Исследовательская деятельности на уроках географии
Современный ученик – это будущий выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом времени. Он должен обладать следующими качествами личности:
•уметь приобретать необходимые знания; •самостоятельно мыслить и решать новые задачи; •быть коммуникабельным, контактным, работать в группе, принимать решения в разных ситуациях; •быть творческим человеком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Температура воздуха»
Тема: Температура воздуха
Цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия при изучении понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей, развивать у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины, воспитывать интерес к природе родного края.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать представления о устройстве термометра, о истории его возникновения;
2. Формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия при выявлении закономерностей нагревания атмосферного воздуха;
3. Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;
4. Закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток, месяца, года.
5. Сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха.
6. Сформировать у школьников умение находить среднее арифметическое чисел, действия с отрицательными и положительными числами.
Развивающие задачи:
1.Продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями из учебника, атласа, презентацией.
2. Расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас. 3. Научить учащихся определять среднесуточную, среднегодовую, среднемесячную температуру воздуха, амплитуду температур за сутки и год, используя знания по математике.
Воспитывающие задачи:
1.Продолжать развивать интерес к природе родного края.
2. Воспитывать у учащихся привычки трудиться.
3. Умения работать в коллективе, группе.
Тип урока: урок исследования
Методы ведения обучения: поисковый, рассказ с элементами постановки проблемных вопросов, работа в группах постоянного состава, информационные и коммуникативные технологии; составление схемы, работа с учебником и с иллюстративным материалом, выступления учащихся с сообщениями, подготовка к практической работе, групповая работа.
Оборудование:
Учебник географии для 6 класса, карточки с заданиями; термометр уличный, термометры раздаточные и демонстрационный, настольная лампа, листы картона, зеркало, физическая карта полушарий, атласы, компьютерная презентация «Температура воздуха».
Ход урока
1.Организационный момент. (Приветствовать учеников, настроить на плодотворную работу)
2. Актуализация знаний
Дифференцированная проверочная работа. Учащиеся сидят группами по 4 человека. На столах в конвертах задания на «3», «4», «5». Время выполнения 5 мин.
Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, а урок исследование. Но для начала проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока «Атмосфера и ее строение». У вас на столах лежат конверты с заданиями на оценку «3», «4», «5». Совместно группой оцените свои остаточные знания и выбирайте задание на соответствующую оценку. На листе для ответов запишите ваши фамилии и ответы. Время выполнения 5-7 мин.
КАРТОЧКА №1.
Тема Атмосфера, ее строение».
На оценку«3».
Выберите в каждом задании по одному правильному ответу. Сложите буквы ответов и запишите слово.
Объясните Смешарикам в чем различие между тропосферой и стратосферой. Назовите не менее 3-х различий между этими оболочками.
1.Находятся на различной высоте (тропосфера - от поверхности Земли -20км, стратосфера от 20-55 км)
2. Различная толщина (тропосфера 20 км, стратосфера 35 км)
3. Разница в количестве воздуха (80 % воздуха – тропосфера)
4. Основные климатические, погодные изменения проходят в тропосфере
3.Изучение новой темы
Учитель. Постановка цели и задач урока
Изучение истории возникновения, устройства и применения термометра
Какова история изобретения термометра? Кто впервые изобрел термометр?
Ее вам раскроет ученик Х (презентация «История термометра)
1 исследование. Карточка – задание
Как нагревается воздух?
1. Что является источником света и тепла на Земле? (Источником света является Солнце)
2. Объясните с помощью эксперимента, как нагревается воздух (от чего)?
Перед настольной лампой размещается прозрачное стекло (Атмосфера), на стол – темный лист бумаги (поверхность Земли).
Что нагреется? Почему? Сделайте вывод. Зарисуйте схему.
Вывод: Воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Сначала солнечные лучи нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передается воздуху. Если поверхность охлаждается, то от нее начинает охлаждаться и воздух. Таким образом, воздух тропосферы нагревается в основном от поверхности, над которой он находится. В географии ее называют подстилающей поверхностью. А на передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу, но зато нагревают поверхность Земли.
2 исследование. Карточка – задание
Как нагреваются разные поверхности?
Перед настольной лампой размещается прозрачное стекло (Атмосфера), на стол – темный лист бумаги (поверхность Земли)
Перед настольной лампой размещается прозрачное стекло (Атмосфера), на стол – светлый лист бумаги (поверхность Земли)
Перед настольной лампой размещается прозрачное стекло (Атмосфера), на стол – зеркало = снег, лёд (поверхность Земли)
Сделайте вывод.
Вывод: Тело с темной поверхностью лучше поглощает энергию (сильнее нагревается), чем тело со светлой или зеркальной.
Как нагреваются суша и вода? (одинаково или по – разному, почему?)
Вывод: Суша и вода нагреваются по-разному. В жаркий летний день на берегу реки, озера или моря песок накаляется так, что невозможно стоять, а вода прохладная. Вечером же наоборот: песок холодный, а вода теплая. Получается это потому, что вода и суша отличаются своей способностью нагреваться. Вода медленнее нагревается и медленнее отдает полученное тепло, чем суша. А суша наоборот: днем она быстро нагревается, вечером же быстро остывает.
3 исследование. Карточка – задание
Зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных луче.
Перед настольной лампой размещаем ладошку, ровно напротив лампы (по средине), двигаем, вправо-лево не отводя от света. Что наблюдаем? Зарисовать схему. Сделать вывод.
Вывод: Источником света и тепла на Земле является Солнце. Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от величины угла падения солнечных лучей (от высоты Солнца над горизонтом): чем более отвесно падают лучи (под прямым углом в 90 градусов), тем сильнее нагревается земная поверхность, а от нее и воздух.
Суточный ход температуры воздуха.
Как температура воздуха изменяется в течении суток? Почему?Зарисовать схему. Определить на схеме рассвет или закат. Сделать вывод
Вывод: Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости.
Учитель географии: Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим еще раз термометр и научимся высчитывать амплитуду температуры воздуха и среднюю температуру воздуха. Поработаем с раздаточными термометрами (на столах) Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 0 расположены деления с положительной температурой, а ниже 0 С отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой.
4 исследование. Карточка – задание
Нахождение суточной амплитуды температуры воздуха.
1. Дайте определение суточной амплитуды температуры воздуха. (с.134)
(Суточная амплитуда температуры воздуха – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.)
2. Решите задачу: максимальная температура воздуха за сутки (t max) была +3°С, а минимальная (t min) -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры (А°)? (пользуйтесь термометром) (9 градусов)
На доске: Т max =3°С
Т min =-6°С
Ас=?
Ас = 3 – ( - 6) = 9°С
Допустим, максимальная температура воздуха за сутки была 3°С, а минимальная -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры?
Работаем с помощью термометров (бумажных). Для этого зрительно (или простым карандашом) сделаем две отметки температур. +3°С и -6°С. Разница между ними и будет амплитудой.
5 исследование. Карточка – задание
Определение средних суточных температур.
Вспомните из уроков математики и запишите, как вычислять среднее арифметическое.
Чтобы рассчитать среднее арифметическое нескольких чисел, нужно эти числа сложить и разделить на их количество
В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)?
Метеорологи выводят среднесуточные температуры воздуха.
2. Решите задачи:
t воздуха была в 2 ч. +9°C ,в 8 часов +6°C, в 14 часов +14 °C, в 20 ч. +11°C. Какая будет средняя температура воздуха? (10 градусов)
Назовите алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха (с разными показателями температур)
Вывод:
1. Сложить все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
2. Сложить все положительные показатели температуры воздуха;
3. Сложить сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
4. Значение полученной суммы разделить на число измерений температуры воздуха за сутки.
4. Заключение (рефлексия) и оценка знаний учащихся
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
- Какие новые термины вы узнали?
5. Домашнее задание
1. Проработать параграф учебника
2. Найдите среднесуточную температуру воздуха и среднемесячную температуру воздуха.