Тема «Температура воздуха. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры»
Цели:
Образовательные: формирование понятий суточная температура, суточная амплитуда, средняя месячная температура, средняя многолетняя температура за месяц, за год, годовая амплитуда температуры воздуха, научить построению графиков на основе текстовой информации
Развивающие: установление причинно-следственных связей изменения температуры воздуха, развитие навыков работы с текстом, таблицами, иллюстрациями из учебника, способности анализировать, делать выводы, развитие речи, памяти, мышления
Воспитательная: воспитание чувства ответственности к окружающей среде.
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать понятия: годовая амплитуда температуры воздуха, средняя годовая температура воздуха, суточная амплитуда, средняя суточная температура воздуха Уметь характеризовать каждый термин урока; Знать причину нагревания воздуха и его изменения в течении суток, месяца, года; ; знать значение нагревания воздуха для живых организмов Уметь предложить меры, направленные на уменьшения количества углекислого газа повышающего температуру воздуха на планете | Регулятивные УУД: Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; Оценивать достижения на уроке Оценивать работу одноклассников Высказывать суждения, подтверждая ее фактами Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; |
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения: поисковый, рассказ с элементами постановки проблемных вопросов, информационные и коммуникативные технологии; составление схемы, работа с учебником и с иллюстративным материалом
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Дифференцированная проверочная работа.
3. Изучение новой темы:
А) изучение истории возникновения термометра, изучение устройства и применения термометра.
Б)
1. Изучение нагрева воздуха от нагретой подстилающей поверхности.
2. Изучение зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных лучей.
3. Изучение изменения суточного хода температуры воздуха
ФИЗМИНУТКА.
4.Нахождение амплитуды колебания температуры воздуха, определение средних температур воздуха, построение графика хода температур
4. Закрепление пройденного материала.
5. Рефлексия и выставление оценок.
6. Домашнее задание
Ход урока
Мотивация познавательной деятельности
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наш урок.
Пусть он всем пойдет вам впрок,
Будем слушать, отвечать,
Работать с текстом и считать.
Я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха. А что пожелаете вы друг другу?
Проверка домашнего задания.
Какую оболочку Земли мы начали изучать на прошлом уроке? (Атмосферу)
Для начала проверим, как вы усвоили тему предыдущего урока «Атмосфера и ее строение». У вас на столах лежат конверты с заданиями на оценку «3», «4», «5». Выбирайте задание на соответствующую оценку. На листе для ответов запишите ваши фамилии и ответы. Время выполнения 5-7 мин.
КАРТОЧКА
Тема «Атмосфера, ее строение».
На оценку«3».
Выберите в каждом задании по одному правильному ответу. Сложите буквы ответов и запишите слово.
Как называется воздушная оболочка Земли?
А. Литосфера
Б. Атмосфера
В. Гидросфера
Г. Биосфера
2. Сколько азота содержится в воздухе атмосферы?
О. 21%
П. 1%
Р. 78%
Е. 100%
3. В каком слое атмосферы мы живем?
А. В тропосфере
Б. В мезосфере
В. В термосфере
Г. В стратосфере
4. Какова толщина атмосферы?
А. 3 км
Б. 3 тыс. м
В. 1000 км
Г. 3 м
5. От чего озон защищает Землю?
А. От метеоритов
О. От вредного ультрафиолетового излучения Солнца
П. От переохлаждения
Е. От перенагревания
Ответ: 1.Б, 2.Р, 3.А, 4.В, 5.О.
КАРТОЧКА На оценку «4».
Тема «Атмосфера, ее строение».
Задание: помогите Незнайке закончить доклад. Расшифруйте цифровые обозначения.
Толщина атмосферы - …км
Воздух атмосферы состоит из газов: … - 78%; … - 21%; а остальных газов всего 1%.
Ученые выделяют в атмосфере несколько слоев: …, … и верхние слои атмосферы.
Более 80% массы воздуха атмосферы содержится в …
В воздухе атмосферы сгорает большинство ….
Ответы: 1. 3 тыс., 2. азот, 3. кислород,4.тропосфера, 5.стратосфера, 6.тропосфере, 7.метеоритов.
КАРТОЧКА № 3. На оценку «5».
Тема: «Атмосфера, ее строение».
В чем различие между тропосферой и стратосферой. Пользуясь учебником, назовите не менее 3-х различий между этими оболочками.
1.Находятся на различной высоте (тропосфера - от поверхности Земли -20км, стратосфера от 20-55 км)
2. Различная толщина (тропосфера 20 км, стратосфера 35 км)
3. Разница в количестве воздуха (80 % воздуха – тропосфера)
4. Основные климатические, погодные изменения проходят в тропосфере
- А что мы называем атмосферой?
( Атмосфера – это газообразная оболочка Земли)
- Из чего состоит атмосфера?
( Атмосфера состоит из смеси газов, водяного пара, примесей)
- Какие газы составляют атмосферу?
( Атмосферу составляет азот- 78%, кислород – 21%, инертные газы – 1%, углекислый газ – 0,03% и прочие)
- Из каких слоев состоит атмосфера?
( Атмосфера состоит из слоев: тропосферы, стратосферы, ионосферы, экзосферы, мезосферы)
- Почему атмосферу называют одеждой Земли?
( Потому что атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания и охлаждения. Подобие стекла в парниках: то есть пропускает солнечные лучи и препятствует отдаче тепла. Защищает от космических частиц – пыли и метеоритов. Также предохраняет от губительного воздействия на живое ультрафиолетовых излучений Солнца).
- В каком слое атмосферы происходят погодные явления? Мы с вами живём?
( В тропосфере)
3.Изучение новой темы
А теперь отгадайте загадку.
Она бывает низкой,
Бывает и высокой,
Нормальною бывает,
А так же нулевой.
Её мы замечаем
И в школе изучаем,
И даже измеряем,
Когда кто-то больной.
Ей занимался Цельсий,
И Кельвин применял не раз.
Ну! Кто своей догадкой
Порадует всех нас?
Запишем тему урока «Температура воздуха»
- Как вы думаете, а что нам предстоит узнать о температуре воздуха? (почему температура изменяется, как нагревается воздух?)
Какие задачи мы должны выполнить на уроке?
Задачи урока:
1. Изучить историю возникновения, устройство термометра.
2. Понять, как нагреваются воздух, а так же суша и вода.
3. Раскрыть, как температура воздуха изменяется в течении суток, месяца года.
4. Узнать от чего зависит колебания температуры воздуха в течении суток, года.
5. Научиться определять суточную амплитуду температуры воздуха, средние суточные температуры воздуха, средние месячные температуры воздуха, средние годовые температуры воздуха, строить графики хода температуры.
– А ещё мы познакомимся с красивым словом АМПЛИТУДА, научимся её определять, а также находить среднюю температуру и строить графики.
Мы теперь точно знаем, что атмосфера вокруг нас, т.к. вокруг воздух. И у него удивительное свойство – он прозрачен. Благодаря этому свойству мы видим все предметы и даже звёзды на ночном небе.
- Но в классе не только прозрачен воздух, есть ещё прозрачные предметы. Какие ?(Да. Оконное стекало.)
- Если в яркий солнечный день прикоснуться к стеклу, оно будет ХОЛОДНЫМ, а подоконник? ТЁПЛЫМ Аналогично происходит и с воздухом. У вас на столах карточка – задание. Найдите ответы на вопросы, используя текст учебника
Карточка – задание 1
Как нагревается воздух?
1. Что является источником света и тепла на Земле? (Источником света является Солнце)
2. Объясните с помощью учебника, как нагревается воздух (от чего)?
(Прозрачный воздух пропускает солнечные лучи, при этом остаётся холодным. Солнечные лучи, достигая земной поверхности, нагревают её. А уж от хорошо нагретой земной поверхности происходит нагрев воздуха.).
3.Составьте последовательность и покажите стрелками.
Солнечные лучи -------- t земной поверхности -------- t воздуха
ИТАК. Запомним первое свойство.
Воздух нагревается от …..земной поверхности.
- И ещё очень ВАЖНО! Вы когда-нибудь держали руку над разогретой сковородой или свечой? (ДА) Что происходило, если руку то приближать, то отдалять от огня или сковороды?( Чем выше поднимать руку, тем холоднее)
- Вот вы и определили важную закономерность в изменении температуры воздуха.
Чем дальше от земной поверхности, тем …… температура воздуха ниже.
- НО, температура воздуха с высотой понижается не так, как ей захочется, а подчиняясь определенному закону.
Поработаем с учебником. Сформулируйте этот закон и запишите в тетрадь. Стр.107
На каждый километр подъёма температура воздуха в тропосфере понижается на 6 градусов.
Я думаю, вы теперь без труда ответите на вопрос:
Почему на вершине горы Килиманджаро лежит снег, ведь вершина ближе к Солнцу почти на 6 км, чем подножье горы? (Чем дальше от земной поверхности, тем холоднее воздух).
Попробуйте решить задачу:
- Определите температуру воздуха за бортом самолета, если температура воздуха у поверхности Земли равна 20ºС, а высота полета – 3 км?
Ход решения:
Дано: Решение:
Т 1(на поверх.) 20ºС 1) 3*6=18º
h- 3 км 2) 20-18=2º
Т 2 (за бортом )- ?
Ответ: температура за бортом самолета: 2ºС
Все вы знаете поэта М.Ю. Лермонтова. Из многих его произведений я хочу представить вам отрывок из стихотворения:
Солнце осени
Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь.
Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И все, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им…
Проблемный вопрос:
Как вы думаете, почему поэт говорит о мертвом луче, прощальном взгляде великого светила?
Почему осенью Солнце светит, но уже меньше греет?
Давайте вспомним, как солнце движется по небосклону в течение дня. Солнце встает ГДЕ? на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется.
Дорисуйте в рабочем листе схему №1. Укажите 3 положения Солнца: 1) во время восхода, 2) в полдень и 3)ближе к вечеру. Нарисуйте солнечные лучи и выделите более жирным тот луч, от которого Земля будет получать тепла больше.
Чем более отвесно падают лучи, тем сильнее нагревается земная поверхность, а от нее и воздух. Так почему самая низкая температура утром?
(Потому что земная поверхность нагревается от солнечных лучей, а ночью Солнца нет, и она успевает остыть)
- Закономерность.
Количество света и тепла, получаемое земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам из-за уменьшения угла падения солнечных лучей.
Бывают случаи, когда температура воздуха повышается или понижается днем. Это происходит когда меняется направление ветра. Например, северный ветер приносит холодный воздух с Северного Ледовитого океана.
Ребята, так как же можно измерить температуру воздуха и при помощи чего и кто же изобрёл этот прибор? (при помощи термометра).
Эту информацию нам раскроют …………….
Сообщение
Температуру воздуха измеряют с помощью термометра. Термометр представляет собой капиллярную трубку, припаянную к резервуару, наполненному жидкостью: ртутью или спиртом. Трубка прикреплена к планке, на которую нанесена шкала термометра. Термометр изобрел шведский ученый Андерс Цельсий в 1742 году. Наиболее точные температурные данные получают на метеорологических станциях, температуру наблюдают на высоте два метра от земной поверхности в специальной будке.
Термометр бывает ртутный – им вы измеряли температуру тела. Спиртовой термометр им измеряют температуру воздуха на улице и дома, т.к. при очень низких температурах жидкость в нем не застынет, а еще он более безопасен. Сейчас очень популярны электронные термометры.
Если термометр на Солнце висит,
Не надо верить глазам.
Нельзя по нему о тепле судить,
Он всего лишь нагрелся сам.
Чтоб температуру воздуха измерить,
Поместите термометр в тень.
Вот тогда ему можно верить
Даже в самый солнечный день.
Прежде чем выйти на улицу или отправиться в дальнюю дорогу люди интересуются состоянием нижнего слоя атмосферы и смотрят прогноз погоды. Я предлагаю вам посмотреть прогноз погоды
Видеоролик
Изменяется ли температура воздуха во времени? (Да)
Бывают случаи, когда температура воздуха повышается или понижается днем. Это происходит когда меняется направление ветра. Например, северный ветер приносит холодный воздух с Северного Ледовитого океана.
- Вот как это происходит нам и придётся выяснить.
- Скажите, изменяется ли температура воздуха зимой и летом?
-А днем и ночью? А в течении дня? Как? (зимой холодно, а летом тепло; днём жарко, а ночью прохладно; утром и вечером прохладно, а в полдень жарко)
Давайте разбираться, почему так происходит? Почему изменяется температура воздуха в течении дня?
Суточный ход температуры воздуха.
1. Утром (6 часов) … | А холодно. |
2. в полдень (12 часов)… | Б. нагревается земная поверхность |
3. в 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня)… | В. самая высокая t воздуха |
4. к вечеру… | Г. прохладнее |
5. перед восходом Солнца (4 часа) … | Д. самая низкая t воздуха |
Прохладнее, нагревается земная поверхность, холодно, самая низкая t воздуха, самая высокая t воздуха
(Утром холодно. В полдень земная поверхность, а от нее и воздух нагревается сильнее. В 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня) температура самая высокая. К вечеру становится прохладнее, так как земная поверхность постепенно охлаждается. Перед восходом Солнца температура самая низкая (холодная).
- Ну а почему зимой холоднее, чем летом? Да потому, что
1. Солнце зимой не поднимается высоко над горизонтом, значит маленький угол падения солнечных лучей. А что мы об этой закономерности знаем? (что при маленьком угле падения солнечных лучей и тепла мало).
2. Продолжительность дня зимой меньше, чем летом, т.к. Солнце меньше времени находится над горизонтом.
Температура воздуха изменяется в течение дня в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей
- Вот и всё. Предлагаю немного передохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Практическая часть.
Теперь немного практики. Говоря о температуре воздуха нельзя не сказать о красивом слове АМПЛИТУДА. Что это? Мы уже знаем, что бывают самые низкие и самые высокие температуры воздуха.
Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами, рассмотрим еще раз термометр и научимся высчитывать амплитуду температуры воздуха и среднюю температуру воздуха. Поработаем с раздаточными термометрами (на столах) Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 0 расположены деления с положительной температурой, а ниже 0 С отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой
Итак, понятие АМПЛИТУДА . Найдите в тексте определение. Показывает нам разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха.
Попробуйте вывести формулу, используя текст учебника стр. 109 (определение)
А = Т max – Т min
Подумайте, этот алгоритм действует для температур с разными или одинаковыми знаками?
Ученики: для температур с одинаковыми знаками, если температуры разные, то их надо не прибавлять, а вычитать.
Так как температура не одинакова в течение суток, месяца, года, то и амплитуда может быть суточной, месячной или годовой.
Работа в карточках Нахождение суточной амплитуды температуры воздуха.
Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха
Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;
От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.
Решите задачу: максимальная температура воздуха за сутки (t max) была +3°С, а минимальная (t min) -6°С. Чему равна амплитуда колебания температуры (А°)?
Работаем с помощью термометров (бумажных). Для этого зрительно (или простым карандашом) сделаем две отметки температур. +3°С и -6°С. Разница между ними и будет амплитудой.)(9 градусов)
На доске: Т max =3°С
Т min = -6°С
Ас=?
Ас = 3 – ( - 6) = 9°С
( максимальная температура воздуха за сутки была 3°С, а минимальная -6°С.)
Карточка – задание 2
Нахождение суточной амплитуды температуры воздуха.
Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха
1.Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
|
Время | Температура воздуха |
6 часов | –50С. |
10 часов | –10С. |
13 часов | +1 0С. |
19 часов | –20С |
А= | |
Задание 3 из учебника стр. 112. (А=13)
- Когда суточные колебания температур наибольшие и наименьшие? (Летом)
Амплитуду также можно вычислять за неделю, месяц, год Как?
Ученики: 1. Амплитуда температур за неделю: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за неделю.
2. Амплитуда температур за месяц (Ам): разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за месяц.
3. Амплитуда температур за год (Аг): разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за год)
- На метеостанциях температуру воздуха измеряют несколько раз в сутки, т.к. она разная и мы теперь знаем почему. А когда говорят о температуре воздуха в прогнозе погоды, то называют одно показание.
(утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)?
Как вы думаете, как они узнали какое показание верное? (надо найти среднее показание)
–Правильно. Вот мы сейчас и попробуем это сделать. Стр.110
Как рассчитываются средние величины, среднеарифметическое? ( Чтобы рассчитать среднее арифметическое нескольких чисел, нужно эти числа сложить и разделить на их количество)
Для примера рассмотрим готовую таблицу суточного хода температур.
Вычисление среднесуточной температуры воздуха
Определим общую сумму температур. В нашем примере она равна 8°C
3. Разделим полученную сумму температур на число измерений:
8:4 = +2 °С. Это средняя суточная температура воздуха.
Задание в таблице
Время | 00ч | 03ч | 06ч | 09ч | 12ч | 15ч | 18ч | 21ч | Ссt |
Тв, °С | -4 | -5 | -6 | -3 | 0 | 3 | 2 | 1 | -1,5°С |
Дополнительные задания.
t воздуха была в 2 ч. +9°C ,в 8 часов +6°C, в 14 часов +14 °C, в 20 ч.+11°C. Какая будет средняя температура воздуха? (10 градусов)
t воздуха в 2 ч. составляла -8°C ,в 8 часов -7°C, в 14 часов -15 °C, в 20 ч.-10°C. Какая будет средняя температура воздуха? (-10 градусов)
Назовите алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха (с разными показателями температур)
Ученики: 1. Сложить все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
2. Сложить все положительные показатели температуры воздуха;
3. Сложить сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
4. Значение полученной суммы разделить на число измерений температуры воздуха за сутки.
Ссt=-18+6=12/8= -1,5°С
А как можно узнать среднемесячную температуру?
( Сложить средние температуры за сутки и разделить полученную сумму на количество дней в месяце)
Как же вычислить среднегодовую температуру?( Сложить среднемесячные температуры и полученную сумму разделить на 12)
Графический практикум
У вас на столах лежат заготовки. На них будем строить график, и выполнять задания.
Мы выяснили, что температура воздуха в течение дня изменяется, а как наглядно можно увидеть этот ход? Сейчас и мы с вами попробуем себя в роли метеорологов. Для начала построим график суточного хода температур.
График - это изображение с помощью вертикальной и горизонтальной линии, которое показывает зависимость одной величины от другой (температуры от времени)
по вертикальной оси такого графика откладывают время суток или месяц, временной интервал измерения, а по вертикальной показатели температуры воздуха в градусах по Цельсию. Кривая … показывает ход температуры воздуха.
(по вертикали – температура, по горизонтали - месяцы).
Задание 4 стр. 112.
Дополнительное задание
А теперь пришло время проверить свои знания, ответьте на вопросы в рабочем листе и отгадайте зашифрованное слово.
Вопросы
1. На метеорологической станции температуру воздуха измеряют от поверхности земли на высоте:
Л) 3м.
М) 2м.
Н) 5м.
2. Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
О) теплее;
П) холоднее;
Р) такая же, как и над сушей.
3. Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
Л) – 47°С;
М) – 2°С;
Н) + 15°С.
4. Вычислите суточную амплитуду температуры воздуха:
7ч. +3°С.
13ч. +4°С
19ч. + 8°С
М) 11°С.
Н) 4°С.
О) 5°С.
5. Определите среднесуточную температуру воздуха
7ч. +3°С
13ч. +4°С
19ч. + 8°С
Д) + 5°С
Е) + 15°С
Ж) + 3°С
6. Что является источником тепла и света на Земле?
Х) подстилающая поверхность
Ц) Солнце
Ч) воздух
7. Причина не правильного суточного хода температуры?
Ы) воздушные массы
Ш) вулканы
Щ) цунами
Ответы: 1.М, 2.О, 3.Л, 4.О, 5.Д, 6.Ц, 7.Ы.
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке и оценка знаний учащихся
Заканчивая работу на уроке, вспомните все, что вы сегодня узнали, интересна ли вам было на уроке, полезна ли вам та информация, которую вы получили? Оцените свою работу на уроке по десятибалльной шкале. Ответ зафиксируйте на термометре, который у нас на доске. Не забывая о том, что положительные цифры находятся выше нуля, отрицательные - ниже.
6. Домашнее задание. Параграф 16. Задание 1, 2 стр.112. Найти рекорды температур
- Самая высокая температура на Земле? ( В Северной Африке, в районе города Триполи – 58,2С)
- Самая низкая температура на Земле?( На антарктической станции « Восток» --89,2С)
- Самая высокая температура в России? ( В районе города Волгограда 43С)
- Самая низкая температура в России? ( В Оймяконе в Якутии – 71,2С)