kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Природные зоны Африки. Обобщение знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            Тема: Природные зоны Африки. Обобщение знаний
Цель:
- обобщить и закрепить знания о природных зонах материка, их особенностях (климат, почвы, растительный и животный мир)
- развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности, работать с картой Африки, дополнительной литературой
- воспитывать внимание, интерес к предмету.

Оборудование:карта «Природные зоны мира», атласы, раздаточный материал, таблицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Природные зоны Африки. Обобщение знаний»

Тема: Природные зоны Африки. Обобщение знаний
Цель:
- обобщить и закрепить знания о природных зонах материка, их особенностях (климат, почвы, растительный и животный мир)
- развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности, работать с картой Африки, дополнительной литературой
- воспитывать внимание, интерес к предмету.

Оборудование: карта «Природные зоны мира», атласы, раздаточный материал, таблицы.

Подготовительный этап.
К уроку – конференции определяются три группы экспертов, которые готовят материал по различным природным зонам: пустыни, саванны и редколесья, влажные экваториальные леса. Для проведения урока учитель готовит «лжепутешественника».

Ход урока.

I.Организация класса (проверяю готовность к уроку, отмечаю отсутствующих).

II.Объявление темы и целей урока, эпиграф, записи в тетради темы урока.

III.Повторение пройденного материала
- Когда-то великий путешественник, исследователь Центральной Азии Николай Михайлович Пржевальский говорил: «А жизнь прекрасна ещё и потому, что можно путешествовать». Чтобы убедиться в справедливости этих слов, я предлагаю совершить путешествие в Африку. Мы с вами уже били в туристическом походе.
- С чего начинается любое путешествие?
(ответы – предложения учащихся)
- На мой взгляд, наша подготовка к туристическому походу началась со сбора рюкзака. Но поход наш был недалеким, а сегодня путешествие далекое, аж до самой Африки. Потому нам нужно собрать в рюкзак необходимые вещи – знания. Для этого вы должны ответить на вопросы. (блиц-опрос)
1. Сколько всего материков? Покажите их.
2. Сколько всего океанов? Покажите их.
3. Что называется физико-географическим положением материка?
4. Кто на протяжении 30 лет исследовал внутренние районы Африки?
5. Что такое рельеф?
6. Назовите основные формы рельефа.
7. Что преобладает в рельефе Африки?
8. Назовите самую высокую точку Африки.
9. Покажите горы Африки.
10. Какими полезными ископаемыми богата Африка ?
11. В каких климатических поясах расположена Африка?
12. К каким бассейнам относят реки и озёра Африки?
13. Что называется природным комплексом?
14. На какие группы условно можно разделить все природные комплексы Земли?
15. Чем обусловлено размещение природных зон на материке?
16. Какие природные зоны встретились нам в Африке?

- Я убедилась в том, что все ученики 7-Б класса готовы отправиться в путешествие по природным зонам Африки. Путешествие будет заочным и помогут мне его провести участники творческой лаборатории, которые всю неделю готовились к проведению конференции и я хочу вам их представить: Это
1. Группа экспертов из Банги. (влажные экв. леса)
2. Группа экспертов из Найроби. (саванны и редколесья)
3. Группа экспертов из Асуана. (пустыни)

Входит «лжепутешественник»
Лжепутешественник «Странно! Приглашение у меня есть, но почему-то вы забыли обо мне?! Но ничего, я сяду здесь, среди ребят.
Учитель демонстрирует рисунок пустыни
Учитель
- Что это за природная зона, которая практически без влаги?
п/о Пустыни, так как в течении года воздушные массы сухие и
жаркие.
Учитель
- Назовите природную зону, в которой высокая температура и много осадков.
п/о Это влажные экваториальные леса. В течение года
воздушные экваториальное массы характеризуется высокими
годовыми температурами и большим количеством осадков.
Учитель
-Следующая зона характеризуется влажным и сухим периодом. Что это за зона?
п/о Саванны, редколесья. В течение года здесь меняются
воздушные массы. Когда приходят экваториальные, наступает
период дождей, а когда тропические – сухой период.
Учитель
- Даем слово экспертам из Банги
Мы изучали таинственный мир экваториального леса. Кто не мечтал побывать в нём?.
Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав и бамбуков, перевитых травянистыми и одеревеневшими лианами разной толщины и длины. Кое-где деревья смыкаются над тропой, мы едем, словно по узкому туннелю. Встречали дерево, ствол которого сплошь покрыт эпифитами – мхами и лишайниками. В центре экваториальных лесов расположен огромный бассейн Конго, собрав свои воды с огромной площади, река несёт их в Атлантический океан. Огромные пространства в центральной части и реки Конго периодически превращаются в настоящие мелководные озёр, над которыми поднимаются стоящие «по колено» в воде деревья. По затопленному лесу можно целыми днями плыть на лодке в любом направлении, свободно перебираясь из одного речного бассейна в другой и нигде не встречая даже клочка сухой земли.
Лжепутешественник
- Позвольте, надо уточнить. Вот мой друг Паганель, по определённым видам животных мог сразу сказать, где он находится. Я помню, он говорил, что существует очень большая муха, которая обитает только в Южной Америке. А по какому представителю животных можно определитьАфрику?
Эксперт из Банги
- Учащиеся п/о это муха цеце, и встретить ее можно только на материке Африка, место ее обитания – влажные экваториальные леса и бассейн озера Виктория.
Учитель
- Даём слово эксперту из Найроби
Эксперт из Найроби
- Саванна имеет два цвета – ярко-зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон, когда почти все деревья сбрасывают листву, а травы выгорают под палящим солнцем. Баобаб – характернейшее дерево африканской саванны. Считают, что он может жить 5 тыс. лет. На кроне некоторых баобабов сохранились отметки, сделанные в XV веке, то есть пятивековой давности. Диаметр ствола превышает 10 м. Природа одарила обитателей саванна – жирафа, леопарда, зебру, гиеновую собаку – причудливой окраской. Расцветка их шкур настолько сливается с красками пейзажа африканской саванны, что на его фоне почти невозможно их заметить.
Лжепутешественник
- Извините, скажите, пожалуйста, кто является врагом дерева путешественников – баобаба? Мы однажды с Паганелем хотели разжечь костёр, но, увы…
Эксперт из Найраби
- Ребята, скажите нашему «коллеге», кто является врагом баобабов?
Учащийся. п/о Слон. Он поедает богатую кальцием влажную кору, так как запасет на сухой сезон много воды.
Эксперт из Асуана
- Ребята! Что это за страшный рисунок в моих руках?
Лжепутешественик
- Да это же Канада! Думать нечего, вон лист клёна.
Эксперт из Асуана
- Канада в Африке. Так ли это?
Учащийся п/о Нет! Это оазис в пустыне. Вот песок, пальма, а лист – это просто небольшой участок растительности в пустыне.
Эксперт из Асуана
- Слово «сахара» ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. И всё же Сахара – это не только пустыня. Это ещё и скалистые ландшафты с причудливыми башнями и мостами, которые выглядят словно сказочные города; это долины с зеленеющими деревьями; это глубокие озёра, в спокойной глади которых отражаются вершины пальм; это золотые песчаные дюны, где копошатся различные жуки и шныряют юркие ящерицы.
Температура на освещённой солнцем поверхности камней и скал в Сахаре может приближаться к 100 С. Это одна из причин возникновения миражей. Даже опытные путешественники иногда становятся жертвами оптического обмана. Ученые подсчитали, что ежегодно в Сахаре наблюдается 160 тыс. миражей.
На пути от маленького селения Айн-Тайба до Гадаламы мы услышали особенный звук, свойственный только пустыне… Это было редчайшее явление - звук солнца. Около полудня при 42 – градусной жаре мы услышали громкий и отчетливый треск лопнувшего на наших глазах перегретого камня. Звук этот был настолько силён, что все мы невольно переглянулись. Мы поняли, почему обитатели пустыни говорят, что солнце на их родине заставляет кричать даже камни и пески.
Эксперт из Асуана
- Ребята! Мы знаем, что в пустынях все реки пересыхают, а почему Нил полноводный?

Учащийся
п/о. Река Нил берет начало в субэкваториальном климатическом поясе, где достаточно влаги; его два истока берут начало в озерах – Тана (Голубой Нил) и Виктория (Белый Нил)
Учитель.
- Ребята! Вы выслушали внимательно экспертов и наверное, у вас возникло желание задать им вопросы. Быстренько в письменном виде запишите на листочке ваши вопросы.
Вопросы: 1. Какое дерево саваны называют деревом-аптекой?
(саркоуефалюс)
2. Какой самый большой цветок в Африке, обитатель пустынь?
(вельвичия)
3. Какая самая большая птица планеты живёт в Африке?
(африканский страус)
4. В наших лесах мед обнаруживает медведь, а кто может указать, где есть мед в
Африке?
(птичка-медоед)
5. Какое животное меняет свою окраску?
(хамелеон)
6. Какое растение имеет самые крупные сложные листья?
(пальма-рафия)
7. Какая самая большая лягушка обитает в Африке?
(лягушка-голиаф)
8. Почему все африканцы боятся змеи мамбы?
(Это самая быстрая змея, скорость её передвижения по земле равна
11,3 км/ч, а в ветвях деревьев она ещё стремительнее. Человеку убежать
от неё очень трудно. К тому же, это самая ядовитая змея).
9. Почему страус всегда вызывает интерес?
(Эта птица, у которой самые большие яйца, длина колторых составляет
от 14 до 15,5 см, страус развивает самую большую скорость в беге – 50 км/ч).

Эксперт
А сейчас мы хотим узнать, узнали ли вы нашего коллегу?
Учащийся
Да! Это «лжепутешественник», который всё путает, как и его друг Паганель. Го мы надеемся, что истину он найдёт и исправится.
III. Итог урока
Учитель
Ребята! Прежде всего, хочу от вашего имени и от себя поблагодарить наших экспертов за интересную информацию, материалы, которые они предоставили нам и пригласить их к нам ещё раз в гости. Хочется отметить отличную подготовку «лжепутешественника» и ребят, которые принимали самое активное участие в коференции.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Природные зоны Африки. Обобщение знаний

Автор: Василиогло Светлана Викторовна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация к уроку для 7 класса по теме "Природные зоны Африки" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-k-uroku-dlia-7-klassa-po-tiemie-prirodnyie-zony-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "121845"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414080533"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок географии в 7 классе "Природные зоны Африки" с мультмедийной презентацией "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-ghieoghrafii-v-7-klassie-prirodnyie-zony-afriki-s-mul-tmiediinoi-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "121839"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414079850"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Обобщающее повторение по теме «Африка»  Урок -КВН "
    ["seo_title"] => string(58) "obobshchaiushchieie-povtorieniie-po-tiemie-afrika-urok-kvn"
    ["file_id"] => string(6) "140263"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417911393"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Африка "Обобщение, систематизация и проверка знаний" "
    ["seo_title"] => string(58) "afrika-obobshchieniie-sistiematizatsiia-i-provierka-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "165985"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422893083"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-5-klassie-na-tiemu-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "138210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417514435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства