Тема урока: «Как и почему изменяется рельеф России»
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся, именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобретали самостоятельно. Применение информационных технологий на данном уроке позволит сделать его ярким насыщенным, эмоциональным. А также позволит выполнить большой объем работы, разнообразить виды деятельности обучаемых, включать все виды восприятия учебного материала. Наиболее эффективна в этом отношении работа учащихся исследовательского характера.
Предметная область: география. Учебный модуль: литосфера. Тема урока: «Как и почему изменяется рельеф России» Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи:
Образовательные:
обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных процессах формирующих рельеф России.
Развивающие:
развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
развивать умения действовать самостоятельно.
Воспитательные:
воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
воспитывать положительное отношение к знаниям;
воспитывать дисциплинированность.
Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Познакомится с новыми терминами и понятиями. Формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов. Продолжить работу с географическими картами.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, учебники, атласы для 7, 8 классов, ПК, инструктивные карты, кроссворды, художественное слово
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Рельеф России» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Ахапкина Раиса Григорьевна,
учитель географии
высшая квалификационная категория
п. Майский 2014г.
Урок географии в 8классе
Тема урока: «Как и почему изменяется рельеф России»
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся, именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобретали самостоятельно. Применение информационных технологий на данном уроке позволит сделать его ярким насыщенным, эмоциональным. А также позволит выполнить большой объем работы, разнообразить виды деятельности обучаемых, включать все виды восприятия учебного материала. Наиболее эффективна в этом отношении работа учащихся исследовательского характера.
Предметная область: география. Учебный модуль: литосфера. Тема урока: «Как и почему изменяется рельеф России» Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи:
Образовательные:
обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных процессах формирующих рельеф России.
Развивающие:
развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
развивать умения действовать самостоятельно.
Воспитательные:
воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
воспитывать положительное отношение к знаниям;
воспитывать дисциплинированность.
Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Познакомится с новыми терминами и понятиями. Формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов. Продолжить работу с географическими картами.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, учебники, атласы для 7, 8 классов, ПК, инструктивные карты, кроссворды, художественное слово
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие класса. Добрый день, дорогие друзья! Я предлагаю вам необычный урок, урок – исследование, на котором вы сами будете добывать знания по данной теме.
II. Актуализация знаний.
Есть у нас в России прекрасные равнины, Там чистейший воздух, там цветут люпины, Кое – где с холмами, плоские другие, На равнине также мы живем с родными. У моей России горы величавы, Выросли грядами, гордые, как павы. Вот седой Урал, порос травою, А Кавказ высокий укрылся снежной мглою. У моей России бескрайние просторы, Не окинешь взглядом, не объедешь скоро. Отправляйся в горы, отдохни в низине, Все, что ты увидишь – Родина, Россия!
Работать будем в опорных конспектах. Выполнение задания №1
Задание №1. Кроссворд. Используя опорные знания и умения, определим основные понятия, необходимые для дальнейшего изучения рельефа России. Для этого предлагаю решить кроссворд (у каждого обучающегося на столе).
- Работаем быстро, но будьте внимательными, отвечая на вопросы. У каждого из вас есть возможность получить хорошую отметку. Желаю успеха!
Рис. 1
Вопросы:
Вся совокупность неровностей земной коры (рельеф)
Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равниной и сильно расчлененная (горы)
Обширные участки с ровной или холмистой поверхностью (равнины)
Каменная оболочка Земли, которую образуют земная кора и верхняя часть мантии (литосфера)
Равнина, имеющая высоту от 0-200 метров (низменности)
Древний, относительно устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит древний кристаллический фундамент, покрытый сверху осадочным чехлом (платформа)
Равнина, имеющая абсолютную высоту от 500 метров и выше (плоскогорье)
Подвижные неустойчивые участки земной коры (складчатость)
Равнина, имеющая абсолютную высоту от 200-500 метров (возвышенность)
Учитель: Ребята, поднимите руку те, кто справился на «5» и «4». Молодцы! Решив, кроссворд мы с Вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
– Что мы будем изучать на уроке? Какая тема урока? – Цели урока. (Слайд 2).
Выяснить……?
Доказать……...?
Определить…….?
Запись темы урока в тетрадь.Тема урока: «Как и почему изменяется рельеф России».
1. Практическое задание
На основе анализа карт атласа установить особенности рельефа России. Сопоставив физическую и тектоническую карты сделать вывод о связи рельефа со строением земной коры.
Выявленные особенности рельефа России учащиеся могут отразить в виде таблицы.
Особенности рельефа
Чем обусловлены
Большое разнообразие форм
Различное тектоническое строение и сложная история развития территории
Преобладание равнин
В основании большей части территории России расположены платформы
Равнины окаймлены горами
По окраинам платформ проходят подвижные участки, т. е. переживающие горообразование
Общий уклон территории к северу
Общий уклон фундамента платформ и краевые прогибы
На востоке страны поверхность выше, чем на западе
Тихоокеанская плита сползает под Евразийскую
2. Рельеф – это очень важный компонент природы. Я как вы думаете, что оказывает влияние на формирования рельефа? «Как и почему изменяется рельеф России».
Работа в группах. Чтение текста параграфа §14 и заполнение таблицы. Анализ карты - схемы
Проблема: На возникновение, каких форм рельефа повлияли преимущественно внутренние силы, а каких — внешние?
?! Какие виды тектонических движений преобладают на территории России?
Работа в группах по инструктивным карточкам
I группа – объясняет внутренние процессы.
II группа – объясняет внешние процессы.
III группа – объясняет стихийные бедствия
Инструктивная карта № 1
Заполните таблицу.
Новейшие тектонические движения в России.
Вид движения
Районы, где происходит
1. Очень слабые поднятия
2.Слабые поднятия
3.Интенсивные поднятия
4.Слабые опускания
Инструктивная карта № 2
Заполните таблицу.
Внешние процессы, формирующие рельеф
Вид процесса
Причины и особенности
Районы, где происходит
Инструктивная карта № 3
Заполните таблицу.
Стихийные природные явления
Вид процесса
Районы, где происходит
Предупреждающая
Деятельность человека
Обсуждение результатов самостоятельной работы
IV. Опережающие задания. 1. Влияние космоса на рельеф:___________
2. Влияние антропогенного фактора на рельеф:_______________________
VI. Проекты. Что узнал нового? Сделал открытие__________________
VII. Первичное закрепление знаний. Это важно знать!
1.Внешние процессы
2.Внутренние процессы
3.Перечислите виды деятельности человека, воздействующие на рельеф.
VIII.Рефлексия: ребята, что мы хотели сегодня выяснить? (как и почему изменяется рельеф). Этой цели мы достигли! А каждый из вас достиг поставленной цели? Заработали вы свою оценку? (подняли руки те, кто цели достиг). Молодцы! Те, кто цели не достиг: почему это произошло? Что помешало? Что необходимо будет сделать в следующий раз?
IX. Домашнее задание. §14, творческое задание
Проект «Рельеф и климат»
Интересные факты
Литература:
Дронов В.П.География России. 8 кл., 2010. Дрофа.
Школьный атлас. География России. 8 класс.
Школьный атлас. География материков и океанов. 7 класс.