№ | Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
II. | Актуализация знаний. Целеполагание | Помочь обучающимся определить тему, цели и задачи урока, вызвать эмоциональный интерес к изучению новой темы. | Фронтальная Индивидуальная | Учитель организует работу с фрагментом картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье» на шмуцтитуле раздела (с. 43). Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь. Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в городе – направо, налево, прямо… Предлагает представить себя в другой ситуации В тундре? В лесу? Ночью? Есть ли выход из данного положения? Какие способы ориентирования вы знаете? (на доске создаёт схему, со слов детей) А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться? Организует работу по заполнению таблицы (1,2) Организует работу с заданием «Верные и неверные утверждения» | Рассматривают фрагмент картины, отвечают на вопросы учителя, называют тему урока, записывают в тетрадях. Прогнозирование «Верные и неверные утверждения» Работают с предложенным «Ассоциативным рядом» (Слайды «Лес днём», «Лес ночью»), рассказывают как будут выходить из данного положения. Дают ответ, используя личный опыт и знания из природоведения (ориентироваться по Солнцу, по звездам, по мху, по муравейнику …). Прогнозируют результат изучения (цели, задачи) Таблица Знаю | Хочу узнать | Узнал | 1 | 2 | 3 | | | | Озвучивают свои записи Работают с заданием (отмечают: да/нет) | Личностные: осознание учащимися смысла учения Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: - целеполагание, прогнозирование Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: определяют область знания/незнания. | Самооценка (Оценочный лист) |
III. | Изучение нового материала 1.ОРИЕНТИРОВАНИЕ 2.АЗИМУТ | Выявить места и причины затруднения. Организовать поиск решения учебной задачи. Построить ориентированную основу для освоения новых терминов и понятий | Фронтальная Индивидуальная Работа в группах Фронтальная Фронтальная Фронтальная Работа в группах | 1.А) Организует работу по формированию понятия «ориентирование» -Что же такое «ориентирование»? - Сравните свой ответ с определением в учебнике на с. 44 - А зачем так важно уметь ориентироваться? (предлагает прочитать материал учебника с 44 1 и 2 абзацы, дополнить свои ответы новой информацией) -Какие стороны горизонта вы знаете? 1.Б) Беседа: что такое компас, его части, правила работы. Организует работу с компасом, осуществляет помощь в определении сторон горизонта. 1.В) Организует работу с карточкой «Определите и запишите, в какой стороне класса находится доска, дверь, полки, окна, стенды?» 2.А) Организует работу по формированию понятия «азимут» Объясняет, что такое азимут, как его определить, для каких целей он нужен. (Слайд) 2.Б) Организует работу по закреплению определения «азимута» на предмет (работа по учебнику с определением, 3 и 4 абзацами статьи) - Что такое АЗИМУТ? Что лежит в основе? Как определить азимут? 2.В) Организует работу по определению азимута на объекты 2.Г) Организует работу по определению сторон горизонта: 90о, 180о, 270о, 360о Эталон выполненного задания (Слайд) А как нужно ориентироваться на местности? А ночью? | 1.А) Отвечают на вопросы учителя, сравнивают свой ответ с определением в учебнике, рассказывают определение друг другу. Ответы учащихся, читают материал с 44, извлекают новую информацию 1.Б) Отвечают на вопросы, Практическая работа с компасом 1.В) Работают с компасом: определение сторон горизонта на предметы кабинета выполняют задание, сверяют с эталоном, проводят самоанализ, самооценку выполненного задания 2.А) Слушают объяснение учителя. 2.Б) Работают с определением в учебнике с 44 Отвечают на поставленные вопросы (в основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол). 2.В) В совместной деятельности с учителем определяют азимут на различные объекты (учебник с 44 рис. 31 1-2 объекта) 2.Г) Заменяют азимут на название стороны горизонта. выполняют задание, сверяют с эталоном, проводят самоанализ, самооценку выполненного заданий | Предметные: знают, понимают определения «ориентирование», «азимут», «план местности»; показывают умение применять полученные знания при решении частных задач Личностные: проявляют способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; проявляют учебно-познавательный интерес к выполнению заданий; Регулятивные УУД: определяют область знания/незнания. Познавательные УУД: на основе сравнений, наблюдений высказывают простые суждения и самостоятельно делают выводы Регулятивные УУД: организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, прогнозируют предвосхищение результата, показывают владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений Коммуникативные УУД: включаются в коллективное обсуждение вопросов; формулируют ответы на вопросы; договариваются и приходят к общему решению при выполнении заданий; поддерживают доброжелательное общение друг с другом; признают свои ошибки; понимают и принимают задачу совместной работы (парной, групповой), готовят выступления перед другими Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения ответа с заданным, оценивать выполнение задания по заданным параметрам. | 1.А) Самооценка, взаимооценка (Оценочный лист) 1.Б) Самопроверка 1.В) Самопроверка, самоконтроль, самооценка (Оценочный лист) Наблюдение, опрос 2.Б) Исследование Опрос 2.Г) Самопроверка, самоконтроль, самооценка (Оценочный лист) |
| 3. ПЛАН МЕСТНОСТИ | | Фронтальная Индивидуальная Работа в паре | 3.А) Организует работу по формированию понятия «план местности» -Что же такое «план местности»? -Как изображается местность на плане? -Для каких целей он необходим? 3.Б) Организует работу с планом местности: - определить какие объекты нанесены, -как узнали, где находятся по сторонам горизонта | 3.А) Читают определение, осмысливают (с 45), рассказывают друг другу определение, задают друг другу вопросы по определению «План местности». 3.Б) Выполняют задания учителя по плану местности (Рис.32 на с 45), обсуждают, готовят сообщение для выступления | Познавательные УУД: создание, применение и преобразование знаков, символов и схем для решения учебных и познавательных задач | Наблюдение. опрос Исследование, наблюдение |
IV. | Закрепление изученного | Организовать деятельность по осуществлению контроля за правильностью выполнения способа действия | Групповая (парная) Фронтальная | 1) Организует работу по закреплению понятий «план местности», «ориентирование», «азимут» Сверьте с эталоном, оцените с помощью сигнальных карточек 2) Организует работу по написанию Синквейна (стихотворение) | 1) Выполняют задания рубрики «Это я могу»: 1-5; сличают с образцом, оценивают 2) В совместной деятельности с учителем составляют Синквейн понятия «азимут» | Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к выполнению заданий; показывают способность к самооценке на основе критерия успешности учебной Регулятивные УУД: осуществляют контроль в форме сличения ответа с заданным эталоном | Самооценка с помощью сигнальных (разного цвета) карточек |
V. | Контролирующее задание | Проверить уровень усвоения изученного материала, применение общего способа действия для решения частных задач | Индивидуальная работа | 1.Организует работу с рубрикой «Это я могу»: 6,8,9, организует сверку выполненных заданий по эталону | Самостоятельно выполняют задания рубрики «Это я могу»: 6,8,9, включаются в контрольно-оценивающую и коррекционную деятельность | Предметные: соответствуют запланированным Регулятивные УУД: осуществляют контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом; осуществляют самопроверку работы; находят в работе ошибки, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осознание качества и уровня усвоения. | Самопроверка, самооценка |
VI. | Рефлексия изученного на уроке | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Индивидуальная | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. - Какие цели ставили перед собой? - Достигли мы цели? - Назовите ключевые термины урока. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | -Отвечают на вопросы по рефлексии; - сверяют работу с заданием «Верные и неверные утверждения» (по эталону) - заполняют таблицу (3) Таблица Знаю | Хочу узнать | Узнал | 1 | 2 | 3 | | | | -переводят выставленные баллы в оценку за урок | Предметные результаты: соответствуют запланированным Личностные: мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД: учатся анализировать и оценивать успешность своей деятельности, соотносить полученный результат с поставленной целью и проводить самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы урока. | Наблюдение, самооценка (Оценочный лист) Оценка эмоционального настроя (показывают «смайлики» настроения) |
| Итоги и самоанализ урока | Этапы урока соответствуют типу урока. 1. Организационный. Урок прошёл быстро, эмоционально, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. 2.Актуализация знаний. Целеполагание. Использовались приёмы повторения ранее изученных учебных действий и знаний. Был поставлен проблемный вопрос по репродукции картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье». Полученная информация была связана с жизненной ситуацией. Результатом работы с классом стало создание кластера и заполнение таблицы «ЗУХ», которая включает целеполагание. 3.Изучение нового материала. Включает в себя работу с терминами, работа с эталоном, постановку проблемного вопроса. По изучению ориентирования использована фронтальная, индивидуальная, групповая формы работы, включая практическую работу с компасом. Групповая работа завершилась ответами на вопросы карточек. Учащиеся оценили свою работу с понятием «ориентирование» в листах самопроверки. По изучению азимута применена фронтальная и групповая формы работы. Для снятия мышечной усталости и сохранения эмоционального настроя проведена физминутка. По усвоению понятия «план местности» использовалась парно-фронтальная форма обучения. Практическая работа с планом местности в парах завершилась выступлениями пар перед учащимися. Учащиеся оценили свою работу с понятием «план местности» в листах самопроверки. 4. Закрепление изученного. Организована работа по закреплению изученных понятий: работа по эталону, написание синквейна по понятию «азимут». Учащиеся оценили полученные на уроке знания с помощью сигнальных карточек. 5. Контролирующее задание. Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Это я могу» продемонстрировало высокий уровень усвоения учащимися изученного материала. 6. Рефлексия. Рефлексия предметная была проведена с помощью оценочного листа и таблицы «ЗУХ», рефлексия эмоционального настроения – через «смайлики» настроения. 7. Домашнее задание включало в себя (помимо выполнения заданий учебника) написание синквейна. |