Предмет | География |
Класс | 5 |
Тема урока | Земля – планета Солнечной системы. |
Цель урока | Сформировать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике и Солнечной системе. |
Задачи урока | Образовательные: углубить знания о Солнечной системе и её планетах Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения. |
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать – планеты Солнечной системы. Уметь – описывать уникальные особенности Земли как планеты; работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника. Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные:умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Солнечная система; планеты земной группы; планеты-гиганты; атмосфера; гидросфера; земная кора; биосфера; Мировой океан. |
Межпредметные связи | Биология, астрономия |
Ресурсы урока | Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР. |
Формы урока | Фронтальная, групповая. |
Технологии | Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1) Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. | Подготовка к уроку, приветствие учителя | | | Самоконтроль готовности к уроку(Р) |
2) Мотивация учебной деятельности | Предлагает сформулировать тему урока, прочитав ребус Посмотрев видеофрагмент «О планетах солнечной системы», опреде-лить цели урока. | Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. | Просмотр видеофрагмента. | Формулирование темы и цели урока. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности.Осознание цели урока (Р) |
3) Изучение нового материала | 1. Предлагает определить (по тексту учебника): -Какие планеты входят в Солнечную систему? - Что общего у Земли с другими планетами Солнечной системы? - В чем уникальность нашей планеты? Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия. 2.Демонстрирует ЭОР (Планеты Солнечной системы.). Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы: 1.планеты- гиганты 2.планеты земной группы 3.Предлагает написать «Письмо инопланетному другу» | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы. Просматривают, сравнивают планеты земной группы, принимают участие в диалоге с учителем | Заполнение таблицы: Общие признаки | Отличи- тельные признаки | | | Записать в тетради новые понятия | Сравнение планет Солнечной системы по различным параметрам. | Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент) «Игра на внимание» | Говорит утверждения: 1.Юпитер-планета-гигант. 2.Земля - самая большая планета. 3.Во Вселенной существует лишь одна Галактика 4.Луна - естественный спутник Земли. 5.Солнце – это звезда 6.Венера – самая маленькая планета 7.Земля – уникальная планета | Слушают утверждения и, если верное утверждение -руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок. | | Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. | |
5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы | Организует работу в рабочей тетради стр.16 задание 11 на основе текста. Демонстрирует с помощью ЭОР изображение планеты Земля из космоса. Подводит к выводу: что в отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши- материки. Используя рисунок, называют части света. Вводит понятие Мировой океан | Анализируют текст и выбирают необходимые сведения. Смотрят ЭОР. Рассматривают внешний вид Земли на глобусе. Обмениваются полученной информацией. Записывают в тетради новые понятия. | Выполнить задание 11 в рабочей тетради. | Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. | Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П). Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
6) Закрепление новых знаний | Задает вопросы для беседы: •Назовите точный космический адрес планеты Земля. •Что такое Галактика? •Что такое Солнечная система? •Какие планеты входят в Солнечную систему? •В чём заключается уникальность планеты Земля? •Докажите, что жизнь могла появиться только на Земле. | Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. | | Использование приобретенных знаний и умений. | Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
7) Рефлексия | Подводит итоги урока. Продолжите фразу на листочке: 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен /бесполезен интересен / скучен 7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5 Комментирует и выставляет оценки за урок. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. | | | Оценка достигнутых результатов (Р) |
8) Домашнее задание | 1.Изучить § 4. 2. Ответить на вопросы 2—9. 3. Выполнить задания 10—12. (вопросы). Выполнить творческое задание «Влияние космоса на Землю и жизнь людей» | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике | | | Самоконтроль и взаимоконтроль (К) |