kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Россияне на рынке труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии для 8 класса по теме "россияне на рынке труда". Цель урока: 

Раскрыть особенности понятия «трудовые ресурсы»

Раскрыть причины и следствия безработицы

Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день

Сформировать представление о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Россияне на рынке труда»

Урок географии в 8 классе.

Тема: «Россияне на рынке труда»

Цели:

Раскрыть особенности понятия «трудовые ресурсы»

Раскрыть причины и следствия безработицы

Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день

Сформировать представление о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов

Задачи:

Образовательные: научить определять существенные признаки понятий: рынок труда, трудоспособный возраст, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица; выявлять причины и уровень безработицы в нашей стране, в нашем регионе, составлять на основе опроса рейтинг профессий, востребованных в Калининградской области.

Развивающие задачи: развивать познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, статистических данных; развивать умение самостоятельно выдвигать цели, выделять проблему, выдвигать гипотезы и искать пути решения; развивать связную устную речь через умение вести диалог.

Воспитательные задачи: воспитание чувства коллективизма, толерантности, умение отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех участников, при решении проблемных ситуаций.

Используемый УМК: «Полярная звезда» издательства «Просвещение»

Оборудование: проектор, схемы в учебнике, тест по профориентации, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России.

А что вам известно о рынке труда? Что это такое?

Учащимся предлагается несколько определений. Выбирают и анализируют

Рынок труда — это совокупность экономических отношений, связанных с отношениями купли-продажи специфического товара - рабочей силы, на котором совершается обмен труда на заработную плату

Рынок труда - представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу

Сегодня на уроке мы поговорим о рынке труда в России (запись темы урока в тетрадь).

В России проживает, около 142 млн. человек. Всё население нашей страны можно разделить на три группы:



А к какой категории вы отнесёте себя?

Но есть ещё одно понятие – это трудовые ресурсы.

Кто, по вашему мнению, может из этих трёх групп относится к ним?

Итак, трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также работающие пенсионеры и подростки,

Рассмотрим схему на странице 44 вашего учебника.

Здесь приведена схема трудовых ресурсов России по переписи 2010 года. Всё население страны тогда было равно 142 млн. человек. Оно делится на три группы – население моложе трудоспособного возраста (моложе 16 лет) - 25 млн. человек; население трудоспособного возраста – 86 млн. человек и население старше трудоспособного возраста - 28 млн. человек.

Нас в данном случае интересует трудоспособное население, из числа которого вычленяется нетрудоспособное население – это инвалиды (их около 3 млн.), а оставшаяся часть способна трудиться.

Но так как к трудовым ресурсам ещё причисляются дети и пенсионеры, способные работать в народном хозяйстве, общее количество трудоспособных увеличивается до 89 млн. Но из этого количества нужно убрать женщин, ухаживающих за маленькими детьми, т.е. находящихся в декретном отпуске; студентов, которые только обучаются своим профессиям и работают непостоянно; а так же людей, занимающихся домашним и личным подсобным хозяйством. В итоге получается, что настоящее экономически активное население страны – это 76 млн. человек. Но человеку всегда было свойственно желание искать лучшее место для себя, и некоторая часть людей из этого количества считает себя безработными, ища «…лучшее место под солнцем…» в 2008 году по статистике безработных было около 6 млн., а 70млн. – занято в экономике.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

А как вы считаете, количество безработных сейчас увеличилось, ли уменьшилось?

  1. Работа в группах. Задания подготовлены на листках:

1 группа: Причины безработицы

2 группа: следствия безработицы

3 группа: Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы?

4 группа: Зависит ли безработица от структуры хозяйства? Аргументируйте

5 группа: Предложения по сокращению безработицы в Калининградской области и г. Советске

Решение проблемного вопроса: Как вы считаете, можно ли сейчас прожить на пособие по безработице?

А какой же тогда выход?

А вы можете уже сейчас побеспокоиться о том, что проблема безработицы вас не коснулась?

Да, верно, нужно постараться выбрать престижную профессию.

А какие профессии в современное время можно считать престижными? Перечислите их по ранжиру – от самой престижной в количестве 10 штук. Перечислите профессии, которые по вашему мнению, являются доходными.


  1. Индивидуальная работа с таблицей. Таблица раздается заранее

Профессия____________________

Качества личности, нужные для выбранной профессии

Мои качества, помогающие овладеть выбранной профессией

Мои качества, препятствующие овладению выбранной профессией




За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.

  1. Вопросы для самооценки

  1. Установите соответствие

1.Экономически активное население А. Постоянное обновление полученных знаний

2.Трудовые ресурсы Б. Население, занятое в экономике

3. Непрерывное образование В. Часть населения, способного работать в хозяйстве

2. Выберите верный ответ. Экономически активное население в России составляет:

А. 55% Б. 85% В. 95%

3. Выберите верный ответ. Величина трудовых ресурсов определяется:

А. численностью работоспособного населения

Б. количеством безработных

В. возрастным составом населения

Г. количеством работающих пенсионеров и подростков

  1. Домашнее задание: §9

  2. Рефлексия. Билетик на выход

  3. Итог урока. Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным. (Сенека)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Россияне на рынке труда

Автор: Ширшонкова Елена Николаевна

Дата: 04.10.2020

Номер свидетельства: 559090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Россияне на рынке труда. Презентация к уроку географии. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "rossiiane_na_rynke_truda_prezentatsiia_k_uroku_geografii_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "559160"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1601882496"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Планирование "Личная экономика" "
    ["seo_title"] => string(32) "planirovaniie-lichnaia-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "100938"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402400080"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Великий, могучий русский язык"
    ["seo_title"] => string(29) "vielikiimoghuchiirusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "310049"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458913606"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial-naia-rieabilitatsiia-dietiei-s-ogranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "143372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418530310"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Использование игр на уроках английского языка,как средство повышения мотивации и эффективности обучения детей – инофонов."
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_igr_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_kak_sredstvo_povysheniia_motivats"
    ["file_id"] => string(6) "532294"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576525311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства