3.Новая тема Осмысления 15 мин | Слово учителя На нашей Земле океанов — четыре: Индийский — самый соленый в мире, Океан Атлантический славен сельдями, Ледовитый всё время спит подо льдами, А Тихий, конечно же, вовсе не тихий — А буйный, глубокий и самый великий! Методический прием: «Верные и неверные утверждения» С какими строками стихотворения вы согласны? А с какими не согласны? Ответ обоснуйте. -Какие океаны мы сегодня будем изучать? Открыли тетради, записываем число и тему урока. Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Практическая работа Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу. Работать будем в парах. 1 вариант изучает Индийский океан. 2 вариант изучает Тихий океан Прием «Концептуальная таблица» План характеристики | Названия океанов | Тихий | Индийский | 1. Площадь, млн км2 | 178620000 кв.км | 75870000 кв.км | 2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана | Экватор пересекает посередине, нулевой меридиан –нет, пересекает 180 меридиан | Экватор пересекает в северной части, нулевой меридиан -нет | 3. В каких климатических поясах расположен океан | Во всех, кроме арктического | С тропического до антарктического | 4. Наибольшие моря и заливы | Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Филиппинское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена, Заливы: Аляска, Калифорнийский, Анадырский, Сиамский | Моря: Арафурское, Тиморское, Андаманское, Аравийское, Красное, Космонавтов, Содружества, Моусона Заливы: Большой Австралийский, Карпентария, Бенгальский, Персидский, Аденский | 5. Проливы, которые соединяют с другими океанами | Дрейка, Малаккский, Торресов, Басов, Берингов Панамский | Малаккский, Торресов, Басов, Баб-эль-Мандебский | 6. Особенности океанических течений | Теплые: Восточно-Австралийское, Куросио, Восточно-Австралийское, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское Холодные: Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров | Теплые: Мозамбикское, мыса Игольный, Муссонное, Южное Пассатное Холодные: Сомалийское, Западных Ветров | 7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан | Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида, Евразия Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские, Гавайские, Тасмания | Австралия, Антарктида, Евразия, Африка Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява | 8. Средняя глубина, м | 3980 м | 3736 м | 9. Максимальная глубина, м | 11022 м | 7729 м | 10. Температура воды в поверхностном слое, °С | 25-29 гр. | 25-27 гр | 11. Солёность воды, ‰ | 35-36 | 40-42 | 12. Представители растительного и животного мира | | | Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны. Инди́йский океа́н — самый молодой и третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. Его площадь составляет— 76,17 млн. кв. км. Природе Индийского океана в большей мере, чем другим океанам, присуща тропическая экзотика. Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади находится в южном полушарии. Он не имеет непосредственной связи с Северным Ледовитым океаном. Тихий океан — самый большой по площади и глубине океан на Земле. Площадь которой составляет – 178,6 млн. кв. км. Индийский океан расположен преимущественно в Южном полушарии между берегами Африки, Азии, Австралии и Антарктиды. На юго-западе и юго-востоке, где Индийский океан широкими проходами соединен с Атлантическим и Тихим океанами На северо-западе и западе Тихий океан ограничен берегами Евразии и Австралии, на северо-востоке и востоке — берегами Северной и Южной Америки. Рельеф дна океанов. Тихий океан имеет самую большую среднюю глубину… (около 4300 м) и самые большие абсолютные глубины… (до 10 863 м). . Для Тихого океана характерно расположение наибольших глубин … (по его окраинам). Особенно много больших глубин в … (западной половине ) океана. Почти все впадины Тихого океана имеют вид … (сильно вытянутых ложбин), направление которых в общем совпадает с направлением горных цепей близлежащих островов. Индийский океан отличается также значительной средней глубиной… (3900 м), около 50% его площади имеет 4500—5000 м глубины. Для него характерны два поднятия дна, из которых одно является как бы южным … (продолжением Индостана), а второе— северным … (продолжением Антарктиды). Эти поднятия делят Индийский океан на две части: западную и восточную — с глубинами от 4 до 6 тыс. м. Наиболее глубокие впадины, имеющие вид…( вытянутых ложбин) , лежат в восточной части. Самая глубокая из них …(у Зондских островов) от 5 до 7 тыс. м. Индийский океан Этот океан является океаном нагретых вод. Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера; его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт; в южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги; характерны муссонные ветры и муссонные течения. Соленость вод Для Индийского океана характерна максимальная температура поверхностных вод. В северной части океана их средняя температура составляет около +30° С, а в Персидском заливе достигает +34° С. Однако из-за мощного притока холодных вод из антарктических широт средняя температура океанской воды составляет +17° С. При средней солености вод ниже, чем в Атлантике, в Индийском океане отмечаются акватории с повышенной соленостью. Так, в персидском заливе соленость вод достигает 39 %, а в Красном море – 41 %. В Тихом океане соленость воды в области субтропических максимумов значительно меньше, чем в других океанах. Средняя широтная величина солености у 20-25° ю.ш. составляет 35,70‰, а у 25 - 30° с.ш. - только 34,95‰. Поэтому в Тихом океане наблюдаются отрицательные аномалии солености воды, получающие особенно широкое распространение в северном полушарии, где они достигают - 1‰. | Формулируют тему урока Записывают тему урока в тетради Учащиеся заполняют таблицу Работа в парах Выступление уч-ся | личностные: осознание целостности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира, бережного отношения к окружающей среде, осознание единства географического пространства. Предметные: понимание географических следствий исследования поверхности Земли, умение работать с разными источниками географической информации, умение выделять, описывать объяснять существенные признаки объектов и явлений. Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе .Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Личностные: соблюдение норм и правил поведения на уроке. Предметные: владение элементарными практическими умениями, картографическая грамотность. Метапредметные: способность к сотрудничеству и коммуникации. Контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность |