее благоприятны почвы Казахстана? (животноводство, потому что большая часть почв используется в качестве пастбищ).

Какие типы почв распространены на территории Казахстана? (черноземы, каштановые, бурые)

5. Дом. Задание: §36, нанести типы почв на контурную карту почв Казахстана.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Типы почв Казахстана

Автор: Майорникова Татьяна Васильевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 277887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Разработка урока на тему "Зональная характеристика и диагностика типов почв Казахстана. Черноземная зона.""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_na_temu_zonalnaia_kharakteristika_i_diagnostika_tipov_pochv_kaz"
    ["file_id"] => string(6) "593414"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638560570"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Почва.Типы почв Казахстана "
    ["seo_title"] => string(29) "pochva-tipy-pochv-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "117442"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412787219"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация для урока "Почвы Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-dlia-uroka-pochvy-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "136059"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417021624"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(17) "Типы почв"
    ["seo_title"] => string(10) "tipy_pochv"
    ["file_id"] => string(6) "359393"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479293807"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема: Почвы Казахстана. Типы почв, их свойства. Закономерности распространения. "
    ["seo_title"] => string(82) "tiema-pochvy-kazakhstana-tipy-pochv-ikh-svoistva-zakonomiernosti-rasprostranieniia"
    ["file_id"] => string(6) "160892"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422125730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства