Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Гидросфера и человек"»
Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме: «Гидросфера и человек».
Тип урока – Урок «открытия нового знания».
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: изучить взаимодействие гидросферы и человека.
Задачи урока:
1. Личностные результаты: формирование и развитие экологического качества личности. Развитие интереса учащихся к глобальным проблемам современности.
2. Метапредметные результаты: применять имеющиеся знания в поисках решения учебных задач, максимально использовать творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, умение работать с текстом, дополнительным материалом и фотографиями.
3. Предметные результаты: понять взаимосвязь гидросферы и человека, научить определять последствия воздействия человека на водную оболочку Земли; как изменяется гидросфера; выявлять источники загрязнения воды, охарактеризовать меры по охране гидросферы.
Метод: частично поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Средства обучения: презентация, учебник, дополнительный материал.
- На столах у вас карточки с заданием по разделу «Гидросфера». Прочтите задание. Всем понятно? На выполнение задания 3 минуты.
- Проверяем правильность выполнения работы.
- На что было направлено данное задание.
Оценим ваши знания. Определимся с критериями оценки. (Версии детей. Твоя экспертная позиция). ( 4 – 5 заданий – «3»,
6 – 7 – «4», 8 – «5»).
-Вы уже много знаете о гидросфере.
Посмотрите на слайд.
На какие группы вы бы разделили фотографии.
Определите тему урока. Я позволю уточнить. Гидросфера и человек.
Поставим учебные задачи.
Отвечают на вопросы
Читают задание «Установление истинности и ложности высказывания».
«Установите истинность или ложность высказывания о гидросфере. Ответ запишите в таблицу буквами «л», если высказывание ложное, «и»- высказывание истинное. Если высказывание оказалось ложным, запишите правильный ответ».
Письменно на листочках выполняют задание.
Знать понятийный аппарат по теме «Гидросфера»
Выход на тему урока, постановка целей урока
- изучить взаимосвязь гидросферы и человека,
- узнать, как человек использует гидросферу,
- определить последствия деятельности человека, необходимость ее охраны.
Этап изучения новых знаний
Первая УЗ: охарактеризовать взаимосвязь гидросферы и человека. Вы уже опытные и надеюсь, сможете эту характеристику составить. Предлагаю, выполнить задание в группах:
Задание: Перед вами текст о взаимосвязи гидросферы и человека. Вставьте в текст пропущенные слова и подготовитесь к выступлению.
Гидросфера участвует в становлении _______и _______ на земле. В течение теплой поры года воды накапливают запас ________, а затем, с наступлением _______, постепенно это тепло ______, таким образом, __________атмосферу.
Без воды ни человек, ни животные, ни растения на планете _____________ бы не смогли.
Вода обеспечивает действие всех процессов в человеческом организме. Кислород и питательные вещества доставляются ко всем клеткам при помощи __________.
_______ обеспечивает регуляцию температуры тела, участвует в процессе преобразования _______ в энергию, __________ из организма шлаки, помогает в усваивании питательных веществ.
Что вы делали? Для чего? С первой задачей справились.
Преступаем ко второй задаче: узнать, как человек использует гидросферу.
Задание №2. Использую информацию с фотографий и понятия, которые повторили в начале урока, в группах составить рассказ об использовании гидросферы человеком.
Справились с задачей?
Третья задача: определить последствия деятельности человека, необходимость ее охраны.
Задание: Прочитайте текст, определите последствия деятельности человека на гидросферу, литосферу и биосферу.
Заполните таблицу:
Использование гидросферы
Последствия деятельности на
гидросферу
литосферу
биосферу
1. Строительство водохранилищ
2. Сельское хозяйство
3. Транспортные пути
Группа выступает, остальные заполняют таблицу.
Вывод: Какое влияние оказывает деятельность человека на оболочки земли.
Представьте себя работниками министерства по охране Окружающей среды. Перед вами информация о пагубном влиянии …, разработайте меры по охране гидросферы.
С какой проблемой справляетесь?
Восстанавливают текст
Используя фотографии, составляют рассказ об использовании гидросферы человеком.
В группах читают текст и заполняют таблицу
Этап рефлексии
Какие умения сегодня формировали. Дополним ими перечень умений по разделу. Перечень полный. Все темы пройдены. Домашнее задание: Еще раз повторить ключевые понятия + на выбор: найти информацию о мерах по охране гидросферы в РФ и РК.
Приложение 1.
Задание: Перед вами текст о взаимосвязи гидросферы и человека. Вставьте в текст пропущенные слова и подготовитесь к выступлению.
Гидросфера участвует в становлении _______и _______ на земле. В течение теплой поры года воды накапливают запас ________, а затем, с наступлением _______, постепенно это тепло ______, таким образом, __________атмосферу.
Без воды ни человек, ни животные, ни растения на планете _____________ бы не смогли.
Вода обеспечивает действие всех процессов в человеческом организме. Кислород и питательные вещества доставляются ко всем клеткам при помощи __________.
_______ обеспечивает регуляцию температуры тела, участвует в процессе преобразования _______ в энергию, __________ из организма шлаки, помогает в усваивании питательных веществ.
Образец
Гидросфера участвует в становлении погоды и климата на земле. В течение теплой поры года воды накапливают запас тепла, а затем, с наступлением холодов, постепенно это тепло отдают, таким образом, согревая атмосферу.
Без воды ни человек, ни животные, ни растения на планете существовать бы не смогли.
Вода обеспечивает действие всех процессов в человеческом организме. Кислород и питательные вещества доставляются ко всем клеткам при помощи жидкости.
Вода обеспечивает регуляцию температуры тела, участвует в процессе преобразования пищи в энергию, выводит из организма шлаки, помогает в усваивании питательных веществ.
Приложение 2
Последствия деятельности человека на гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу.
Использование гидросферы
На гидросферу
Влияние на литосферу
На биосферу
1. Строительство
водохранилищ
Ухудшается качество воды
Затапливаются большие площади плодородных пойменных лугов,подъем грунтовых вод приводит к заболачиванию обширных территорий
Опасность для их сред обитания, миграции
2. Сельское хозяйство (орошение)
Усыхание озер, повышение соленость вод
Улучшает физический состав почвы. Почва быстрее поддается процессу крошения и рыхления
Вымирают ценных виды рыб. Орошение обеспечивает лучшие условия для внутрипочвенных микроорганизмов
3. Транспортные пути
Пищевые и промышленные отходы, нефтяные пятна
Разливы нефти приводят к гибели морских млекопитающих и рыб.Страдают птицы, поскольку нефть пропитывает перья
Приложение 3
Использование ресурсов гидросферы в промышленности.
Реки и озера издавна используются людьми для снабжения водой, орошения, рыболовство. Воздвигая плотины на реках, человек научился создавать искусственные водоемы – водохранилища. В период половодий они накапливают воду, которая затем постепенно расходуется для бесперебойного обеспечения хозяйства и населения. В плотинах водохранилищ часто создают гидроэлектростанции. Энергия падающей воды используется для выработки электроэнергии. При строительстве водохранилищ, затапливаются большие площади плодородных пойменных лугов. Под водой оказались сотни сел и целые города. Вода в водохранилище застаивается, что приводит к ухудшению качества воды. Под давлением огромной массы влага просачивается в окружающий грунт, поднимая уровень грунтовых вод. Иногда этим можно воспользоваться: например, в районах, где регулярно пересыхают колодцы, запруживание местной речки поможет их наполнить. Однако, подъем грунтовых вод приводит к заболачиванию обширных территорий. Создание гидроэлектростанций, таких как дамбы, может кардинально изменить нормальную жизнь водных организмов, в том числе и рыбы. Строительство крупных дамб, может создать опасность для их сред обитания, миграции.
Использование ресурсов гидросферы в сельском хозяйстве.
Вода используется в сельском хозяйстве. Для выращивания 1 кг пшеницы требуется 750 л воды, 1 тонны хлопка – 100 000 куб. м воды. Большая часть пресной воды расходуется на орошение земель. В некоторых странах вода на орошение подается не по оросительным каналам, а по трубам, что позволяет значительно сократить ее расход, т.к. по пути к орошаемым полям вода не испаряется и не просачивается под землю. Например, воды рек Амурдарья и Сырдарья разбирается на орошение и почти не доходит до озера Аральского. В результате озеро усыхает, повышается соленость его вод, поэтому вымирают ценные виды рыб. Орошение почвы – это механизм, который улучшает физический состав почвы, ведет к уменьшению ее сопротивления при вспашке, обеспечивает ей физическую спелость. В процессе обработки такая почва быстрее поддается процессу крошения и рыхления. Орошение обеспечивает лучшие условия для внутрипочвенных микроорганизмов.
Использование ресурсов гидросферы в качестве транспортных путей
Реки и озера издавна используются людьми. Многие из них – важные транспортные пути. По водным путям дешевле перевозить пассажиров и грузы, легче проникать в отдаленные районы, обеспечивая населения других стран продовольствием и различными товарами. Очень часто за борт корабля выбрасываются отходы прямо с камбуза. Иногда происходят крушения танкеров перевозящих нефть и нефтепродукты. Огромное пятно нефти разливается по поверхности океана. Во время выбросов нефти особенно страдают птицы, поскольку нефть пропитывает перья. Они оказываются неспособными плавать, ни поддерживать нужную температуру тела. Разливы нефти приводят к гибели морских млекопитающих и рыб.