2. Развить у учащихся навыки работы с картами атласа, описывать реки с опорой на знания о климате, определить причинно-следственные связи.
№ п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Мотивирует учащихся на урок | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Осознанно включаются в урок. | Личностные: Самоопределение, смыслообразование Познавательные: Целеполагание |
2. | Актуализация и пробное учебное действие | Фронтальный опрос От чего зависит климат? В каких климатических поясах находится Евразия? Почему Евразия находится во-всех климатических поясах? Существуют ли различия внутри климатического пояса и почему? Каков рельеф материка? На какие компоненты природы оказывает влияние климат? | Отвечают на вопросы ГП, близость морей и океанов, характер подстилающей поверхности, рельефа, и тд. Во всех Большая протяженность с севера на юг большая протяженность с запада на восток, удаленность от морей и океанов. Разнообразный Почва, вода, рельеф, растения, животные, | Познавательные: Анализ Коммуникативные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации Регулятивные: Фиксирование индивидуального затруднения |
3. | Выявление места и причин затруднения | Организует анализ учащимися возникшей ситуации и побуждает их к проблемному диалогу | Формулируют проблему, например, от- чего зависит распределение речной сети на материке | Познавательные: Анализ, обобщение, постановка и формулирование проблемы Коммуникативные: Выражение своих мыслей Регулятивные: Самостоятельно обнаруживают проблему |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Побуждает учащихся к постановке целей и планированию шагов по ее достижению. Какие особенности рек зависят от рельефа и климата? | Высказывают свои предположения От рельефа зависит скорость течения реки, характер реки; на равнинах реки спокойные, широкие | Личностные: Смыслообразование Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ,выбор наиболее эффективных способов решения проблемы |
5. | Определение исходного уровня знаний о реках и озерах Реализация построенного проекта | Проводит географический диктант с целью проверки готовности учащихся к теме урока. С помощью документ камеры проецирует на экран ответы на вопросы географического диктанта. | Режим рек, исток, устье, питание рек, озеро – взаимопроверка. Учащиеся знакомятся с планом и заданиями в дневнике путешественника | Личностные: Смыслообразование Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации Коммуникативные: Аргументация своего мнения |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Физкультминутка. | Организует усвоение нового материала с помощью выполнения практической работы. Предлагает отправиться в путешествие по Евразии, исследуя внутренние воды материка, при ходе путешествия заполняя дневник путешественника, используя текст учебника и карту. Перечислите известные вам реки, озера Евразии. (работа с картой). Вывод: Еще раз убеждаемся, что режим и питание рек зависит от климата, а характер течения от рельефа. Реки Евразии несут свои воды к четырем океанам. Рассмотрим этот вопрос. Работаем с картой. Заполняем таблицу, распределяем реки по бассейнам океанов. А с каким океаном имеет связь Волга? Ни с каким. Она впадает в Каспийское море, а это море внутреннего стока. ( может возникнуть спорный вопрос о том, что вода Каспийского моря может попасть в океан! Как?) На реки оказывает влияние климат и рельеф. (режим, питание, характер) Проводит физкультминутку. | Выполняют практическую работу, помогают друг другу, работают по учебнику и карте. Класс разбивается на 2 группы. Группы получают задания, заполняют дневник путешественника. 1. Знакомятся о размещении рек Евразии. Работают с картой. Заполняют таблицу, распределяют реки по бассейнам океанов. 2. Дают характеристику реки по плану. Река Амур. План характеристики реки • Название реки • Где на материке находится • Исток • Устье • Питание • Хозяйственное значение 3. Знакомятся с размещением озер и болот Евразии. 4. Рассказывают о размещении многолетней мерзлоты, современного оледенения Евразии. Физкультминутка. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму , построение логической цепи рассуждений доказательств, работа с текстом учебника, с картой. Коммуникативные: Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой | Организует представление о внутренних водах Евразии при помощи карт атласа При помощи карт выполните задания: а) покажите крупные речные системы Евразии; б) к каким океанам они принадлежат? в) какова роль рельефа в формировании речной сети? г) как климатические условия материка влияют на распределение речной сети? д) каковы основные источники питания рек Евразии? | Выполняют задания Осуществляют взаимопроверку | Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, выполнение действий по алгоритму, обобщение Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения |
8. | Включение в систему знаний и повторение | Взаимопроверка. Учитель показывает презентацию «Внутренние воды Евразии» | Просматривают презентацию и проверяют работу в парах. Оценивание значимости рек Записывают домашнее задание | Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка Личностные: осознание ответственности за общее дело учет разных мнений, Коммуникативные: координирование в сотрудничестве разных позиций |
9. | Рефлексия учебной деятельности | Организует диалог. Подведение итогов урока, самооценка и рефлексия. | Осуществляют рефлексивную оценку: степень достижения цели, самооценка. | Личностные: самооценка , адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |