Предметные: формирование представлений о частях света, географических регионах и принципах их выделения, о видах границ и особенностях их проведения, об объединении стран в различные союзы и организации.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами; 2) составлять схемы; 3) делать выводы; 4) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Личностные: формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Как мир делится на части»»
Дата
Урок №
География, класс
01.12.25
25
7- А
Тема урока: Как мир делится на части
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений о частях света, географических регионах и принципах их выделения, о видах границ и особенностях их проведения, об объединении стран в различные союзы и организации.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами; 2) составлять схемы; 3) делать выводы; 4) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Личностные: формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа.
Тип урока:
Оборудование: физическая карта мира, политическая карта мира, карта ПЗ Земли, слайды и фотографии по теме урока, карточки с разными видами карт и границ на них, карточки с тестами для опроса.
ХОД УРОКА.
Организационный этап.
Проверка домашнего задания:Тест и взаимопроверка ( приложения)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности .
1). Покажите на карте материки и части света. 2). В чем сходство и различие материков?
3).Мир, наша планета, един и однообразен или люди каким- то образом выделяют отдельные части?
Изучение нового материала
Как делят Землю и мир
Люди издавна пытались разделить планету на разные части и как-то упорядочить это деление. Сегодня мы понимаем, что деление Земли на части осуществляется на основе различных признаков. Таких признаков великое множество, но можно выделить две основные группы. Одна группа связана с природными факторами, другая — с жизнью общества: его историей, культурой, хозяйственной деятельностью. Вам уже хорошо известно деление Земли как планеты, в его основе природные признаки. Если выбраны признаки, связанные с широтной зональностью, мы имеем дело с географическими поясами и зонами. Если выбраны азональные признаки (особенности строения земной коры, рельеф), мы изучаем материки и океаны, горы и равнины. При таком делении можно, например, изучать Кордильеры Северной Америки или Восточно-Европейскую равнину (и тоже делить их на части).
Части света — исторически сложившиеся регионы Земли, включающие материки или их крупные части вместе с близлежащими островами.
Выбирая вторую группу признаков, мы делим на части Землю как мир людей. Это территориальное деление. Выделяем части света, регионы, страны.
Деление на части света основано на историко-географических признаках. Части света формировались в течение длительного периода открытий новых земель разными исследователями. Они не всегда совпадают с материками. Части суши разною размера, в основном крупные, но обязательно обладающие общей территорией и каким-нибудь общим признаком, называют географическими регионами
Например, Латинская Америка — обширный регион, включающий материк Южная Америка, острова Вест-Индии и часть материка Северная Америка до границы между Мексикой и США. В своё время эта территория была завоёвана и колонизована преимущественно испанцами и португальцами, языки которых восходят к латинскому, что и дало название региону.
Англо-Саксонская Америка — регион материка Северная Америка к северу от границы с Латинской Америкой. Его заселение и колонизация тоже осуществлялись европейцами, в большинстве своём англоязычными. В этом регионе повсеместно говорят на английском языке (за исключением франкоязычной провинции Квебек в Канаде).
Землю как планету делят на основе природных признаков — зональных или азональных. Мир делят на части света, регионы, страны по культурно-географическим и территориальным признакам.
Как возникли названия частей света ( Работа с учебником)
Деление мира на части света идёт ещё со времён античной Греции. Все известные земли греки делили на западные и восточные. Запад (территории, лежавшие к западу от Эгейского моря) они назвали Европой (от ассирийского слова эреб — запад). А земли, находившиеся к востоку от Эгейского моря, греки назвали Азией (от ассирийского слова асу — восток). Таким образом, названия Европа и Азия вначале обозначали просто Запад и Восток.
Африкой ранее называли территорию вокруг Карфагсна, а затем так стали называть нынешнюю Северную Африку. И только в Средние века это название закрепилось за всем континентом.
Название Австралия также восходит к античным временам, когда считалось, что в Южном полушарии существует неизвестная южная земля — Terra Australis Incognita (по-латыни Australis означает южный).
Америка — более молодое название. Как известно, Христофор Колумб открытые им новые земли считал Индией, поэтому за ними закрепилось название Вест-Индии (Западная Индия). Америго Веепуччи первым высказал мысль о том, что на самом деле эти земли не часть Азии, а совершенно новая часть света, которую и назвали в ею честь Америкой. Поскольку это была новая для европейцев часть света, её стали называть Новый Свет.
А самое молодое название у Антарктики, открытой позже всех других материков. Название было образовано от греческих слов anti — против и arktikys — северный. Антарктикой называют всю южную полярную область, включающую материк Антарктиду, прилегающие острова, а также южные области Тихого, Атлантического и Индийского океанов.
Какие бывают границы
Границы между территориями (или акваториями) могут быть естественными или воображаемыми. Например, границы материков — это побережья океанов (или их морей, заливов, проливов). Границы поясов — освещённости тропики, полярные круги — воображаемые линии. Очень часто границы проводят на основе расчётных показателей (например, фаницы тепловых поясов, климатических областей).
Границы между географическими регионами или природными зонами могут быть нечёткими (размытыми). Например, невозможно точно определить, в какой точке степь стала лесостепью. А вот границы государств должны быть очень точными. Поэтому чаще их стремятся прокладывать по природным рубежам — рекам, горным хребтам. Нели же ярко выраженных естественных рубежей нет (на плоской равнине), нофаничные сооружения строят вдоль согласованной линии. О границах над водным пространством или в труднодоступных районах тоже договариваются. Часто они выглядят как прямые линии. Например, обратите внимание на границы африканских стран, часто проходящие но пустыням или тропическим лесам. Во многих случаях границы, проведённые человеком, являются условными. Это всего лишь вопрос договорённости учёных между собой.
А где проходит граница между Европой и Азией? Для древних греков границей между Европой и Азией были проливы Босфор (рис. 64) и Дарданеллы, Чёрное море, Керченский пролив. Затем греческие учёные считали, что фаница проходит но реке Танаис (нынешний Дон), позже — по реке Волге, а ещё позднее — но реке Урал и Уральским горам.
По мере накопления географических знаний в восприятии европейских учёных граница между Европой и Азией как бы сдвигалась всё дальше на восток. В настоящее время чаще всего границу между Европой и Азией проводят но Уральским горам, реке Урал, Каспию, Кумо-Манычской впадине и далее к западу — по морям Атлантического океана (Азовское, Чёрное и т.д.).
Географические границы могут представлять собой естественные природные барьеры, проводиться на основе расчётов или условно. Они могут быть чёткими или нечёткими.
На нашей планете единая общая циркуляция атмосферы, единая система морских течений, единый механизм восстановления равновесия в природе. Человеческое общество тоже тесно взаимосвязано. Чтобы соблюдать общие интересы и интересы каждого государства, страны объединяются в торговые, политические, военные, культурные и другие организации и союзы. Уже давно созданы политические инструменты, с помощью которых можно согласовывать свои действия.
Большинство стран мира объединены в Организацию Объединённых Наций (ООН), где вырабатывают общие подходы к решению актуальных проблем современности — поддержание мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями и др. Наиболее сложные проблемы обсуждаются в Совете Безопасности ООН.
Одно из подразделений ООН — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Эта организация, в частности, занимается охраной памятников Всемирного природного и культурного наследия наиболее ценного «имущества» человечества.
Существуют и региональные объединения стран, например Европейский союз. В эту организацию входит 28 стран Европы (рис. 65). Евросоюз проводит согласованную политику в области экономики, культуры, охраны природы, развития науки и образования и др.
Большинство бывших республик СССР образовали Содружество Независимых Государств (CHГ), а страны Северной Америки (США, Канада и Мексика) — экономическое сообщество, называемое Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА).
Существует множество других объединений стран, обеспечивающих сотрудничество людей для решения различных проблем, обмена опытом в диалоге культур.
Первичная проверка понимания. Используя информацию слайдов учитель предлагает обучающимся ответить на следующие вопросы: 1. Какова роль Совета Безопасности в структуре ООН? 2. Кто является постоянными членами Совбеза? 3. Как избираются другие члены Совбеза? 4. Официальный сайт Совета Безопасности ООН
Закрепление.
Учащимся предлагается нанести на контурную карту главные интеграционные группировки стран мира: Европейский союз, НАФТА, СНГ. В заключение урока учащиеся знакомятся с историей возникновения названий частей света (с.89 учебника).
Итог урока. Рефлексия
Домашнее задание: 1) изучить § 24; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа. Подготовьте презентацию об объектах Всемирного наследия России.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вариант 1
1) На Земле существует:
1)6 материков и 6 океанов; 3) 4 материка и 5 океанов
2)6 материков и 4 океана; 4) 6 материков и Мировой океан
2)Какой материк Земли самый большой?
1) Евразия 3) Южная Америка
2)Австралия 4) Северная Америка
3) Какой материк пересекают все меридианы?
1)Африку 3) Антарктиду
2)Австралию 4) Северную Америку
4) Какая часть поверхности Земли занята сушей?
1) 50% 2) 75 % 3) 29 % 4) 71 %
5) Древний материк в южном полушарии, давший начало южным материкам назывался:
а) Лавразия б) Пангея в) Гондвана г) Евразия
Вариант 2
1)Какой материк пересекает начальный меридиан?
1) Евразию 3) Южную Америку
2) Австралию 4) Северную Америку
2) Какой материк Земли самый маленький?
1)Евразия 3) Южная Америка
2)Австралия 4) Северная Америка
3) Из каких частей состоят плиты литосфер
1) из материковой коры 3) из материковых и океанических участков 2) из шельфа и ложа океана 4) из океанической коры
4) Как называются подвижные участки земной коры? 1) рельеф 3) ложе океана
2) шельф 4) сейсмические пояса
5) Древний материк в южном полушарии, давший начало северным материкам назывался:
а) Лавразия б) Пангея в) Гондвана г) Евразия
Вариант 1
1) На Земле существует:
1)6 материков и 6 океанов; 3) 4 материка и 5 океанов
2)6 материков и 4 океана; 4) 6 материков и Мировой океан
2)Какой материк Земли самый большой?
1) Евразия 3) Южная Америка
2)Австралия 4) Северная Америка
3) Какой материк пересекают все меридианы?
1)Африку 3) Антарктиду
2)Австралию 4) Северную Америку
4) Какая часть поверхности Земли занята сушей?
1) 50% 2) 75 % 3) 29 % 4) 71 %
5) Древний материк в южном полушарии, давший начало южным материкам назывался:
а) Лавразия б) Пангея в) Гондвана г) Евразия
Вариант 2
1)Какой материк пересекает начальный меридиан?
1) Евразию 3) Южную Америку
2) Австралию 4) Северную Америку
2) Какой материк Земли самый маленький?
1)Евразия 3) Южная Америка
2)Австралия 4) Северная Америка
3) Из каких частей состоят плиты литосфер
1) из материковой коры 3) из материковых и океанических участков 2) из шельфа и ложа океана 4) из океанической коры
4) Как называются подвижные участки земной коры? 1) рельеф 3) ложе океана
2) шельф 4) сейсмические пояса
5) Древний материк в южном полушарии, давший начало северным материкам назывался:
а) Лавразия б) Пангея в) Гондвана г) Евразия
Вариант 1
1) На Земле существует:
1)6 материков и 6 океанов; 3) 4 материка и 5 океанов
2)6 материков и 4 океана; 4) 6 материков и Мировой океан
2)Какой материк Земли самый большой?
1) Евразия 3) Южная Америка
2)Австралия 4) Северная Америка
3) Какой материк пересекают все меридианы?
1)Африку 3) Антарктиду
2)Австралию 4) Северную Америку
4) Какая часть поверхности Земли занята сушей?
1) 50% 2) 75 % 3) 29 % 4) 71 %
5) Древний материк в южном полушарии, давший начало южным материкам назывался:
а) Лавразия б) Пангея в) Гондвана г) Евразия
Вариант 2
1)Какой материк пересекает начальный меридиан?
1) Евразию 3) Южную Америку
2) Австралию 4) Северную Америку
2) Какой материк Земли самый маленький?
1)Евразия 3) Южная Америка
2)Австралия 4) Северная Америка
3) Из каких частей состоят плиты литосфер
1) из материковой коры 3) из материковых и океанических участков 2) из шельфа и ложа океана 4) из океанической коры
4) Как называются подвижные участки земной коры? 1) рельеф 3) ложе океана
2) шельф 4) сейсмические пояса
5) Древний материк в южном полушарии, давший начало северным материкам назывался: