Урок по теме «Тихий океан».
Цели:
Образовательные:
- называть и показывать важнейшие географические объекты, ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хозяйственной деятельности, меры по охране вод, крупнейшие порты Тихого океана;
- объяснять особенности рельефа дна, образование течений, их влияние на природу прилегающей суши.
Развивающие:
- развитие географического мышления, устной речи, навыков чтения тематических карт;
- развитие способности выделять главное из текста;
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности, умения работать в коллективе;
- повышение интереса к изучению предмета.
Оборудование: физическая карта мира, план характеристики океана, раздаточный статистический материал, шаблоны для номинаций, презентация «Тихий океан».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Тема урока – «Тихий океан».
Этому океану по праву принадлежат несколько титулов самый – самый. А вот в каких номинациях Тихий океан получит эти титулы, мы определим в ходе урока.
Цель урока: доказать на примере, что Тихий океан является огромным природным комплексом, в котором все компоненты взаимосвязаны. Порядок изучения компонентов указан в плане характеристики океана, которую вы уже получили.
? Что будет являться основным источником информации сегодня на уроке?
о: карты атласа.
У: А дополнительным источником географической информации послужит учебник. Итак, мы приступаем к знакомству с Тихим океаном.
? Как располагается Тихий океан по отношению к экватору?
О: в северном и южном полушариях
? Как располагается Тихий океан по отношению к начальному меридиану?
О: в восточном и западном полушариях
*Перечислите и покажите на карте материки, которые омываются водами Тихого океана.
? Как провести границы океана там, где нет материков?
О: они проходят условно по меридианам мысов: мыс горн (остров Огненная Земля) между Тихим и Атлантическим, мыс Южный (остров Тасмания) между Индийским и Тихим океанами, по Берингову проливу проходит граница между Тихим и Северным Ледовитым океанами.
? Кто дал океану такое название?
о: Ф.Магеллан
/ на экране слайд 1 – изображение Ф Магеллана/
? Как же проходило изучение океана? Ответить на этот вопрос нам поможет текст учебника.
*Прочитайте в учебнике на странице 80 статью «История исследования океана».
? Почему потребовалось столько времени на изучение этого океан?
О: он очень большой.
* Докажите утверждение о том, что Тихий океан самый большой, используя рис 2 на стр.6 учебника.
О: его площадь 179,7 млн км2
/ на экране слайд 2 – круговая диаграмма «Площадь океанов и суши»/
* атлас, стр 20
? Каков объём Тихого океана?
О: 722 579 000 км3
? Какова его средняя глубина?
О: 4028 м
? Какова максимальная глубина?
О: 11028 м
У: это Марианская впадина
* Сравните размеры Тихого океана с размерами других океанов, используя статистические раздаточные материалы.
/ слайд 3 - размеры океанов/
О: Тихий океан является самым большим и самым глубоким океаном
У: Итак, первые две номинации наш океан уже получил.
? Какие составные части можно выделить в составе любого океана?
О: моря, заливы, проливы
* атлас, стр 20
* Приведите примеры морей, которые относятся к бассейну Тихого океана. Покажите их на карте.
О:
У: Некоторые моря отделены от океана островными дугами.
? Что такое остров?
О: относительно небольшие участки суши со всех сторон окружённые водой.
* Назовите и покажите на карте наиболее крупные острова, расположенные в Тихом океане.
О:
У: На самом деле Тихий океан изобилует островами, их более 10 000. И это ещё одна номинация для Тихого океана.
Итак, мы познакомились с географическим положением Тихого океана. Далее, следуя нашему плану, мы поведём разговор о рельефе дна.
* атлас, стр 20
? Какие крупные формы рельефа присутствуют на дне Тихого океана? Назовите их, покажите на карте
/ слайд 4 - рельеф дна Мирового океана/
О: котловины, срединно – океанические хребты
У: Срединно – океанические хребты расположены в восточной части океана и образуют единую структуру. В которую входят Восточно – Тихоокеанское и Южно - Тихоокеанское поднятия и их боковые ветви – Галапагосская и Чилийская.
* По тектонической карте в атласе (стр 4-5) Какая тектоническая структура расположена в основании океана?
О: Тихоокеанская литосферная плита
/ слайд 5 – плиты литосферы /
? С какими плитами она взаимодействует?
О: с Индо – Австралийской, Североамериканской и Южноамериканской
? Какие процессы происходят на границах их взаимодействия?
О: землетрясения, извержения вулканов
У: Эти места на поверхности нашей планеты получили название «Тихоокеанское огненное кольцо».
? Какой компонент природного комплекса мы будем рассматривать дальше?
О: климат
* атлас, стр 10
? В каких климатических поясах расположен Тихий океан?
О:
? В каких поясах располагается большая его часть?
О: в экваториальном, субэкваториальных и тропических
* Выдвиньте предположение, как это повлияет на температуру над акваториями тихого океана?
/слайд 6 – карта океанов/
О: температуры будут высокими
* Докажите это, используя карту атласа на стр 6
О: +16, +24
? А какие температуры преобладают в северных широтах и близ берегов Антарктиды?
О: -8, -16
* По таблице из раздаточного материала сравните средние температура в поверхностном слое
О: Тихий океан – самый тёплый.
У: это следующая номинация. Таким образом мы рассмотрели температурный режим океана, а далее поговорим о господствующих ветрах.
*атлас, стр 8
? Какие ветры оказывают влияние на климат океана?
О: северо – восточные и юго – восточные пассаты
? Что означает это название?
О: «ветры, способствующие переезду»
? Кто, когда и почему дал им такое название?
О: европейские купцы во времена парусного флота, так как эти ветры постоянно дуют вблизи экватора
? Как называются ветры, господствующие в умеренных широтах?
О: западные
У: Над поверхностью океана, особенно в южном полушарии, эти ветры достигают такой силы, что нередко приносят беду.
/слайд 7 – опасные стихийные явления/
У: Ежегодно обрушиваются на Японию, Филиппины, восточное побережье Вьетнама и Китая тихоокеанские тайфуны. Диаметр тайфуна колеблется от 200 до 1800 м, в его центре часто бывает спокойная и даже ясная погода, в то время как на периферии идут ливневые дожди, дуют ураганные ветры и штормовые волны достигают высоты 10-12 м.
И океан получает следующую номинацию – самый грозный.
? Почему же такой грозный океан получил название «Тихий» ?
О: корабли Ф.Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад; всё это время океан был удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим.
У: А теперь мы рассмотрим не менее важное свойство океанической воды – солёность.
? Что такое солёность?
О: количество минеральных веществ, в граммах, растворённое в 1 л воды
? В каких единицах измеряется солёность?
О: в промилле
? Где показатели солёности максимальные?
О: у экватора
? Где показатели солёности минимальные?
О: в полярных широтах
У: если сравнить Тихий океан с другими океанами по солёности, то станет понятно, что солёность поверхностных вод в нём несколько ниже. Это ещё одна особенность океана.
Рассматривая предыдущую картосхему, мы увидели, что в распределении солёности поверхностных вод просматривается зональность, но её нарушают морские течения.
* атлас, стр 2
* Перечислите течения Тихого океана
/ на доске закреплены карточки с названиями течений Тихого океана и начерчено начало схемы «Течения Тихого океана» /
* Разместите карточки с названиями течений на схеме в зависимости от их температуры.
О: Течения
тёплые холодные
Северное Пассатное Калифорнийское
Южное Пассатное Перуанское
Межпассатное противотечение Западных Ветров
Куросио
Северо – Тихоокеанское
Восточно – Австралийское
У: Итак, мы познакомились с течениями Тихого океана и далее речь пойдёт об обитателях этого удивительного природного комплекса.
/слайд 8 – жизнь в океане/
* атлас, стр 20
*Приведите примеры живых организмов, относящихся к :
- водорослям;
- иглокожим;
- моллюскам; /Слайд 9, 10 – изображение моллюсков и червей/
- членистоногим;
- пресмыкающимся;
- рыбам;
- птицам;
- млекопитающим.
? Какой вывод можно сделать из всего выше перечисленного?
О: очень богат видовой состав организмов, обитающих в Тихом океане.
У: По числу видов и биомассе органический мир Тихого океана богаче, чем в других океанах. Это объясняется его размерами, разнообразием природных условий и длительной геологической историей.
Тихий океан и его моря омывают побережья континентов, на которых расположено более 30 прибрежных государств с общим населением около 2 млрд человек. Океан играет важную роль в их жизни.
/ слайд 11 – политическая карта/
? Что даёт океан людям?
/слайд 12 – рыболовство/
О: биологические ресурсы, полезные ископаемые, морские пути
У: Тихий океан занимает первое место по добыче рыбы, морепродуктов; а его морские трассы отличаются наибольшей протяжённостью.
? К каким последствиям приводит такая интенсивная хозяйственная деятельность?
/слайд 13 – загрязнение океана/
О: сильное загрязнение акватории океана, истощение запаса рыб
? Какие меры нужно предпринимать, чтобы исправить создавшееся положение7
IV. Закрепление изученного материала:
А)Географический диктант «Узнай цифру»:
- 722 579 000 млн км3 - объём океана
- 4028 м – средняя глубина
- 179,7 млн км2 – площадь океана
- 11022 м – максимальная глубина океана
- 1км – ширина срединно – океанических хребтов
Б) обозначить на контурной карте объекты номенклатуры, указанные в раздаточном материале
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно – Китайское, Южно – Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амундсена, Беллинсгаузена.
Заливы: Аляска, Калифорнийский.
Острова: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Галаппагос, Гавайские.
Полуострова: Камчатка, Корея, Малакка.
Проливы: Магелланов, Дрейка, Берингов.
Поднятия: Восточно – Тихоокеанское, Южно – Тихоокеанское.
Котловины: Южная, Северо –Восточная
Течения: Северное Пассатное, Калифорнийское, Южное Пассатное, Перуанское, Межпассатное противотечение, Западных Ветров, Куросио, Северо – Тихоокеанское, Восточно – Австралийское
V. Итог.
VI. Домашнее задание:
параграф 17, закончить работу в контурной карте