Проверка домашнего задания по теме: Рельеф Африки.
Учитель: Ответьте на вопросы:
1) Назовите и покажите на карте преобладающие формы рельефа Африки.
2) На какие две части можно разделить материк по формам рельефа? Как различается рельеф этих районов?
3) В каких частях находятся горы? Определите их возраст.
4) Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?
5) Какое влияние будет оказывать рельеф на формирование других компонентов природы: климата, внутренних вод, природных зон.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Вступительная беседа: Чтобы дать полную характеристику природы материка какие компоненты следует еще рассмотреть?(климат, внутренние воды, животный и растительный мир)
-Назовите от чего зависит формирование климата на определенной территории? (от климатообразующих факторов).
- назовите основные климатообразующие факторы (географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс).
Учитель : Давайте вспомним особенности географического положения Африки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В ходе данного урока продолжается изучение основных особенностей
природы материка. Задания и практические упражнения направлены на систематизацию изученного материала по климатическим поясам Земли, а также на определение зависимости и взаимосвязи между компонентами природы данного континента.
При подготовке к уроку класс следует разделить на 3 рабочие группы. Каждой группе дается задание по подбору данных и интересных сведений по определенному климатическому поясу Африки.
Планируемые результаты:
Предметные: Объяснение влияния каждого климатообразующего фактора на формирование климата материка; на распределение температур и осадков.
Выявление по карте влияния подстилающей поверхности, морских течений на климат отдельных территорий. Составление характеристики климата климатических поясов и областей. Чтение климатограммы. Оценка климата материка для жизни и хозяйства людей
Метапредметные: Умение определять взаимозависимость основных компонентов природы. Оценка климатических условий для жизни и развития африканских народов на основе сопоставления ареалов с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.
Оборудование:
1. учебник А. Коринской, И. В.Душиной, В. А.Щенева. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2013
Проверка домашнего задания по теме: Рельеф Африки.
Учитель: Ответьте на вопросы:
1) Назовите и покажите на карте преобладающие формы рельефа Африки.
2) На какие две части можно разделить материк по формам рельефа? Как различается рельеф этих районов?
3) В каких частях находятся горы? Определите их возраст.
4) Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?
5) Какое влияние будет оказывать рельеф на формирование других компонентов природы: климата, внутренних вод, природных зон.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Вступительная беседа: Чтобы дать полную характеристику природы материка какие компоненты следует еще рассмотреть?(климат, внутренние воды, животный и растительный мир)
-Назовите от чего зависит формирование климата на определенной территории? (от климатообразующих факторов).
- назовите основные климатообразующие факторы (географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс).
Учитель : Давайте вспомним особенности географического положения Африки.
Учащиеся отвечают у доски по карте, называя основные особенности географического положения континента. (Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит между двумя тропиками. На севере материк более вытянут с запада на восток, чем на юге. и т.д.)
Работа с картой «Климатическая карта мира» (стр.12)
Учитель: Какие климатические пояса выделяются на Земле? (учащиеся перечисляют все климатические пояса.)
- по каким показателям климатические пояса делят на основные и переходные? ( по господствующим воздушным массам).
- определите в каких климатических поясах расположен материк Африка. ( экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический.
Работа с картой «Климатическая карта Африки» ( атлас, стр.25)
- Назовите климатические пояса, которые занимают самые большие площади и самые маленькие площади. (самые большие площади занимают тропический пояса и субэкваториальный пояс)
Учащимся предлагается по картам определить: самые жаркие пояса; самые влажные пояса; самые засушливые пояса; пояса, где самые низкие температуры воздуха зимой).
Работа с картами атласа на стр.25
Учитель: - Давайте с помощью карт заполним таблицу:
«Климатические пояса Африки» (экваториальный пояс заполняем вместе). Просмотр фрагмента экваториальный пояс из фильма: « Климатические пояса Земли».
Класс делится на 3 группы, каждая группа выполняет свое задание.
1-я группа – характеристика субэкваториального климата,
2-я группа – характеристика тропического климата
3-я группа – характеристика субтропического климата.
В ходе работы должна получиться таблица со следующими показателями:
«Климатические пояса Африки»
Климатический пояс
Воздушные массы
Давление
Средние Т лета; Т зимы
Кол-во осадков
Экваториальный
В течение всего года – ЭВМ
Н
+24-+25˚ в течение года
Много осадков в течение всего года
Субэкваториальный
Летом- ЭВМ Зимой - ТВМ
Летом Н; зимой - В.
лето +24-25˚
Зима + 18-+24˚
Лето влажное, зима-сухая
тропический
ТВМ
В
Лето-+32˚зима +16˚-+18˚
Сухой климат
субтропический
Летом- ТВМ; зимой –Умеренные
Летом - В
Зимой- Н
Лето +25-28˚
Зима+8˚
Лето - сухое, зима влажная
Выступления учащихся.
Один человек от группы дает характеристику своего климатического пояса. После его выступления остальные учащиеся, дополняют характеристику климатического пояса интересными фактами и примерами, заранее подготовленными дома.
( после выступления 2 группы просмотр фрагмента тропический пояс)
Учитель: Что такое климатограмма и что можно узнать по данному графику? ( Климатограмма -графическое изображение годового хода двух каких-либо элементов климата, обычно температуры и осадков).
Работа с климатограммами Африки на стр. 344 (учебник «География» 7 класс).
План работы с климатограммой:
Выявите ходовой ход температур. Чему равны средние показатели июля и января. Какова годовая амплитуда температур.
Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим выпадения в течение года.
Определите тип климата.
Работа в группах. Каждая из 3-х групп получает задание охарактеризовать и определить тип климата по одной из климатограмм на стр. 83 (учебник «География» 7 класс).
После подготовки каждая группа называет тип климата по климатограмме и объясняет ход рассуждений. ( 1 климатограмма- экваториальный климат, 2 климатограмма – субэкваториальный северного полушария, 3 климатограмма- тропический северного полушария).
III. Закрепление материала. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.
1. Докажите, что Африка самый жаркий материк земной шара.
2. В каком поясе всегда лето?
3. Почему в тропических поясах распространен сухой пустынный климат?
4. В каких поясах от времени года зависит наличие или отсутствие дождей?
5. Подумайте, какие районы Африки имеют наиболее благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности человека климатические условия?
6. Почему в основных климатических поясах погода в течение года заметно не меняется? Почему она меняется в переходных поясах?
7. Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня Сахара или Калахари?
Практическое задание: На карту Африки на доске нанесите основные показатели климата, характерные для разных климатических поясов. (учитель подготавливает небольшие карточки с показателями температуры, давления, осадков. Учащийся должен определить к какому климатическому поясу относится данный показатель и правильно прикрепить на карту Африки, с помощью магнита).
IV. Подведение итогов, оценка работы. Каждой группе предлагается оценить свою работу и работу других групп.